КОНСТРУКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ «РЕКА ВРЕМЕНИ» организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми шестого года жизни. Тема: «Защитники Отечества
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
технология-«Река времени»
Тема (проект, событие): «Защитники Отечества»
Возрастная группа: дети 6го года жизни
Форма НОД: Познавательно - исследовательская деятельность (путешествие по реке времени)
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая
Учебно-методический комплект: примерная общеобразовательная программа Н.Е.Вераксы «От рождения до школы»
Средства:
наглядные: демонстрационный материал: разрезные карточки с изображением военной техники, видов оружия разных эпох, рода войск.
мультимедийные: компьютерная презентация «Защитники Отечества»
музыкальные: звуковые эффекты: шум воды, природы; песни: о богатырях, « Катюша», «Наша Армия».
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
1. Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом, военном и мирном времени; о родах войск и современном вооружении.
2. Активизировать слова – названия (щит, меч, палица, богатырь, защитник, автомат, подводная лодка, танк ) предметов воинского снаряжения в прошлом, военной техники, родов войск.
3. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
4. Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, знаково-символическую функцию сознания, координацию движений и мелкую моторику рук.
5. Развивать у детей умение общаться со сверстниками, доброжелательность, внимание друг к другу, получать радость от общих результатов деятельности.
6. Воспитывать интерес к Родине, её героической истории, воспитывать гордость за свою Родину, за её героев.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
I. Обсуждение реального события
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Роза Григорьевна.
- Ребята, вы когда-нибудь путешествовали?
- А знаете ли вы куда и на чем можно путешествовать?
- А я вам хочу предложить необычное путешествие по реке времени, там может быть так интересно и много неожиданного, но одной мне скучно. Хотите составить мне компанию?
Педагог приветствует детей.
Ведет диалог с детьми
Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания
Дети свободно располагаются в группе.
Заинтересованные дети присоединяются
Отвечают на вопросы педагога
Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность,
на
различение условной и реальной ситуации
II. Постановка целей
исследования
- Давайте вместе решим, на чем мы с вами отправимся путешествовать во времени?
- Стихотворение-загадка вам поможет узнать, кого мы встретим в нашем путешествии.
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
- Хотите узнать, какие были защитники в разные периоды времени
Звучит музыка - Богатыри
Педагог создает проблемную ситуацию
Под руководством воспитателя дети останавливают свой выбор на « машине времени».
Воспитатель предлагает детям удобнее расположиться в «машине времени» (на ковре).
Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ.
Обогащение словаря по теме «Защитники Отечества»
Проявление готовности к совместной деятельности;
Проявление интереса к предстоящей деятельности.
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала
- Ой, что это? (обращает внимание детей на « камень»). - Смотрите, здесь что- то написано: «вы сможете вернуться в «машину времени», если сумеете правильно назвать все снаряжения во времена богатырей ».
- В какое же время мы с вами попали? (подводит детей к снаряжениям богатырей).
- Да, мы попали в далекое-далекое прошлое, во времена богатырей. А кто такой богатырь? (это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги).
Воспитатель обращает внимание детей на одежду и снаряжение богатырей.
СЛАЙДЫ
Предлагается описать богатыря: во что одет, как снаряжен.
– Как вы думаете, для чего эти предметы использовали?
- В этом деле лучше не спешить.
- Мы правильно выполнили задание и можем возвращаться в «машину времени».
Звучит музыка - Катюша
- Посмотрите – опять тот же камень! Времена меняются, а камень как стоял, так и стоит. Вот только на нем что-то другое написано. «Вы сможете вернуться в «машину времени», если сумеете перейти минное поле»
- В какое время мы теперь с вами попали? (военное).
- Ребята, а вы знаете пословицы про солдат?
- Вам интересно узнать?
« Русский солдат не знает преград». Как вы ее понимаете?
СЛАЙД /на военную тему/
- Да, тяжелое было время. Нелегко приходилось бойцам Советской армии.
-Как вы думаете, легко ли было бойцам во время войны?
Сколько дорог они прошли за время войны! Порой приходилось преодолевать и не проходимые леса и болота, а также поля, которые были заминированы.
- Ребята, а сумеете ли вы перейти «минное поле».
Проводится игра «Перейди минное поле».
- Значит, мы снова справились с заданием и можем отправляться дальше. Скорее в «машину времени».
Звучит музыка – Наша Армия
- И снова тот же камень, но на нем другая надпись: «Вы сможете вернуться в «машину времени», когда сможете определить войска и рассказать, как воины все вместе защищают нашу Родину»
СЛАЙДЫ
- К какому роду войск это относится? Как называются воины этих войск?
- Все эти войска защищают нашу Родину на земле, в небе и на воде.
Наша Армия сильна, защищает мир она.
- А теперь нам снова пора в «машину времени».
Звуки реки
Вот и вернулись мы в наш родной детский сад.
Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает;
Активизирует обсуждения детей,
Воспитатель объясняет назначение незнакомых предметов и обращает внимание детей на слайд.
Воспитатель предлагает детям разрезные картинки с изображением родов войск.
воспитатель задает вопросы.
Слушают; узнают; выстраивают последовательность временных событий, отвечают на вопросы воспитателя, играют.
Дети собирают картинки,
Ответы детей
Обогащение знаниевого опыта;
Проявление интереса к истории о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и современном вооружении.
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
- Река начинается в прошлом – это далекое прошлое протекает через старину; где жили наши прабабушки и прадедушки военное время и мирное время, где живём мы с вами.
- Интересно, а как бы вы заполнили «реку времени»?
- Я предлагаю картинки, все они могут разместиться на «реке времени».
Вы можете договорится между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки в прошлое, военное и мирное время.
(Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).
Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок
«реки времени».
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;
постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения временных отрезков на «реке времени»;
практикуются в осуществлении выбора
Умение подбирать временной отрезок на карточках, соответствующий «реке времени»;
Умение делать логические выводы;
Умение следовать правилам
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
Дети собирают табл.
Прошлое время
Военное время
Мирное время
(Проверка, трудности)
- Что изображено на вашей «реке времени»?
Вовлекает детей в деятельность, согласовывает с детьми действия, их последовательность;
способствует индивидуализации детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Задает вопросы
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражают собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для совместной деятельности; выстраивают порядок и последовательность деятельности;
Ответы детей
Умение: подбирать необходимые материалы для работы;
выбирать временной отрезок на карточках, соответствующий «реке времени»;
VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?
- А что было самым интересным?
- Трудно вам было?
- Вы довольны своей работой?
- Что вы узнали нового?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- А кому бы хотели рассказать о том, что сегодня узнали?
- Вы можете забрать нашу «реку времени к себе в группу», показать своим друзьям.
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.
Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
- У меня еще есть картинки-раскраски, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами, но я не успела их разложить по эпохам. Я вам предлагаю их раскрасить и правильно расположить на реке времени.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы
/воспитатель предлагает детям картинки-раскраски богатырей, военной техники, оружия /
Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов.
Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта
15