Конспект урока типы химических реакций на примере свойств воды (8 класс)


Конспект урока по химии на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды», разработанный учителем химии Громовой Г.И.
Цели урока: Изучить химические свойства воды, обобщить знания учащихся о значении воды для живых организмов, о строении молекулы воды, физических свойствах, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.
Задачи. 1)Образовательные: сформировать понимание связи между строением вещества, его свойствами и применением. 2)Развивающие: развить самостоятельность мышления, навыки исследовательской деятельности. 3) Воспитательные: привить интерес к предмету, формировать мировоззрение школьников.
Тип урока: комбинированный урок
Технология урока: урок с использованием ИКТ - технологии
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
развитие умения сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умение готовить и делать сообщения, умение пользоваться Интернатом для поиска учебной информации; обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению
Коммуникативные УУД
развитие умения вести беседу, диалог, задавать вопросы, формирование умения организовать учебное взаимодействие в группе, обучение процедурам обсуждения,
эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности
Регулятивные УУД
Формирование умения обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
Подготовка к уроку: создание интерактивной презентации.
Ход урока:
Организационный момент. (Звучит музыка Лесникова «Живая вода»)
Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» (слайд 1). Цели нашего урока - слайд № 2. Давайте вспомним, все, что вы, знает о воде – самом знакомом и самом загадочном веществе. Около 71% поверхности Земли покрыто Мировым океаном. Наша страна богата водными ресурсами. Водные просторы вдохновляли известных русских художников на создание шедевров. Давайте посмотрим репродукции известных русских художников Левитана, Айвазовского (слайды 4-8).
Затем учащиеся делают сообщения о роли воды на нашей планете, о роли воды для живых организмов.
Учитель: Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть, что вода — хранитель и распределитель на нашей планете солнечной энергии, главный творец климата, ежедневной погоды, аккумулятор тепла и, что особенно важно, необходимейшее условие жизни на планете. По образному выражению академика А. Л. Карпинского, «вода — это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».
Вода занимает исключительное положение в природе еще и потому, что без нее была бы невозможна жизнь. Живое вещество образовалось в первобытных морях из растворенных в них веществ. И с тех пор все химические реакции в каждой клетке тела любого животного или растения идут между растворенными веществами.
Повторим физические свойства воды, тип химической связи в молекуле воды.
К какому классу соединений относится вода? (оксиды).
Мы уже изучили 4 основных типа химических реакций в неорганической химии. Давайте вспомним эти типы: реакции разложения, соединения, замещения и обмена (слайд № 9).
Уточним определения основных типов реакций: опрос учащихся.
Сегодня познакомимся с химическими свойствами воды.
Вода легко вступает в химические реакции, и для нее характерны все 4 типа химических реакций.
Рассмотрим реакции разложения. Обратимся к истории, вспомним опыт Ван-Гельмонта (слайд № 10)
Голландский ученый Ван-Гельмонт, живший в XV веке, выращивал в течение 5 лет взвешенный отросток ивы весом 2кг во взвешенном количестве земли 80 кг, поливал только дождевой водой. Вес ивы через 5 лет составлял 60 кг, а вес земли 79 кг 943г, т.е. уменьшился всего на 57г. Ван-Гельмонт, не обнаружив после этого убыль веса земли, пришел к убеждению, что растения увеличиваются в массе за счет из воды, которой они поливаются (слайд №11)
Вопрос к классу: Как объясняет опыт Ван-Гельмонта современная наука?
При обсуждении вопроса учащиеся вспоминают явление фотосинтеза, в процессе которого растения разлагают воду на кислород и водород, который затем в результате биохимических реакций с углекислым газом образует глюкозу. Запишем уравнение фотосинтеза и расставим коэффициенты.
6CO2 + 6H2O= C6H12O6 + 6O2
Чтобы осуществить реакцию разложения воды в лаборатории, надо пропустить постоянный электрический ток. Такая реакция называется электролизом. Запишем уравнение реакции.
2H2O → 2H2 + O2
Что является условием для протекания данной реакции? Укажем это в уравнении. К какому типу относится данная реакция? Это реакция разложения.
Таким образом, вода может разлагаться под действием постоянного электрического тока на водород и кислород. Данная реакция называется электролизом.              
Реакции соединения. Проведем лабораторный опыт. В химический стакан насыплем немного порошка оксида кальция, прильем воды. Перемешаем, дадим отстояться. Отольем немного раствора в другой стакан, прибавим 1-2 капли фенолфталеина. Раствор окрасится в малиновый цвет. Какие вещества вступили в реакцию? Какое вещество образовалось? Запишем уравнение реакции.
CaO + H2O = Ca(OH)2
К какому типу относится данная реакция? Это реакция соединения (слайд № 12)
Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.
Посмотрим видеоопыт.
Оксиды неметаллов, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде. Запишем уравнение реакции (слайд № 11)
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
Все кислородсодержащие кислоты и основания называют гидроксидами.
Правило: Вода реагирует с оксидами только в случае, если образуется растворимый гидроксид.
Почему оксид кремния и оксид железа (III) не взаимодействуют с водой? Посмотрим  таблицу растворимости. Кремниевая кислота и гидроксид железа(III) нерастворимы.
Перейдём к следующему видеоопыту.( Слайд № 12.)
Какие вещества вступили в реакцию? Какие  вещества образовались? Запишем уравнение реакции.
2Na + 2HOН =2 NaOH + Н2 ↑
К какому типу относится данная реакция?
Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Тип реакции - реакция замещения.
Рассмотрим реакции обмена. Откройте таблицу растворимости. В некоторых клетках таблицы стоят прочерки. Они означают, что данное вещество в водной среде разлагается или гидролизуется. Запишем определение: гидролиз – это обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению. Запишем уравнение реакции гидролиза карбида кальция:
CaC2 + 2HOH  =  Ca(OH)2↓ + C2H2↑
Гидролиз может быть обратимым и необратимым.  Мы рассмотрели пример необратимого гидролиза. Реакции гидролиза жиров, белков, углеводов протекают в живых организмах.
Таким образом, вода обладает важными физическими, биологическими, химическими свойствами, что делает ее важнейшим веществом на Земле.
Подведём итоги урока.
Какие типы химических реакций характерны для воды?
С какими химическими веществами взаимодействует вода?
Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?
Рефлексия: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Д/З § 33, упр. 1, стр. 172
Список литературы:
1.О.С.Габриелян учебник химия 8 класс. Дрофа. М.-2013.
2.О.С.Габриелян. Книга для чтения учителя. Неорганическая химия. Дрофа. М.-2005.