Образ моря в Слове о полку Игореве


Т.В.Жданова
ОБПОУ «Курский педагогический колледж», г. Курск
ОБРАЗ МОРЯ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
В «Слове о полку Игореве» мы сталкиваемся с таким характерным для архаической стадии явлением, как употребление определённого слова для обозначения многообразнейших явлений. Слово «золото» в этом тексте связано с понятиями «жизнь» и «смерть», «свет, солнечный и божественный», «чистота» и «величие»; слово «свет» соединяет в себе значения «разум», «солнце», «мудрость», оно противоположно по значению слову «тьма»; слово «море» обозначает как водную, так и небесную стихии; слово «тьма» связано с образами ночи, врага, понятием «отсутствие мудрости, заблуждение», слово «тучи» вмещают понятия «природная стихия» и «враг». В этой статье нашей задачей является рассмотреть значение образа «море» в литературном памятнике Древней Руси. Обратимся к тексту: «половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили» [«Слово…»1980:61]; «готские красные девы запели на берегу синего моря» [Там же: 75], «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, - к морю!» [Там же: 69]. И из этих, и из приведённых ниже примеров следует, что море – это стихия, враждебная русской. Там и находится «царство» половцев, серых воронов: «серые вороны граяли у Плесеньска… и понеслись они, вороны, к синему морю» [Там же: 73]. Именно там кроется опасность, беда, для русского человека: «прыснуло море в полуночи, идут смерчи тучами» [Там же: 97], «ветры веют с моря стрелами», Ярославна обращается к ветру: «Зачем мчишь хиновские стрелочки… на воинов моего милого?» [Там же: 95], оттуда приходит на русскую землю беда, вероятнее всего, смерть, туда, в море, она забирает: Олег и Святослав, «оба багряные столба погасли, и с ними два молодых месяца» «тьмою заволоклись и в море погрузились» [Там же: 75]. В последнем случае возникает мысль о связи моря с загробным царством, потому что туда «шлют слёзы» по умершим родные (плач Ярославны). Но Ярославна надеется на спасение мужа и обращается за помощью к Днепру: «Прилелей же, господин, моего милого ко мне, чтобы не слала я к нему слёз на море рано» [Там же: 97]. В энциклопедии «Мифы народов мира» в разделе «Славянская мифология» есть прямое указание на то, что море в представлении славян связано с царством мёртвых: «В противопоставлении суша – море особое значение имеет море – местопребывание многочисленных отрицательных, преимущественно женских персонажей: жилище смерти, болезней…» [Мифы…т.2:1994: 103].. А.Афанасьев пишет, что в марах или кикиморах олицетворены души умерших – «мор» - смерть, «по связи их с эльфами и грозовыми тучами («марё» - туман, «мора» - тьма, «морок» - облака, тучи); «воплощениями болезни и смерти были …Марена (Морена), собственно смерть как фольклорный персонаж и класс низших мифологических существ: мара (мора), змора, кикимора и др.» [Там же: 103].. С морем, как символом царства мёртвых, связано и ещё одно представление славян: о том, что облака, в которых заключалась живительная влага, на зиму уходят в море, в царство мёртвых, до следующей весны.
Итак, море в «Слове…» - образ, символизирующий смерть или представляющий мотив смерти.
Представления древней славянской мифологии соединяются в тексте с фактом действительности: половцы, несущие смерть, идут со стороны моря, которое в славянской мифологии символизирует царство мёртвых. Таким образом, можно предположить, что образ моря выполняет функцию враждебной стихии.
Словесный ряд, наиболее близко связанный по значению с образом моря, составляют слова «мгла», «тьма», «туча», «птицы». Он же связан и с половцами: слова «мгла», «тьма», «туча» в тексте называют половцев.
Рассмотрим подробнее употребление слов и их значений названного словесного ряда в тексте памятника Древней Руси: слово «тьма» в «Слове…» употребляется и в значении «предвестие беды», «знамение поражения», «позор», «плен», «смерть» («Солнце ему тьмою путь заступало», «темно было в третий день» [«Слово…»: 53] , Игорь «увидел воинов своих тьмою прикрытых», «оба багряные столба погасли, и с ними два молодых месяца тьмою заволоклись и в море погрузились» [там же: 75], и в значении «враги», «иноверцы», «поганые», «бесовские дети» («На реке на Каяле тьма свет покрыла» [там же:75] – говорится о победе половцев над Игоревой дружиной).
Слово «мгла» имеет значение и «враг», и «смерть»: «мгла поля покрыла» [Там же: 55]. Представляет интерес употребление слова мгла в связи с образом Всеслава, не имеющего прямого отношения к половцам: «объятый синей мглой» добыл он счастье…»: возможно, несущий смерть тем, кто оказывается на его пути.
Близко по значению слову «мгла» слово «тучи». И здесь открывается то же значение: «враг», «смерть»: «чёрные тучи с моря идут» [там же: 59], «прыснуло море в полуночи, идут смерчи тучами» [там же: 97]. В церковно-славянском словаре слово «мгла» определяется как «туманъ, мраку, съ греч. туча, облако…» [Церковно-с. сл.:2000:82]. С образом туч связан образ дива, сидящего на вершине дерева и предупреждающего половцев о походе дружины Игоря. Очевидна связь образа дива с птицей, облаком, тучей, предупреждающий о походе Игоря «бесовских детей», вероятно, он и сам может быть назван бесом. В раннем представлении западных славян Див - демон, связанный с лесом. Гримм упоминает произведение, где рассказывается о том, что «является беда, как бы некий демон, сидящий на дереве» [Буслаев Ф.И.: 2005: 21]. У восточных славян див упомянут в средневековых «Словах» - поучениях против язычества. У Буслаева Ф.И. находим, что бес «первоначально существо светлое, от скр. б ас, светить, в веровании Христианском перешёл в духа тьмы» [Буслаев Ф.И.: 2005: 21].
Обращение к мифологии и научным источникам подводит нас к выводу о том, что слова «море», «тьма», «мгла», «тучи» в «Слове…» имеют семантическое значение, близкое слову «смерть». Они же являются и элементами характеристики врага русских княжеств, половцев.
Но образ моря в «Слове…» сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и оно не исчерпывается тем значением, что мы установили. К этому подводит нас загадочный образ синего моря, на котором хозяйничает ветер, лелеющий корабли: «Разве мало тебе было под облаками веять, лелея корабли на синем море?» [«Слово…»: 95]. Обращает на себя внимание тесная связь нескольких образов: моря, ветра, облаков и кораблей. На наш взгляд, созданный автором образ вмещает в себя две картины: одна из них – чужая сторона, синее море, где ветер, гуляя под облаками, «лелеет» корабли; вторая – синее небо с бегущими по нему облаками-кораблями, которые в мифологии сливаются в одну: в воздушный океан с кораблями-тучами, разделяющий мир живых людей и царство мертвых. В духовном «Стихе про душу великой грешницы» рассказывается о святых ангелах, плывших на кораблях по синему Хвалынскому морю (небу) навстречу Иисусу Христу и рассказавших ему про грешную душу, покинувшую белое тело:
По морю по синему по Хвалынскому Тут и шли-пробегали через корабли.
Во этих кораблях святые ангелы сидят.
На стречу им сам Иисус Христос, сам Небесный Царь [https://sites.google.com/site/kokorinva/].
Наше предположение о связи образов моря и неба подтверждается не одним примером. Предложение в тексте «чёрные тучи с моря (здесь и получается небо) идут, хотят прикрыть четыре солнца» подводит нас к уже сделанному выводу. В энциклопедии «Мифы народов мира» в статье «Небо» находим: «По некоторым вавилонским мифам ветви мирового дерева, спускаясь к морю, которое окружает землю, образуют небесный свод [Мифы…, т.2: М: 207]. В славянской мифологии находим мотив связанных деревом-тучей земли и неба: «Дождевые ключи, бьющие из великанского дерева-тучи, текут медью, серебром, золотом, и всё, что ни коснётся их, претворяют в свои блестящие цвета» [Там же: 275]. В «Поэтических воззрениях славян на природу» Афанасьева А.Н. приводится такой эпизод: к святому отцу Николаю, спящему на древе в раю, приходит Илья - громовник: «Вставай (говорит), пойдём в лес, построим корабли и станем перевозить души с того света на этот». Здесь Илья-пророк и святой Николай, по мнению исследователя, являются вместо Перуна и древнего бога морей, с которыми у древних славян связывалась мысль о живительной силе для земли и урожая – дожде. [Афанасьев А.Н., т.2: 2002: 281,]. «Чёрные тучи с моря идут», «быть грому великому, пойти дождю стрелами» [«Слово…»: 59], - читаем в «Слове…». Мы видим, как в литературном памятнике конкретные события удивительным образом приоткрывают тайники древнего мифологического мышления. Представление о воздушном океане, по которому «плавают корабли - облака и тучи, отделяет мир живых людей (землю) от царства умерших, блаженных предков (от светлого небесного свода). Души усопших, издревле представляемые лёгкими стихийными существами, подобными веющим ветрам и пламенеющим молниям» [Афанасьев А.Н., т.1: 2002: 556], переправлялись в царство мёртвых на облачных ладьях и кораблях в страну вечного покоя.
Таким образом, море - сторона далёкая, «незнаемая земля», где живут враги русских, море (небо) – это путь в царство мёртвых и море – это небо, по которому приходит живительная сила для земли и урожая. И в этом случае мы сталкиваемся с тем, что слово «море» заключает в себе ещё одно значение – противоположное уже установленному – «жизни». Мы видим, что образ моря связан с единым мифологическим инвариантом: «жизнь – смерть – воскресение». Три значения в произведении сливаются в одном слове, создающем в трёх контекстах три разных образа.
Библиографический список
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т.2. М.: ЭКСМО.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т.1. М.: ЭКСМО, 2002.
Буслаев Ф.И. Исцеление языка. С-Пб.: BIBLIOПOLIE, 2005.
Мифы народов мира, М.: Российская энциклопедия, т.2. 1994.
«Слово о полку Игореве», М.: Детская литература,1980.
Церковно-славянский словарь. М.: Паломникъ, 2000.
https://sites.google.com/site/kokorinva/Home/v/velikaa-gresnica