Урок по экологии Основные экологические проблемы современности

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»
Отделение учебно-консультационных пунктов
Сценарий урока



ОУ:
УКП №6 при ФКУ ИК № 2

учитель:
Ишмуратова Фатыма Рахимяновна

предмет:
Экология
класс: 10
дата:

программа:
рабочая программа курса биологии В.Б. Захарова (линия Н.И. Сонина), издательства «Дрофа», 2010 г.

тема урока:
Основные экологические проблемы современности 

цели урока:
предметная:
составить грамотное экологическое представление о современном состоянии природной среды;


метапредметная:
развивать навыки работы с различными источниками информации, умения их преобразовывать


личностная:
формировать устойчивый познавательный интерес, личностную значимость проблемы

формируемые универсальные учебные действия:
познавательные:
дать оценку современного состояния природной среды


регулятивные:
рассмотреть современное состояние атмосферы; проанализировать состояние атмосферных осадков;


коммуникативные:
умение строить диалог с учителем и между собой;


личностные:
умение ставить вопросы и формулировать проблемы

межпредметные понятия
Границы биосферы и плотность жизни на ней, органический мир суши, почвы, океана.

оборудование:
Таблицы, иллюстрации, связанные с деятельностью человека на окружающий мир; распечатка законов Б. Коммонера на каждый стол

образовательная технология
технология проблемного обучения

методы и приемы:
частично поисковый метод, метод наглядности, словесный метод – беседа

компоненты ИКТ:


тип урока:
комбинированный урок

структура урока и регламент:

название этапа (элемента) урока
мин.


1.
Организационный момент
5


2.
Постановка цели работы
5


3.
Освоение нового материала
20


4.
Закрепление знаний
10


5.
Подведение итогов и заключительная беседа
5

информационные источники:
1. В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова Биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б.Захаров. – М.: Дрофа, 2012.


Дидактические цели этапов урока
№ п/п
Этапы урока
Цели

1
Организационный
(этап мотивации)
Приветствие обучающихся, настрой на занятие. Разбивает класс на группы. Раздает раздаточный дидактический материал, инструктирует учащихся

2
Постановка проблемы и цели работы
Подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач, смотивировать на изучение новой темы
Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, что еще не изучено; планирование своей деятельности.
Оценка и выделение проблемы
Познавательные:выдвижение предположения,
Коммуникативные:обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.
Личностные:проявляет устойчивый интерес к поиску решения проблемы.

3
Актуализация знаний
Дать определение понятию «Экологическое равновесие».
Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, самостоятельный поиск информации
Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание.

4
Изучение нового материала –решение проблемы
Выделить основные экологические проблемы человечества. Пути их решения.
Регулятивные: планирование деятельности, постановка цели работы, мобилизация сил, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит, преодоление трудностей.
Познавательные: установление причинно-следственных связей .
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации.


5
Закрепление материала
Проверка степени освоения материала, самостоятельная работа ученика.
Регулятивные: предвосхищение результата уровня усвоения.
Познавательные: синтез как составление целого из частей, выведение следствий построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: контроль, оценка действий партнера., умение отстаивать мысли, .владение монологической и диалогической речью

6
Рефлексия
Проверка позиции, личностного отношения
Познавательные: осознание значения экологически безопасного поведения каждого для решения проблем.
Личностные: осознание своей значимости в этом мире.

7
Подведение итогов
анализ и оценка успешности качества овладения знаниями. Отметка


Сценарий урока

1. Организационный момент
а) взаимное приветствие участников учебного процесса
б) подготовка обучающихся к работе на уроке
Мотивационный настрой обучающихся со стороны учителя к плодотворной совместной работе на уроке
Эпиграф урока: «Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни»
Э. Хемингуэй
2. Постановка проблемы и актуализация знаний
Человечество – часть биосферы, продукт ее эволюции. Всегда ли взаимоотношения человека и природных сообществ были безоблачными?
Ответы обучающихся (возможные): да; нет; не знаем.
Учитель подводит обучающихся к постановке цели урока: чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, какую образовательную цель исходя из темы урока сегодня нам необходимо поставить?
Ответы обучающихся (возможные): изучить деятельность человека в биосфере.
Учитель соглашается с обучающимися и проговаривает цель урока: для решения поставленной проблемы нам необходимо: обобщить имеющиеся знания об отрицательной и позитивной деятельности человека в биосфере.
Изучение нового материала
План изучения нового материала (на доске):
1.Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере.
2. История взаимоотношений человека и биосферы.
3. Пути решения экологических проблем.
4.Выводы по уроку.

1. Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере.
В последние годы жизни В. И. Вернадский особое внимание уделял исследованию деятельности человека в биосфере.
Биосфера переходит в новое, высшее состояние - ноосферу, то есть сферу взаимодействия природы и общества, при котором главным фактором преобразования природы, сопоставимым по масштабам с геологическими силами, становится человеческая деятельность.
Это учение в настоящее время приобрело особое. Практическое значение в связи с тем, что воздействие человека на биосферу, ранее локальное, стало носить глобальный характер. Поэтому создана международная программа «Человек и биосфера» для поиска путей оптимального решения экологических проблем, обеспечения разумной хозяйственной деятельности человека, которая не нарушает функции биосферы.
Вопросы классу:
Объясните, как вы понимаете словосочетание «экологическое сознание»? глубокое понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей, целостности природной среды обитания человека от антропогенных изменений среды жизни на Земле.
Нужно ли современным людям экологическое сознание? Что нужно сделать для его воспитания?
2. История взаимоотношений человека и биосферы.
1.Охотничья деятельность древнего человека ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. Поджигание растительности в охотничьих целях могло привести к опустыниванию. Но эти воздействия не были значительными.
Но стоянки первобытных людей постепенно обрастали отходами, племя снималось с этого места и перекочевывало на другую «чистую» территорию.
Отходы состояли из веществ естественного происхождения, они легко включались в природные циклы.
Потом человек перешел к скотоводству и земледелию и стал менять и разрушать целые сообщества. Степная растительность уже не успевала возобновляться. И степь или саванна сменялись полупустыней. Именно из-за этого произошло увеличение площади Сахары.
2.Для земледелия необходимо орошение земель, а избыточное орошение часто приводит к засолению почв, неправильная распашка – к потере плодородного слоя.
Существует несколько версий гибели Вавилона (Врата бога). По одной из них, хозяйство этого древнего государства основывалось на орошаемом земледелии. Использовались воды рек Тигра и Евфрата. Скорость течения воды в каналах была достаточной для того, чтобы не происходило засоления плодородных почв и чтобы они не засорялись гравием и песком.
В 582 г. до н. э. правитель Вавилона Навухудоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис. Вместе с царевной прибыла свита египетских советников. Они предложили построить новый канал и увеличить площадь орошаемых земель. Царь принял проект и был сооружен канал Паллукат. Это давало большую экономическую выгоду. Но каковы были последствия этого строительства?
Видимо, воды Евфрата из-за того, что значительная часть его стока отбиралась в канал, стали течь медленнее, взвеси оседали в канале. Воды Паллуката, протекающие через сухие территории, вызывали засоление почв. Из-за ошибок, при создании каналов, население сокращалось и от Вавилона остались лишь руины.
За последние 100 лет произошли два важнейших сдвига:
резко увеличилась численность населения Земли;
резко выросло промышленное производство энергии и продуктов сельского хозяйства.
В результате потоки вещества и энергии, вызываемые деятельностью человека, стали составлять значительную долю от общей величины биогенного круговорота. Впервые человечество стало оказывать заметное воздействие на функционирование биосферы.
Если не будут приняты срочные меры всем человеческим сообществом, в ближайшие десятилетия можно ожидать нарушения и гибель многих сообществ, ухудшение среды обитания в целом.
3.Рост населения Земли.
В ХХ в. темпы роста населения резко увеличились: по разным прогнозам, к 2025 г. на Земле будет от 7,5 до 9.4 млрд человек. Основная доля прироста приходится и будет приходиться в будущем на развивающиеся страны. А отсюда – резкое обострение зкологиче6ских проблем.
4.Загрязнение Мирового океана.
Знаменитый ученый и путешественник Тур Хейердал в своей книге «На «Ра» через Атлантику» (1969-1970гг). рассказывает: «Проснувшись утром, мы нашли океан настолько грязным, что некуда было окунуть зубную щетку. Из голубого Атлантический океан стал серо-зеленым и мутным, и всюду плавали комки мазута. В этой каше болтались пластиковые бутылки, как будто мы попали в грязную гавань. Ничего подобного я не видел, когда сто одни сутки сидел океане на бревнах «Кон –Тики»(1947г).
Мы воочию убедились, что отравляют важнейший источник жизни, важнейший фильтр земного шара – Мировой океан. И нам стало ясно, какая угроза нависла над нами и будущими поколениями».
5.Изменение состава атмосферы и климата
Это не является чем-то новым. Еще в 1306 г. английский король Эдуард I жаловался на «невыносимое зловонье», распространяемое по Лондону горящим углем, которым топили камины и запретил им пользоваться
6.Истощение и загрязнение почвы. И эта проблема не нова.
7.Проблема утилизации отходов. Средневековье, Новое время.
В знаменитом романе «Парфюмер» Патрика Зюскинда читаем: «В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы отвратительно пахли навозом, дворы – гнилым деревом и крысиным пометом, кухни – скверным углем и бараньим салом; непроветриваемые гостиные пахли слежавшейся пылью. Спальни – грязными простынями. Из каминов несло дымом, из дубилен – едкими щелочами, со скотобоен – несвежим мясом. Отвратительно пахли реки, площади, церкви, пахло под мостами и во дворцах. И разумеется. В Париже стояла самая большая вонь, ибо Париж был самым большим городом Франции. Знатные люди были вынуждены прибегать к помощи слуг, чтобы не увязнуть в потоках сточных вод, несущих всевозможный мусор».
Эти нечистоты становились причиной возникновения страшных эпидемий.
Вам хорошо известен Чистопрудный бульвар, входящий в бульварное кольцо Москвы. Свое название он получил от названия пруда – Чистый, который был здесь задолго до бульвара. Но чистым пруд был не всегда. Трудно представить, что когда – то этот пруд, по которому сейчас грациозно плавают лебеди, назывался Поганым: в него сливались отбросы боен, стоявших на Мясницкой улице. Пруд очистили и переименовали в Чистый в 1703 г.
Проблема отходов стала в наши дни одной из серьезнейших глобальных проблем современности.
Давайте вспомним, о каких проблемах шла речь? (записать в тетрадь)
рост народонаселения в развивающихся странах.
резкое повышение промышленного производства и производства продуктов сельского хозяйства.
загрязнение природных вод.
изменение состава атмосферы и климата
истощение и загрязнение почв.
проблема накопления отходов
3.Пути решения экологических проблем.
Это достижение сбалансированного развития человечества. Международная комиссия по охране окружающей среды и развитию ООН характеризует его как путь социального, экономического и политического прогресса, позволяющий удовлетворить нужды настоящего, не подрывая право будущих поколений удовлетворять их нужды. Человечество должно научиться «жить по средствам», сдерживание роста народонаселения, развитие новых промышленных технологий, поиски новых «чистых» источников энергии, увеличение производства продовольствия при сохранении прежних посевных площадей, сохранение природных сообществ.
4.Сделаем выводы. Американский ученый Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» сформулировал четыре основных закона экологии.
Записи лежат у вас на столах, запишите их в тетрадь, осмыслите и постарайтесь запомнить.
Все связано со всем.
Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям.
Все должно куда – то деваться
Ландшафты Земли, географическая оболочка в целом – системы, в которых химические элементы и вещества включены в разнообразные, хорошо отлаженные циклы – круговороты.
Бытовые и производственные отходы, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде. Почве, живых организмах
Природа знает лучше
Человек, желая «улучшить» природу, часто нарушает ход естественных процессов, что нередко делает среду обитания неблагоприятной для жизни.
За все надо платить
Нельзя безвозмездно расходовать природные ресурсы, загрязнять окружающую среду, преобразовывать природные ландшафты.
5.Закрепление.
Именно эти законы и стали выводами по уроку.
5.Рефлексия:
Давайте вернёмся к проблемному вопросу, можем мы сейчас на него ответить?
(предполагаемый ответ) Да! Конечно может! !
Учитель: А это означает что мы достигли цели, которую совместно поставили
6.Итоги урока.
В группах по результатам совместной (активной или нет) работы проводят самооценку и взаимооценку.
Учитель выслушивает обучающихся и выставляет отметки в журнал
Предлагаю вам поразмышлять дома над следующими словами:
«Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией». Олдо Леопольд
«Первый признак мудрости – неизменно уважительное отношение к природе» Лао Цзы
15