Разработка урока по литературному чтению на тему: В.Драгунский Друг детства
Пилипенко И. В. – учитель начальных классов
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: В. ДРАГУНСКИЙ «ДРУГ ДЕТСТВА»
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект ( В. Драгунский «Друг детства»)
Задачи: - способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;
- совершенствовать навык чтения;
- расширять словарный запас детей;
- развивать умение подбирать характеристику персонажам;
- развивать речь;
- создать ситуации успеха для каждого ребенка;
- стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
- способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (работа в паре, группе);
- вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания;
- развивать навыки самооценки.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать умение общаться, как умение говорить и слушать, читать;
- формировать позитивное отношение к чтению, к книге, умение работать в паре, группе, отстаивать свою позицию;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные:
- осваивать способы работы с книгой;
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком, иллюстрацией учебника;
Познавательные:
- совершенствовать навык чтения;
- формировать умение отбирать нужную информацию, умения анализировать художественный текст,
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные:
- формировать умения слышать и слушать;
- формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой;
- уметь взаимодействовать в парах и группах;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе;
- выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ) в исполнении учителя, учащихся;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
Формы работы:
-фронтальная
-парная
-групповая
Оборудование: книги для выставки, мультимедийный проектор, экран, компьютер, листочки с заданием, презентация. Учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова 2 класс, конверты с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся и подарим наше хорошее настроение.
Садитесь.
2. Речевая разминка.
- Начнём наш урок с разминки. Посмотрите на экран. СЛАЙД 3.
- Послушайте пожалуйста инструкцию:
- Прочитайте пословицы про себя.
- Затем прочитайте жужжащим способом.
- А теперь прочитайте шёпотом.
Нет друга – ищи, а найдёшь, береги.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Объясните смысл последней пословицы.
- Что объединяет все эти пословицы? (они о верном друге, о дружбе)
- Если я правильно поняла, все эти пословицы о друге, о дружбе.
- Закончите фразу: Слайд 4
Друг – это тот, кто …
- Посмотрите значение этого слова в Толковом словаре С. И. Ожегова. Слайд 3.
3. Актуализация знаний:
Давайте вспомним:
- У кого гостят Маша и Миша? (У ёжика и медвежонка) Слайд 5, 6.
- Кем приходятся друг другу герои этого раздела? (друзьями)
- О чём мы читали рассказы и стихи у ёжика и медвежонка? (о любви)
- Из прочитанных произведений мы знаем, к кому можно испытывать чувство любви? ( любовь матери к своим детям – рассказ И. Тургенева «Воробей», Морис Карем «Ослик», любовь к животным – стихотворение М. Бородицкой «Котёнок», Э. Мошковской «Кому хорошо») Слайд 7.
- Ребята, как вы думаете, а любить и заботиться можно только о живых существах: человеке, животных? (о любимых игрушках). Слайд 8.
- А сегодня мы узнаем о ком можно ещё заботиться!
II. Сообщение темы и задач урока.
- Какие задачи перед нами стоят? (познакомиться с произведением, учиться правильно читать, анализировать текст)
- Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с произведением известного детского писателя. О мальчике, о том, кем он мечтал быть, и почему ему пришлось отказаться от своей мечты.
Работа в паре.
- Автора произведения вы сможете отгадать, выполнив задание на карточках. Работаем в паре.
Каждая пара получает карточку с заданием.
Д Б Р А
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж З Б З
- Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложите фамилию детского писателя (портрет Драгунского). Слайд 9.
1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
- А что вы об этом писателе уже знаете?
- Ребята в нашем классе подготовили вам интересный материал о жизни и творчестве Виктора Драгунского. Давайте их послушаем!
Учащиеся выходят к доске и рассказывают о писателе подготовленную информацию.
1 ученик: Слайд 10.
Виктор Драгунский родился в 1913 году в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1925 году семья переехала в Москву.
Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 16 лет он уже работал токарем, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада.
Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером.
2 ученик: Слайд 11.
Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть КЛОУНОМ.
Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят...
Самое главное придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни.
3 ученик: Слайд 12.
Виктору Драгунскому было почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Всем очень нравились его веселые книги. Когда читаешь их, чувствуешь себя как в цирке. Виктор Драгунский часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в школах, детских домах, интернатах, библиотеках. Драгунский часто получал письма и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом «Дружба! Верность! Честь!»
Драгунский был просто очень хорошим человеком, глубоко порядочным, умел дружить. И все, кто его знал, оставили о нём самые лучшие воспоминания.Учитель: Слайд 13.
-Я вам хочу напомнить, что главным героем его рассказов является мальчик, его младший сын – Денис. Когда у Виктора Драгунского родился Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать и получились «Денискины рассказы»
Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
- Драгунского нет с нами уже много лет, но книги его продолжают выходить.
Посмотрите на выставку книг В.Ю. Драгунского.
- Какие из них вы читали? («Что любит Мишка», «Что я люблю», «Гусиное горло»)- Книги вы можете найти в школьной библиотеке, в городской библиотеке.
- Сегодня я предлагаю познакомиться с произведением В. Драгунского “Друг детства”.
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?
(о друге)
- Кто может быть другом детства? (Ребята со двора, одноклассники, животное, игрушки). - Как будем стараться читать?
(Выразительно). - Что значит выразительно? (Вдумчиво, чётко, понятно, громко, будем соблюдать паузы, логические ударения).
2. Подготовительная работа.
Откройте содержание учебника.
– Найдите в содержании учебника произведение Виктора Драгунского «Друг детства»
– На какой странице мы будем работать? (153)
- Откройте учебник на странице 153.
- Молодцы, а теперь потренируемся в чтении трудных слов, которые нам встретятся.
а) Словарная работа. СЛАЙД 14.
- Нам встретятся трудные слова
- Прочитаем слова вместе, обратите внимание на знак ударения в словах.
Здо-ро-ву-ще-го по-у-доб-не-е Тре-ни-руй-ся соб-ствен-ный Об-ра-до-вал-ся стек-лян-ный- Найдите слово со звёздочкой в самом начале рассказа. (груша)
- Раскройте значение этого слова. Слайд 15.
ГРУША:
Вид дерева;
Плод дерева;
Вещь похожая на форму груши;
Спортивный снаряд
- Сколько значений имеет это слово?
- Как оно называется (многозначное)
- Где можно найти значение этого слова?
б) Лексическая работа. Работа в паре
(на каждой парте листы со словами).
- При работе с текстом вам встретятся «трудные» слова. Прочитайте их на своих листочках, найдите слова, значение которых вы знаете – поставьте плюс, а те слова, которые вам не знакомы, напротив таких слов поставьте минус, мы разберем эти слова вместе.
Астроном - изучает Солнце, другие звёзды, планеты Солнечной системы .
Сингапур – страна в Азии.
Телескоп – прибор, предназначенный для наблюдения небесных светил.
утиль – старые вещи, которые хотят выбросить.
сподручнее – удобнее.
- Давайте проверим, совпали ваши предположения. Слайд 16.
- Проверьте, что обозначают эти слова (ученик читает на слайде).
III. Изучение нового материала.
Знакомство с текстом. Слайд 17, 18.
Начало 1части рассказа - аудио.
- Внимательно слушаем начало текста и постараемся ответить на вопрос:
Вопросы: - О какой груше мечтал главный герой?
- Автор говорит от своего лица или от лица Дениски? (от лица Дениски)
Кто главный герой рассказа? (Дениска)
- Сколько лет Дениске?
- Кем мечтает стать мальчик? (астрономом, художником, который рисует на уличном асфальте, отважным путешественником),
- На какой профессии он остановился?
- Какой момент в рассказе вызвал у вас улыбку?
- Как папа понял просьбу купи мне грушу?
- Помог ли папа Денису?
- Поможет ли мама Дениске? Давайте прочитаем дальше (читает подготовленный ученик).
2 часть.
- Ваши ожидания оправдались?
- Что придумала мама? Прочитайте.
- Денис обрадовался или огорчился? Прочитайте.
- А вы рады такому развитию событий?
Физкультминутка. (спортивная)
Хлопай мишка, топай мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбайся и садись!
3 часть.
- Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? (прочитайте об этом)
- Почему любимые игрушки часто выглядят потрепанными?
- Найдите эпитеты в этой части. Прочитайте.
- Предположите, что будет дальше? Станет ли Денис боксёром?
4 часть.
- Конец рассказа для вас неожиданный?
- Почему мишка не стал боксёрской грушей? (это была любимая игрушка)
- Докажите словами текста, что эта игрушка была очень дорога герою рассказа. (Чтение детьми)
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (рассказ).
- Почему этот рассказ помещён в разделе "О любви"? (в рассказе мы видим любовь Дениса к любимой игрушке)
- Название текста соответствует его теме или основному переживанию? (Название уже содержит оценку, отношение к медвежонку, значит, он назван в соответствии с его основным переживанием)
- Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости, т.е. рассказ о том, как же именно Денис играл с медвежонком? ("повсюду таскал за собой:")
- Какое серьёзное решение принял Денис? (Не использовать Мишку в качестве боксёрской груши, Дениска раздумал быть боксёром)
Кем был для Дениски Мишка? (настоящим другом).
- Что помог понять нам Мишка?
(Что другом может быть не только человек, но и игрушка)
2. Работа в группах
- Сейчас мы поработаем в группах.
- Обратите внимание на правила работы в группах.
Памятка: СЛАЙД 19.
1-я группа:
- В конверте найдите иллюстрацию медвежонка, соответствующую данному произведению. Посоветуйтесь. Выберите нужную картинку, лишние уберите в конверт. В тексте найдите описание этого медвежонка.
(в конверте иллюстрации: мишка шоколадного цвета с разными глазами и светло-коричневый мишка с одинаковыми глазами).
2-я группа:
- Расскажите, о чём это произведение.
- В каком порядке происходили события в рассказе? Пронумеруйте предложения.
Мама достала старого плюшевого мишку.
Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
Дениска вспомнил своё детство.
Мальчик никогда не будет боксёром.
3-я группа?
- Кто такой настоящий друг?
Выберите название нашего плаката. Посоветуйтесь. Лишние названия уберите в конверт.
(снаряд для тренировки, бывший самый лучший друг, настоящий друг детства).
— Зачеркните слова, которые не подходят.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ — …
- ДОБРЫЙ
- ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
- ВРЕДНЫЙ
- ВЕРНЫЙ
- НАДЁЖНЫЙ
- ГРУБЫЙ
- ЗАБОТЛИВЫЙ
4 группа:
- У вас в конверте пословицы. Вам нужно выбрать ту пословицу, которая подходит к рассказу «Друг детства».
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Живут душа в душу.
-Старый друг лучше новых двух.
Защита проекта.
- Ну, а теперь давайте послушаем, что у нас получилось.
Я предлагаю каждой группе приклеить аккуратно весь материал на плакат.
- Молодцы! Спасибо за работу!
IV. Итог урока. Слайд 20.
- Давайте ещё раз вернёмся к началу урока. Что вы теперь сможете добавить:
ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО ……..
- Что же автор хотел передать нам, читателям? (не нужно бросать друзей, дружбой нужно дорожить)
V. Рефлексия. Слайд 21.
- Закончите мои предложения:
На уроке я научился …
Я понял, что…
Мне захотелось…
- Молодцы вы хорошо работали на уроке.
-А как вы можете оценить работу в группах?
- Дома, среди ваших любимых игрушек есть: старые игрушки, которых уже можно назвать друзьями детства, а есть новые игрушки, которые только хотят стать вашими любимыми друзьями.
Я очень надеюсь, что этот рассказ научил вас не предавать друзей, даже игрушечных
Мне кажется, что вам есть что сказать своим игрушкам….
- Я приготовила для вас сюрприз. Каждый из вас получает вот такого симпатичного медвежонка. Можете выразить своё настроение на мордочке медвежонка, нарисовав улыбку.
VI. Домашнее задание: Слайд 22, 23.
- Прочитайте рассказ В. Драгунского «Друг детства», перескажите от лица героя.
- Нарисуйте свою любимую игрушку.
Д Б Р А
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж З Б З
Д Б Р А
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж З Б З
Д Б Р А
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж З Б З
1.
Виктор Драгунский родился в 1913 году в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1925 году семья переехала в Москву.
Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 16 лет он уже работал токарем, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада.
Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.
В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером.
2.
Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть КЛОУНОМ.
Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят...
Самое главное придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни.
3.
Виктору Драгунскому было почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Всем очень нравились эти безудержно веселые книги. Когда читаешь их, чувствуешь себя как в цирке. Виктор Драгунский работал для детей. Он часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в школах, детских домах, интернатах, библиотеках. Драгунский часто получал письма и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом «Дружба! Верность! Честь!»
Драгунский был просто очень хорошим человеком, глубоко порядочным, умел дружить. И все, кто его знал, оставили о нём самые лучшие воспоминания.
Астроном –
Сингапур –
Телескоп –
.
Утиль –
Сподручнее –
Астроном –
Сингапур –
Телескоп –
.
Утиль –
Сподручнее –
Астроном –
Сингапур –
Телескоп –
.
Утиль –
Сподручнее –
Мама достала старого плюшевого мишку.
Дениска вспомнил своё детство.
Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
Мальчик никогда не будет боксёром.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Живут душа в душу.
-Старый друг лучше новых двух.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ — …
- ДОБРЫЙ
- ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
- ВРЕДНЫЙ
- ВЕРНЫЙ
- НАДЁЖНЫЙ
- ГРУБЫЙ
- ЗАБОТЛИВЫЙ