Конспект урока лепки на тему Сюжетная лепка. У Лукоморья…
МБОУ ДОД ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
П. ЯСНОГОРСК
Преподаватель: Козлова Татьяна Геннадьевна
Класс: третий
Предмет: лепка
Тема: Сюжетная лепка. У Лукоморья…
Цели:
Воспитательная: воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, инициативность.
Обучающая: учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками, самостоятельно определять способы и приемы лепки, придавать сказочные черты (внешние узнаваемые черты, элементы костюма.
Развивающая: развивать способности к формообразованию, навыков работы над композицией. Развивать воображение, способность восстанавливать в памяти сказочный сюжет и прогнозировать его развитие.
Задачи:
1. Научить приемам лепки сказочных персонажей.
2. Научить создавать композицию «Богатыри» методом сотворчества с передачей экипировки и движения.
3. Научить создавать инсталляцию на основе интеграции конструирования и смешанной техники лепки
4. Освоить способ создания фантазийного существа путем комбинирования характерных признаков.
Оборудование и материалы:
Для учителя: телевизор, классная доска, макеты дуба, избушки, сундука и замка, технологические карты, иллюстрации, вылепленные сказочные герои – кот ученый, дракон, королевич, царь.
Для учеников: глина, станок для лепки, стеки, баночка с водой.
Количество учебных часов: 2
План занятия.
Вступление.
- показ мультфильма «У лукоморья….»
2. Основная часть.
- Объяснение задания и распределение сказочных героев для лепки
- Объяснение последовательности выполнения работы с использованием технологических карт .
- Лепка сказочных героев из глины.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Задание на дом.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока «У Лукоморья…». Я думаю, что вам знакомы эти слова.
Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега».
В восточнославянской мифологии Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо — ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней.
В русской литературе широкую известность приобрели первые строки поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»
Каждая строчка сказки «У Лукоморья дуб зеленый» - это шедевр, известный во всем мире. Небольшая часть поэмы Руслан и Людмила вместила в себя огромную часть русского фольклора и изучается во всех школах наизусть.
В немногочисленных строчках, пролога «У лукоморья дуб зелёный», Пушкин умудряется нарисовать картину, переполненную сказочными героями, где вам повстречаются и представители как добрых сил, так и тёмных. Каких героев упоминает писатель?
(Дети отвечают: Черномор, и Кащей Бессмертный и Бага-Яга, расалка, королевич и т.д.
При помощи метафор (прим. Метафора – слово в переносном значении; «кот учёный», который разговаривает и поёт, «ступа…бредёт сама собой», цитата «У лукоморья дуб зелёный») мы действительно попадаем в сказочный мир. Невозможно не почувствовать лёгкость и напевность строк «У лукоморья дуб зелёный», столь свойственную русским народным сказкам. Для создания колорита и полноты картины «У лукоморья дуб зелёный» Пушкин использует устаревшие и малоупотребительные слова такие, как «брег», «чредой», «дол», «видений». А для того, чтобы читатель поверил в реальность пробегающей перед глазами картины пролога «У лукоморья дуб зелёный» Пушкин заканчивает его привычной для своих сказочных произведений концовкой «И там я был, и мёд я пил…» (цитата, «У лукоморья дуб зелёный»).
Итак, с лёгкого пера автора «У лукоморья дуб зелёный» рисует перед нами не только образы сказочной русской мифологии и фольклора (например, образы русалки, Баба-Яги), но и рождает образ самой Руси…читатель даже может её почувствовать, прикоснуться к ней. Образ дуба вместе с учёным котом – представление мудрости Руси. Образы 33 богатырей, Черномора, царей – заостряют внимание читателя на силе и могуществе. В этом и есть Пушкин, в этом и есть настоящая Русь…. Именно поэтому автор решил присоединить строки «У лукоморья дуб зелёный» к своей знаменитой поэме. Завершает «У лукоморья дуб зелёный» А. С. Пушкин фразой «Там русский дух… там Русью пахнет!», которая подчеркивает и определяет смысл вышеизложенных строк: что именно русские народные сказки, а вместе с ними и народная фантазия стали для него источником вдохновения.
- просмотр мультфильма
А сейчас давайте пройдем в класс и попытаемся вылепить сказочных героев из глины.
(в классе на подиумах стоят макеты дуба, замка, сундука с сокровищами, а также вылепленные педагогом фигурки сказочных героев – кота ученого, дракона, королевича, царя Кощея)
Я предлагаю вам слепить недостающих героев, таких как - богатырей, волка, царевну, Бабу-Ягу и Русалку.
Для этого нам нужно определиться кто кого будет лепить. Эту работу можно делать как по отдельности, так и в паре с кем-либо. Например, Артур и Алексей будут лепить богатырей. В произведении о них мы слышим такие слова: И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…
Саша – серого волка, Марина – царевну, о них писатель говорит:
В темнице там царевна тужит
А серый волк ей верно служит
Аня – Бабу-Ягу: Там ступа с Бабою Ягой
Идет бредет сама собой
Кристина – Русалку, которая «на ветвях сидит»
Давайте посмотрим на технологические карты и определим какие приемы лепки мы будем с вами использовать.
- скатывание
- примазывание
- сплющивание
- заглаживание
Способ лепки по частям мы называем конструктивным.
Например, чтобы слепить Русалку нужно сначала вылепить хвост в виде большой длинной «морковки» (конуса), снизу прилепливаем плавник. Туловище лепим в виде маленькой короткой морковки. Соединяем хвост и туловище так, чтобы у Русалочки была тонкая талия. Катаем одинаковые столбики – это гибкие ручки. Голова – шар, прическа – каскад из жгутиков. Чешую на хвосте можно сделать с помощью стека. (приложение 1)
Для Бабы –Яги мы сначала слепим ступу. Это такая посудина, размалывают зерна и перетирают их в муку, чтобы испечь колобок или что-нибудь еще. А Баба-Яга колобки не печет, в ступе она по лесу ходит и по воздуху летает, а метлой погоняет. Ступа Бабы-Яги похожа на стаканчик с толстыми стенками или корзину для мусора. В ступу мы посадим Бабу-Ягу. Для этого слепим туловище в виде огурчика, прикрепим голову с большим крючковатым носом, добавим «космы» - длинные лохматые волосы из жгутиков, присоединим к туловищу длинные руки, а в руки дадим метлу. (приложение 2)
А теперь давайте посмотрим как можно слепить витязей. Витязи – это богатыри, поэтому постараемся слепить их могучими и сильными, в специальном военном снаряжении. На голове у каждого витязя остроконечный шлем – слепим его в виде луковки, для этого нужно скатать шар, сплющить в пряник, вытянуть и заострить шпиль, прикрепить щиток для носа и защиту для шеи (бармица в виде воротника). Витязь одет в длинную боевую рубаху с кольчугой – нужно слепить тело в виде длинной морковки и подпоясать ремнем из жгутика. Вооружим каждого витязя копьем или мечом и щитом. Старому дядьке Черномору нужно слепить усы с густой бородой и боевой плащ. (приложение 3)
Принцессу мы начнем делать вылепив сначала юбку в форме колокола или конуса, затем соединим ее с туловищем – морковкой и овальной головой, прилепим руки волосы в виде жгутов. Остается лишь добавить корону и украсить платье налепными узорами. (приложение 4)
Принцессу мы поместим в замок, а рядом расположим серого волка, которого также как и остальных сказочных героев вылепим по частям с помощью технологической карты. (приложение 4)
А сейчас давайте приступим к выполнению задания, но прежде всего я хочу предложить вам размять свои пальчики. А для этого выполним следующее упражнение (приложение 5)
(в ходе практической части урока ведется как фронтальная, так и индивидуальная работа с учащимися)
Рефлексия
Педагог.
- А теперь собираем все вылепленные фигурки вместе, размещаем на могучем дубе и попробуем вновь прочесть вступительную часть к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый» .
Дети инсценируют сказку «У Лукоморья дуб зеленый».
Педагог.
- Ребята, что сегодня на занятии было особенно интересного?
- Что нового и интересного мы сегодня узнали?
- Чему новому научились?
- Как мы сегодня трудились? Какая группа сегодня трудилась особенно хорошо? Кто сегодня порадовал нас необычным выразительным образом при лепке своего героя?
- Кто мы сегодня больше были: «скульпторы», «зрители» или «актеры»?
- О чем мы из содержания занятия расскажем дома: родителям, родственникам, друзьям?
На этом наш урок закончен. Всем спасибо. До новых встреч.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Пальчиковая гимнастика