Семья и школа: грани сотрудничества (стендовый доклад)
Семья и школа: грани сотрудничества
Автор: Хворова Ольга Витальевна,
Педагог – психолог
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»
Залогом успешного воспитания и развития детей является грамотно организованное сотрудничество семьи и школы. Результаты анкетирования детей и родителей выявили ряд проблем в реализации работы данного направления:
Недостаточность психолого – педагогических знаний у большинства родителей;
Отсутствие возможности общения между семьями;
Снижение значимости семейных традиций.
Цели работы:
Повышение воспитательных функций семьи;
Вовлечение родителей в процесс организации образовательной деятельности;
Оказание психолого – педагогической помощи семье;
Организация единого пространства для сотрудничества семьи и школы.
Задачи работы:
Формирование бережного отношения к физическому, духовному, психическому здоровью ребенка как к главной ценности;
Вовлечение взрослых и детей в мероприятия с целью укрепления взаимоотношений семьи и школы;
Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей
Оказание социальной, педагогической, воспитательной помощи семьям;
Выяснение и профилактика проблем и конфликтов в семье.
Формы организации взаимодействия:
Индивидуальные консультации, беседы в ходе которых, родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Семинары – практикумы («Скоро в школу мы пойдем», «Разговоры по душам», «Трудности и особенности адаптации», «Мой ребенок - выпускник»)- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Коллективные творческие мероприятия (праздничные мероприятия, школьные концерты, спектакли, «3D субботы») - родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Родительские собрания («Пережить подростковый кризис», «Из 4 в 5», «Готовимся к школе», «Общаться с ребенком. Как?») - дают возможность повышения родительской компетентности в вопросах обучения детей, формирование родительского общественного мнения, родительского коллектива. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы и т.д.
День открытых дверей (посещение уроков, классные собрания, вовлечение родителей в школьную жизнь) проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Классные детские мероприятия. В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.). Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.
Тематические консультации. Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
Мероприятия диагностического характера – необходимы для прогнозирования возможных проблем и поиска оптимального их решения.
Выставки работ (оформление стендов для родителей с использованием детских рисунков и поделок) Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная. Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д. Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
Посещение семей на дому - посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
Заключение
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
педагогическому просвещению родителей;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
Общественная активность семей
Привлечение участников
образовательных отношений к разрешению конфликтов
(чел.)
Стиль семейного воспитания