Программа кружка по русскому языку Занимательная грамматика
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО Заседание методического Директор МОУ СОШ № 37
совета школы
Протокол №___ Протокол №___ Приказ № __
« ___» __________2011 « ___» __________2011 « ___» __________2011
Рабочая программа кружка по русскому языку
« Занимательная грамматика»
5 класс
на 2011-2012 учебный год
Составитель программы:
Демидович Е.А.,
учитель русского языка
и литературы
г.Ленинск-Кузнецкий
2011 г.
Пояснительная записка.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в классах, особенно в 5-ом, легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учётом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда ребёнок больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Кружковая работа также преследует цель подготовки одарённых детей к олимпиадам по предмету.
Программа кружка включает в себя вопросы по всем разделам грамматики. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.
Цель : пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; научить бережно обращаться с ним; выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности.
Задачи:
-воспитание коммуникативной культуры школьников;
- выявление и поддержка одаренных учащихся;
- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку;
- развитие устной и письменной связной речи учащихся;
- формирование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
- пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
- развитие индивидуальных способностей учащихся.
План работы кружка русского языка
«Занимательная грамматика»
1 четверть
1. Организационное занятие.
2. Можно ли писать без букв?
3. Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы, когда-то страшные.
4. «Кто лучше знает падежи?»
5. Сочини сказку.
6.. Словесные раскопки.
7. Как они пишутся? (Знакомство с орфографическими словарями)
8.. «Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг. Слово-магнит) .(3,04 с62)
9. Можно ли сломать язык? Знакомство со словарем С.И.Ожегова
2 четверть
10. «Тезки наоборот»
11. Давайте поиграем! (Лингвистические игры).
12. О словах разных, одинаковых, но разных.
13. «Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг. «Бином фантазии»)
14. Фонетика – это интересно.
15,16. Сочинения-миниатюры: «Весенняя симфония», «Песня веселого ручейка».
3 четверть
17. Давайте поиграем! (Лингвистические игры).
18. Сочинения-миниатюры «По следам событий»
19. Прочь с дороги! (Поговорим о сквернословии).
20. Как вас зовут?
21,22. История моей фамилии.
23. Сочини сказку (Сказки на лингвистические темы).
24. Фразеологические обороты. Крылатые слова.
25. Биографию имеют не только люди, но и слова.
26. Все люди меняются словами.
4 четверть
27. Диалектизмы рядом с нами.
28. Как придумать рассказ? ( По книге Джанни Родари «Грамматика фантазии»).
29. Что такое десница?
30. Давайте поиграем! (Лингвистические игры).
31. Откроем шкатулку с богатствами русского языка.
32. «Рождается внезапная строка» (Речетворческий тренинг: «Композитор», «Ассоциативные шаги»).
33. Секреты орфографии.
34. Итоговое занятие.
Список литературы:
1. Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.
2. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997.
3. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.
4. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
5. Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.
6. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.
7. Пашкова Г.И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиям при обучении орфографии. // РЯШ. – 2004. - №5.
8. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
9. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // РЯШ. – 2004. - №2.
10. Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5.
11. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1966.
12. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2.
13.Ясинская С.Г. Система уроков развития речи на основе книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». // РЯШ. – 2005. - №6.
14. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
15