Конспект по развитию речи В гостях у бабушки Федоры


Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательные:
систематизировать и обобщать знания детей о посуде, ее назначении, материала, из которого она сделана;
Формировать понятия - чайная, кухонная
Формировать умение образовать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом: 
Уточнять и активизировать словарь по теме « Посуда»
Развивающие:
развивать зрительное восприятие и слуховое внимание, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру поведения за столом.
Оборудование:
различные предметы кукольной посуды, картинки с предметами посуды и кукла из театра би-ба-бо - бабушка Федора.
Предварительная работа:
Экскурсия в магазин «Посуда», чтение К.И. Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде.
Ход Н О Д:
1.Организационно-сюрпризный момент:
- Ребята, вы любите сказки? А в гости ходить любите?
- Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением.
Я Федорушку прощаю
Сладким чаем угощаю
Всех вас в гости приглашаю Самовар-Самоварыч- Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»). Кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский). А в гости без подарков не принято ходить, давайте возьмём с собой гостинцы и отправимся в сказку. 
- Ну, что к путешествию готовы, тогда отправляемся в путь! Двигаемся по залу друг за другом со звукоподражанием транспортных средств.Поедем на машине.- Качу, лечу во весь опор.Я сам – шофер.И сам – мотор.Нажимаю на педаль –И машинаМчится вдаль! (заводим моторчики) (др-др-др-др-др);
А если лес густой, тогда на самолете, Руки в стороны – в полет отправляем самолет.Правое крыло вперед,Левое крыло вперед,Полетел наш самолет. (у-у-у-у);А если тропинка узкая, тогда мы на велосипеде, На двух колесах я качу,Двумя педалями верчу. Тшух-тшух, тшух- тшух! - Ребята, смотрите колеса спустились, давайте остановимся, и накачаем колеса (с-с-с-с). 
- Дети, посмотрите, какой беспорядок вокруг.
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок
Чистоты, порядка нетуИ опять переполох
1.Уточнение названий предметов кухонной посуды.
Игра «Отгадай загадку»
-Отгадайте, про что я буду загадывать загадки?
1.На кухоньке всегда почет, 2. На кухоньке нашей
Она и жарит и печет. Мы варим в ней кашу
Не приготовить нам еды Картошку, бульоны,
Без кухонной (сковороды ) Супы, макароны.

3.Он пыхтит как паровоз,
Важно к верху держит нос,
Пошумит, остепениться
Пригласит чайку напиться.
- Как можно назвать одним словом? (сковорода, чайник, кастрюля)
- Скажите, для чего нужна эта посуда?
- Посуды на кухне очень много, но каждый предмет используется по своему назначению. Чтобы приготовить обед или ужин нам на помощь приходит кухонная посуда. Дети повторяют название за воспитателем.
1.Ее за ручку мы берем 2. Небольшая тарелочка
Чай, кофе из нее мы пьем. С приподнятыми краями.
3.Пузатенькая баночка. А внутри – то посмотри,
Сладость белая внутри.
4.Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон
- Маленький чайничек называется - заварник- Дети, для чего нужна эта посуда?
- Когда мама зовёт пить чай, она достаёт чайную посуду.
- Как называется? – Повторите.
- Пока нет бабушки Федоры, поможем ей навести порядок!
2.Упражнение на развитие умения классифицировать предметы посуды
Игра «Наведи порядок»
-Поставьте чайную посуду на стол, а кухонную на плиту.
(Дети расставляют). Хвалю детей.
- Помогли Федорушке, теперь можем и отдохнуть.
3.Физминутка. «Помощники»
Моем чашку, моем кружку
Ставим высоко на сушку
Ой, упала кружка с полки,
Будем собирать осколки (дети выполняют соответствующие движения)
4.Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза
Игра « Разбитая чашка»
Раздаю конверты с разрезными картинками.
- Помогите бабушке Федоре «склеить» чашечки.
5.Упражнение на развитие слухового внимания
Игра «Угадай на слух»
- Ребята, у посуды есть свой секрет. Когда вокруг никого нет, посуда разговаривает и у каждого предмета свой голос.
С закрытыми глазами определяют, какая посуда, как звучит.
6.Упражнение на формирование знаний о материалах, из которых сделана посуда
Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?»
- Сейчас поиграем в игру « Какой? Какая? Какое?»
- Посуда из глины какая (глиняная), из дерева, стекла, металла, бумаги, пластмассы.
7.Упражнение на образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных
Игра с мячом «Назови ласково»?
Кидаю ребенку мяч и говорю чашка, ребенок, поймав мяч, кидает воспитателю и говорит - чашечка и т.д.
8.Упражнение на воспитание правил поведения за столом
Игра «Хлопни в ладошки»
- Давайте, дети, вспомним правила поведения за столом.
- Хлопните в ладоши, если услышите как нужно правильно себя вести.
Глотать большие куски
Не чавкать
Ковырять в зубах пальцами
Класть в рот небольшие куски
Чавкать
Вытирать рот рукавом
Выплевывать косточки на стол
Хорошо пережёвывать пищу
Не говорить с полным ртом
Пользоваться салфеткой
Бросать салфетку на пол
- Сколько полезного мы с вами сделали. Теперь можем накрывать на стол. Будем пит чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная)
Дети накрывают стол для чаепития.
Кукольный театр.Федора: - Да у меня гости. Здравствуйте, ребята! Я, вижу, вы все прибрали и даже на стол накрыли. Только не хватает чего-то. (Ответы детей). Я вам загадаю загадку.
Он пузатый великан,
У него не нос, а кран
От него исходит жар
Что же это?
- Конечно же, это Самовар-Самоварыч вернулся. (Ставлю на стол самовар)
- Чай очень горячий, на него надо подуть. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Подуем на чай».
По моей команде вы сделаете вдох и подуете, не поднимая плеч, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так (дети дуют на ватку, прикрепленную к чашке) (Упражнение повторяется 2-3 раза).
- Спасибо тебе, Федорушка за чай. А нам пора возвращаться обратно. До свидания.
- Давайте полетим на самолете.Руки в стороны – в полет отправляем самолет.Правое крыло вперед,Левое крыло вперед,Полетел наш самолет. (у-у-у-у);
9.Итог:- Что вам понравилось в путешествии?