Программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПИЧУЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДУБОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее распространённым видом внеклассной работы является кружок русского языка, или кружок любителей русского языка
Все занятия в кружке русского языка строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы.
Кружок русского языка является как бы «введением» в науку о языке, и знакомит учащихся с различными аспектами лингвистики. Призван пробудить в детях глубокий интерес к грамматике, орфографии, лексике, стилистике.
На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Опыт работы таких кружков показывает, что занятия можно строить и на основе материала, изучаемого в данное время в классе, и независимо от программного материала и времени его изучения.
В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже воспринимать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматике.
Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики без учёта времени его изучения. Этот путь более широкий: в занимательной форме можно и повторять пройденные темы, и закреплять текущий материал, и знакомить школьников с ещё не изученными грамматическими темами.
В кружке занимательной грамматики ученики работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, задач.
Такой кружок не только расширяет, углубляет знания, но и прививает любовь к языку, воспитывает языковое чутьё, развивает смекалку и сообразительность.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Кружок посещают учащиеся 9 класса.
Цель программы: усовершенствовать знания уч-ся по грамматико-орфографическим темам программы по русскому языку.
Задачи:
1.Познакомить учащихся, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами.
2.Раскрыть «секреты» орфографии.
3.Научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи; составлять инструкции к орфографическим правилам.
4.Расширить знания учащихся по предмету.
5. Включать материал по подготовке к ГИА.
План работы кружка «Занимательная грамматика»
на 2012- 2013 учебный год
Дата
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
План/Факт
Дорога к письменности.
2
Как обходились без письма?
1
Древние письмена.
1
Кто-кто в алфавите живёт?
3
Как возникла наша письменность?
1
Меня зовут фонема.
1
Для всех ли фонем есть буквы?
1
В путь за «главным» правилом!
3
Тайна фонемы.
1
Опасные согласные.
1
На сцене гласные.
1
«Фонемные» и «нефонемные» правила.
3
«Фонемы повелевают буквами»
1
Правило о непроизносимых согласных -«фонемное»!
1
«Нефонемное» правило.
1
Как запомнить правило?
2
Волшебное средство-«самоинструкция».
1
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.
1
Память и грамотность.
1
Из чего строятся слова?
2
Строительная работа морфем.
1
Где же хранятся слова?
1
Смотри в корень!
3
Слова «родственники».
1
Кто командует корнями?
1
Корень и «главное» правило.
1
Литература:
1.А.В. Текучев /Методика русского языка в школе. – 2-е изд., - М., 1970.
Н.Н. Ушаков, Г.И. Суворов /Внеурочные работы по русскому языку. – М., 1985. – С.136.
2.Н.М. Шанский и др. /Краткий этимологический словарь русского языка. – 3-е изд. Испр. И доп. – М., 1975.
3.Л.Т. Григорян / Язык мой – друг мой. М., Просвещение. 1988
4. Орфография и русский язык. - М., Просвещение, 2003;
5.Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10.
– М., Аванта+, 2008;
6. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., Аспект Пресс, 2006;
7. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2004;
8.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - 2-ое изд.
- М., Просвещение,1996;
9.Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф. Современное русское письмо.- М., Просвещение,2004;
10.Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии.
- М., Просвещение,2005;
11. Материалы сети Интернет (ФИПИ).
Программа кружка
"Занимательная грамматика"Руководитель:
Капустина А.М.2012-2013 учебный годArial Black15