Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Проделки мышиного короля» (с использованием информационно-коммуникационных технологий)


Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе на тему «Проделки мышиного короля»
(с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Автор: Тушмакова Наталья Николаевна, воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №203 «Алиса», г. Тольятти.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) на тему «Проделки мышиного короля». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной к школе группы. Этот конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий направлен на закрепление знаний о разных видах устройств, предназначенных для хранения информации, для уточнения и расширения представлений о компьютере у дошкольников.
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе на тему «Проделки мышиного короля».
Программное содержание:
«Познание»:
- Уточнить и расширить представление детей о компьютере.
- Закрепить знания о разных видах устройств, предназначенных для хранения информации (дискеты, диски, флэш-накопители, жесткие диски).
- Познакомить с отрицанием (не вводя термина).
- Закрепить навык порядкового счёта, состав числа 10.
- Развивать память, мышление, внимание, сообразительность.
- Воспитывать интерес к информатике.
«Коммуникация»:
- Закрепить умение выделять звуки в начале и в середине слова.
- Закрепить умение высказывать свое мнение, делая выводы на основе доказательства (с использованием алгоритма рассуждения).
«Здоровье»:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Закреплять понимание пользы гимнастики для глаз, как профилактики нарушения зрения, активизировать работу мышц глаз.
«Социализация»:
- Воспитывать бережное отношение к сложной технике.
- Совершенствовать опыт сотрудничества детей.
Материал:
- ноутбук
- компьютеры по количеству детей
- наклейки «Системная ошибка»
- разрезные картинки (3 комплекта)
- набор картинок с изображением частей компьютера (монитор, провода, коврик, системный блок, клавиши, дисковод, клавиатура, колонки, мышка)
- наборы плоскостных геометрических фигур белого цвета (3 комплекта, 2 уровня сложности)
- цветные и простые карандаши
- устройства, предназначенные для хранения информации (дискеты, диски CD-R, CD-RW; флэш-накопитель, жесткий диск, мобильный телефон, фотоаппарат, видеокамера)
- алгоритм рассуждения
- листы с заданиями «Соедини точки по порядку»
- карточки с арифметическими примерами и ответами к ним (2 уровня сложности)
- компьютерная игра «Веселые моторы»
Ход НОД.
Воспитатель: Дети, сегодня я расскажу вам одну историю, которая произошла в нашем детском саду. А о чем пойдет речь, вы узнаете, если сложите картинку из частей (дети работают подгруппами по 3 человека, стоя у круглого стола).
- Что же это? (Ответы детей)
Вопросы:
- У кого дома есть компьютер?
- Что вы делаете на компьютере?
- В какие игры вы играете?
- А вы хотели бы поиграть на компьютере? (Да)
Воспитатель: Сейчас поиграем. Но сначала проверим почту (на ноутбуке). Ребята, на наш электронный ящик пришло письмо. Интересно, что в нем? Давайте прочитаем. (Читает: «Хотели поиграть? Не поиграете. Я сломал мышку, клавиши и заколдовал системный блок. Все программы испортились, а без программ компьютер работать не может. Ха-ха-ха. Мышиный король»).
Воспитатель: Ребята, и правда, посмотрите на наши компьютеры. Мышиный король везде оставил свои метки (на всех мониторах наклеены знаки «Системная ошибка»). Не расстраивайтесь, ребята, поможете мне отремонтировать клавиатуру, мышку и расколдовать компьютер? (Дети: Да)
Воспитатель: Сначала мы произведем ремонт клавиш.
Какой первый звук в слове клавиши?
Какие части компьютера начинаются со звука [к]? (Перед детьми
раскладывается набор картинок с изображением частей компьютера: монитор, провода, коврик, системный блок, клавиши, дисковод, клавиатура, колонки, мышка).
Дети: коврик, клавиши, клавиатура, колонки.
Сколько звуков [к] в слове коврик?
В каком слове звук [к] стоит в середине слова? (мышка)
Почему компьютерную мышку назвали «мышкой»?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы не только отремонтировали клавиши и мышку. Но и восстановили программу, которая помогает детям учить азбуку.
Восп.: А теперь задание на внимание. Раскрасьте не треугольник, не овал, не квадрат и не красным цветом (дети работают подгруппами по 3 человека, 2 уровня сложности).
Вопросы: Что и каким цветом вы раскрасили? А почему не раскрасили квадрат? Треугольник? Овал? Почему не раскрасили красным цветом?
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Игра малой подвижности «Цапки» (р.н.и.)
Воспитатель стоит с вытянутой рукой, ладонью вниз. Дети указательный палец подставляют под ладонь воспитателя. На последнем слове, воспитатель закрывает ладонь, и чей палец оказался в руках, тот и отвечает на вопрос.
«Под моею крышей
Собрались все мыши,
Белки, зайцы, лисы, цап!..»
Вопросы: - Какой день недели наступает после вторника?
-Посчитай от 8 до 13.
- Назови соседей числа 10.
- Назови месяц, который наступает после марта.
- Назови части суток.
- В какой стране мы живем?
- Назови президента России.
- Какое время года наступает после весны?
- Назови последний день рабочей недели. И т. д.
Восп.: У компьютера, как и у человека, есть память, но мышиный король уничтожил ее. И наш компьютер ничего не помнит. Но если вы выполните это трудное задание, то память вернется к нему.
Знаете ли вы, что такое «информация»? (Информация – это сведения или данные о чем-то). У меня на столе находятся разные устройства, предназначенные для хранения информации (дискета, диски CD-R, CD-RW; флэш-накопитель, жесткий диск, мобильный телефон, фотоаппарат, видеокамера) и картинки с этими же устройствами.
Ваша задача – рассказать о каждом из этих устройств, соотнеся картинку и соответствующее устройство (дети рассказывают самостоятельно).

Воспитатель: Вы все правильно рассказали, и наши системные блоки полностью готовы к работе. Раз вы такие молодцы, то я посмотрю, как вы выполните следующее мое задание, когда услышите слово «Не». Я буду говорить, что вам НЕ делать.
Не стойте
Поднимите не левую руку
Не закройте глаза
Подойдите ко мне не мальчики
Не взрослые встаньте в круг
Воспитатель: Ребята, осталась еще одна программа, которую мы должны восстановить – это программа «Размышлялки». Наш компьютер совсем разучился думать. Давайте восстановим и эту программу.
Докажите свою точку зрения, используя алгоритм рассуждения.
Три ослика несли поклажу: первый – 3 килограмма ваты, второй – 3 килограмма железа, третий – 3 килограмма соли. Переходя через речку, они искупались с поклажей на спине. Выбрались на другой берег. Один побежал. Другой пошел. Последний поплелся. Почему?
Воспитатель: Мы восстановили все программы и компьютер нарисовал нам что-то. Чтобы узнать, что он нарисовал, нужно соединить точки по порядку.
Что же нарисовал нам компьютер? (Кота)
Как вы думаете, почему он его нарисовал?
Пальчиковая гимнастика «Котенька»
Котенька-котик,
Мягкий животик, гладят ладошкой живот
Ушки на макушке, приставляют ладони к голове
Когти-царапушки, сжимают и разжимают пальцы
Очень длинные усы, показывают «усы»
Глазки, словно фонари, показывают «очки»
Мягонькие лапочки, поочередно мягкими движениями выставляют
Как меховые тапочки. вперед руки
Кот поднимет хвост трубой показывают «хвостик»
И бежит скорей домой: быстро перебирают руками перед грудью
Дайте киске молочка, «манят» руками
Миска у него пуста. соединяют ладони («миска»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы победили злого Мышиного короля, расколдовали компьютер (воспитатель снимает знаки запрета с мониторов). Давайте посмотрим, работает ли теперь наш компьютер? (Включают компьютер. На экране появляется игра). Поиграем? Но у нас проблема – детей 9, а компьютеров всего 6. Как поступить, если компьютеров на всех не хватает? (ответы детей). Ребята, я вам помогу. Каждый из вас должен взять карточку с примером (2 уровня сложности) и найти стул с правильным ответом на ваше задание (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Одни дети будут работать за компьютерами, а другие – поиграют в настольные игры. Потом вы поменяетесь.
Компьютерная игра «Веселые моторы»
Гимнастика для глаз «Угадай-ка»
Ведущий рисует карандашом в воздухе буквы, цифры, фигурки животных и т. д. Дети должны следить за предметом и постараться отгадать, что изобразил ведущий.