Играй и двигайся! Новое направление работы кружка, игры народов Дальнего Востока
Солнце (Хейро).
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро».
Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда, солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Олени и пастухи.
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей).
Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Нарты-сани.
Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты-сани имеют длину 1м, ширину 30—40 см, высоту 20см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты. Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.
Льдинки, ветер и мороз.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь, дзинь...»
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, галоп и т. д.
МБДОУ детский сад № 4 р.п.Переяславка
Наш девиз:
«Играй и двигайся»
Новое направление в работе кружка «Русские народные подвижные игры»:
«Подвижные игры народов Дальнего Востока. Игры народов удэге».
Подвижные игры детей коренных народов Дальнего Востока
Цель: Формирование у дошкольников творческого подхода к разрешению игровых ситуаций, развитие воображения, эмоционально-игровой отзывчивости в процессе ознакомления с играми коренных жителей Приамурья.
Историческая справка:
Географическая природная среда территории Дальнего Востока с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развития коренного населения, особенности его хозяйства, быта и культуры.
Весь образ жизни семьи народов Приамурья, культура жизнеобеспечения, исконные промыслы требовали от подрастающего поколения физической силы, закалки, выносливости и ловкости, самообладания и выдержки.
Народные игры, состязания, самобытные физические упражнения в каждом возрастном периоде имели свою психолого-педагогическую направленность и значение. Они были ориентированы не только на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, нравственности и прекрасно подготавливали к промысловой и хозяйственной деятельности.
Удэгейские народные игры
«Море волнуется»
Цель : Закрепить бег змейкой , воспитывать интернациональные чувства .
Предварительная работа: Знакомство с жизнью, бытом удэгейского народа, с их пословицами, загадками , выучить удэгейскую считалку .
Оборудование: для водящего - поясок или накидка , украшенная удэгейским народным орнаментом.
ХОД ИГРЫ:
Из числа играющих выбирается водящий по считалке , он отличается от детей пояском или накидкой , украшенной удэгейским орнаментом . Остальные дети встали в круг на расстоянии одного шага и каждый чертит на своѐм месте кружок.
Водящий идѐт вокруг играющих змейкой , при этом те дети , кому он скажет : " море волнуется " , встают за ним , постепенно образуя цепочку. Так цепочкой они ещѐ немного ходят или бегают .Неожиданно ведущий говорит : " море спокойно " , все опускают руки и бегут занимать какой - либо кружок , изображая рыбака , тянущего сети . Тот , кто останется без кружка , становится ведущим .
Игра продолжается . Воспитатель следит , чтобы цепочка двигалась змейкой , не пропуская ни одного кружка .
Подвижная игра «Охотники и звери»
Цель : Закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперѐд . Развивать ловкость , сноровку ,
вызвать интерес к удэгейским народным играм .Предварительная работа : Знакомство с жизнью , бытом , национальными играми народов удэге .
Оборудование : у ребѐнка - "охотника" отличительный знак - "лук " за спиной ,в игре он его не
использует , у остальных детей на голове шапочки зверей (заяц , волк , медведь, соболь ).
ХОД ИГРЫ:
Ребѐнок -"охотник " выбирается считалкой . На одной стороне площадки очерчивается место для охотников или охотника , на другой стороне обозначают домики для зверей .В каждом домике может находиться по 2-3 "зверя " .
" Охотник " обходит площадку , делая вид , что он разыскивает следы зверей , а затем возвращается к себе . По сигналу ( слово воспитателя )" зайцы ", выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперѐд .
По слову воспитателя " охотник " , звери бегут в домики , а ребѐнок изображающий охотника , бросает в них мячом .
" Зверь ", в которого попали мячом , считается подстреленным , охотник уводит его к себе .
Игра повторяется несколько раз , после чего выбирается другой охотник.