Познавательно-речевой досуг в подготовительной к школе группе «Животные нашего леса»


Познавательно-речевой досуг в подготовительной к школе группе «Животные нашего леса»
Воспитатель: Самосудова Т.В.
Цель: Обобщить представления детей о животных нашего леса.
Задачи:
1.Образовательные:
— Активизировать словарь по теме «Животные нашего леса»
— Познакомить с интересными фактами из жизни животных
2.Развивающие:
— Развивать умение составлять рассказ о животных
— Развивать память, внимание, творческое мышление
3.Воспитательные:
— Воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание помочь товарищу
Ход досуга.
-Ребята! Сегодня к нам в группу пришло письмо.
Хотите узнать от кого оно?
(Воспитатель или читающий ребёнок читает письмо)
Дорогие ребята!
Мы приготовили для вас загадки и приглашаем в лес.
Лесные жители.
— А кто такие лесные жители? (лиса, волк, медведь, лось, заяц…)
— Ну что ж , мы принимаем приглашение?
— Тогда в путь! Это путешествие покажет, что вы знаете о животных леса, какие вы внимательные и сообразительные, поможет узнать новое.
2. Д/и «Отгадай животное по очертанию»
-Мы идём в волшебный лес,
Полный сказок и чудес!
А вот и полянка лесная,
Необычная какая!
Никто нас на полянке не встречает.
Кто же нам загадки загадает?
Где загадки эти взять?
Наверное, их надо поискать!
— На нашей полянке спрятались лесные жители. Вам надо их найти.
(На доске перевёрнутые картинки с животными леса.Дети называют животных по их очертанию и переворачивают картинки.)
— Ребята! А вы знаете, где живут эти животные?
Ответы детей:
— Медведь живёт в берлоге.
— Волк живёт в логове.
— Белка живёт в дупле.
— Ёж живёт в норе.
— Лиса живёт в норе.
— Барсук живёт в норе.
— Заяц живёт под кустом.
— Лось живёт в лесу.
3.Беседа «Как звери готовятся к зиме»
— Давайте спрячемся в укромном месте и посмотрим, какие животные придут на полянку.
(На доске воспитатель вешает плакат «Животные леса»)
— Ребята! Каких животных вы узнали? Как они готовятся к зиме?
(Дети рассказывают, что они знают о подготовке животных к зиме.Воспитатель дополняет ответы детей новыми фактами из жизни животных.)
БЕЛКА — запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё она
меняет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ей
легче прятаться среди деревьев.
ЗАЯЦ — тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращается
в белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежище
не готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее — ведь зимой
придётся питаться только корой и ветками деревьев.
МЕДВЕДЬ — осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место дляберлоги, где будет спать всю зиму. Медведь — хищник, один из самых
опасных зверей наших лесов.
ЁЖ — с наступлением холода тоже подыскивает укромное место. Он ищет
нору под корнями дерева, чтобы проспать до наступления весны.
ЛИСА — устраивает своё жилище в старых норах других животных.
Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так.
Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень
проворно. Этим лисы приносят большую пользу.
БАРСУК — осенью делает запасы на зиму и накапливает жир, зимой
впадает в спячку. Барсуки — прекрасные строители: из года в год
расширяют свои норы. В доме у барсука всегда очень чисто.
ВОЛК — сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и
прекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановки
много часов, несколько дней может обходиться без еды.
ЛОСЬ — мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкимиветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря на
свои размеры, двигается он легко и бесшумно.
4.Литературная викторина
— Про животных народ сложил много сказок.
В каких сказках встречаются животные? (ответы детей)
(Воспитатель показывает иллюстрации из сказок)
— Из каких сказок эти иллюстрации?
Ответы детей:
«Заюшкина избушка»
«Лисичка со скалочкой»
«Лисичка — сестричка и серый волк»
«Заяц — хваста»
«Теремок»
5. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики
— У каждого животного свой дом. А в сказке «Теремок» они встречаются все вместе. Давайте поиграем в игру «Теремок».
Стоит в поле теремок. (дети поднимают вверх руки домиком)
Он не низок, (приседают)
Не высок. (поднимаются на носочках, руки вверх)
На двери висит замок (соединяют руки в замок)
Кто его открыть бы смог? ( вертят замок)
Слева заяц, ёж и мишка. ( повороты влево)
Отодвиньте-ка задвижку.(вертят замок)
Справа лисонька и волк. (повороты вправо)
Звери дружно отворяют теремок. (разводят руками в стороны)
6.Игра с мячом в кругу «Назови признаки животного»
— А сейчас мы встанем в круг и поиграем в игру «Назови признаки животного». Я называю животного и кидаю мяч. А вам надо подобрать признаки, сказать какое это животное ( по окраске, характеру) и вернуть мяч мне.
Лиса — рыжая, хитрая.
Заяц — трусливый, робкий.
Медведь — неуклюжий, косолапый.
Белка — проворная, быстрая.
Волк — серый, страшный.
Лось — рогатый, сильный.
Ёж — колючий, хитрый.
Барсук — аккуратный, трудолюбивый.
7. Д/и «Кто лишний?» (работа в парах)
— А вот и ещё задание лесных жителей. Сядьте за столы парами. Перед вами картинки с животными. Посмотрите внимательно и скажите, кто из них лишний и почему. Можете помочь друг другу.
1) лось, заяц, лиса
Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.
2) медведь, белка, ёж
Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет
3) волк, заяц, белка
Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.
4) барсук, лиса, медведь
Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.
8.Итог.
— Вот и подходит к концу наше путешествие.
— Какие животные встретились нам? ( ответы детей)
— Что между ними общего?
Ответы детей:
Это дикие животные, Они сами заботятся о своём жилище, сами добывают себе пищу.
— Понравилось вам путешествие?
— Покажите ладошками.
— Скажите, что больше понравилось.
— О каких животных вы хотели бы узнать?
— А как вы можете узнать новое о животных?
Ответы детей: спросить маму и папу, старших братьев и сестёр, друзей,
воспитателя, посмотреть передачи о животных по телевизору
— А сейчас я предлагаю вам вернуться в группу к нашей выставке книг. Здесь вы можете взять энциклопедии о животных и рассмотреть в них картинки.