Планирование по внеурочной деятельности В гостях у сказки
Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района, Воронежской области.
Планирование внеурочной деятельности «В гостях у сказки» в 3 классе
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В гостях у сказки» создана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
При составлении рабочей программы за основу взята программа для общеобразовательных учреждений УМК «ШКОЛА РОССИИ» и Примерные программы внеурочной деятельности. Начальная школа.\ сост.О.М. Корчемлюк. «В гостях у сказки» (Авторы М.В. Хлопова, НА. Лимова, Т.М. Шиловская).
Перед школой всегда стояла задача воспитания личности. ФГОС НОО одним из главных выдвигает требование формирования личностных результатов (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и т.д.). На современном этапе развития образования решение этой задачи находит своё отражение в альтернативных образовательных программах, одной из которых и является программа литературного объединения «В гостях у сказки».
Актуальность программы объясняется тем, что сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. Благодаря чему сказка воспитывает? Сказка, прежде всего, действует на чувства, или, как принято говорить в жизни, на сердце, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ: и Кощея Бессмертного, и Бабу-Ягу, и Змея Горыныча. Сказки воспитывают у ребёнка способность волноваться, радоваться за другого, переживать чужую судьбу, как свою. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И в этом сказки тоже идут за натурой ребёнка: дети жаждут похвал, поощрений за свои дела и успехи, без чего теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляют детскую жажду в фантазии. Детей увлекают чудные картины волшебных превращений. У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. В сказках положительный герой - непременно хороший сын или дочь.
Программа имеет общекультурную направленность. Дж. Родари указывал на огромное значение сказки. «Сказка - средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных результатов, сказок, на смыслах которых дети получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве. В программе важное место принадлежит как народной сказке, так и авторской, литературной: А. Пушкина, П. Ершова, С. Аксакова, Д. Мамина-Сибиряка, К. Паустовского и др. Включены в программу и сказки зарубежных писателей.
Цель программы - в создании условий для формирования личностных результатов младших школьников на основе чтения и анализа сказок русских и зарубежных авторов.
Задачи:
приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки;
воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей;использовать ошибки детей как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
обеспечить независимость в выборе и принятии решений, возможность самостоятельно контролировать собственное продвижение;
создать климат взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Объём: программа рассчитана на 128 часов и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1-4-го классов. Участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю. Коррекция количества учебных часов допускается в первом классе в соответствии с требованиями СанПиН.
Формы реализации:
Внеурочная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
Кружковая работа в учреждениях дополнительного образования.
Формы проведения занятий
Чтение текстов с использованием технологии продуктивного чтения.
Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Анализ и просмотр текстов сказок.
Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Тематическое планирование в 3 классе
№ п/п Дата
Тема Количест во часов При
меча
ниеПлан Факт Раздел 1. Пользуясь хитростью (7 ч)
1 Армянская сказка «Непобедимый петух» 1 2 Болгарская сказка «Хитрый петух» 1 3 Латышская сказка «Как петух лису обманул» 1 4 Шотландская сказка «Петух и лиса» 1 5 Персидские сказки «Лиса и петух», «Как козёл волка обманул», «Маленький петушок и золотая монета» 1 6 Эфиопская сказка «Хитрый шакал» 7 Японские сказки о барсуке. «Барсук и лисёнок», «Барсук и улитка», «Барсук и волшебный веер» Раздел 2. Хитрость против хитрости (5 ч) 8
Арабская сказка «Заяц, который победил кита и слона» 1 9 Африканские сказки «Заяц и лев», «Как заяц стал вождём всех зверей», «Как заяц перехитрил гиену» 1 10 Корейские сказки о зайце «Заяц и черепаха», «Хитроумный заяц», «Как заяц тигра перехитрил» 1 11 Монгольская сказка «Мудрый заяц» 1 12 Вьетнамская сказка «Ворон на дереве» 1 Раздел 3. Не поступай опрометчиво (7 ч) 13 Английская сказка «Сорочье гнездо» 1 14 Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» 1 15 Испанская сказка «Кот-разбойник» 1 16 Итальянская сказка «Учёный кот» 1 17 Молдавская сказка «Козёл-обманщик» 1 18 Таджикская сказка «Птица Кахки» 1 19 Польская сказка «Сельдь и камбала» 1 Раздел 4. Сметлив и хитёр — пятерым нос утёр (5 ч) 20 Азербайджанские сказки о лисе «Лев и лис», «Лис и волк », « Хитрый лис » 1 21 Белорусская сказка «Лисица-хитрицо» 1 22 Бразильские сказки «Обезьяна и конфета», «Черепаха и кампора» 1 23 Индийские сказки «Как шакал перехитрил льва», «Находчивый лис» 1 24 Филиппинская сказка «Обезьяна и черепаха» 1 Раздел 5. Сила - в дружбе (8 ч) 25 Грузинская сказка «Лиса-судья» 1 26 Китайская сказка «О том, как по животным счёт годам вести стали» 1 27 Немецкая сказка «Три бабочки» 1 28 Словацкая сказка «У солнышка в гостях» 1 29 Украинские сказки «Козёл и баран», «Петушок и курочка», «Денежный петух» 1 30 Французская сказка «Цыплёнок Половинка» 1 31 Чешская сказка «Кот, баран и петух» 1 32 Эстонские сказки «Волк и овца», «Волк и олень» 1 33-34 Итоговое занятие в библиотеке 2 Итого 34 Арабская сказка «Заяц, который победил кита и слона» Содержание деятельности
Пользуясь хитростью
Информационная справка о странах: Армения, Болгария, Латвия, Шотландия, Персия (Иран), Эфиопия, Япония (географическое положение, исторические сведения, занятия населения, и культура). Выставка книг. Размышления о названии.
Составление предположений о содержании сказки, информации с иллюстраций. Чтение сказок. Обмен впечатлениями. Характеристика героев и их поступков. Сравнение со сказками других народов. Чтение по ролям. Инсценирование. Творческий пересказ в форме продолжения текста. Изготовление обложки к сказке. Составление аннотации в группах. Литературная викторина по сказкам.
Рекомендации для самостоятельного чтения:
армянские сказки «Бесхвостая лиса», «Пёс и кот»;
болгарские сказки «Добрый жаворонок», «Воробей и лиса»;
латышские сказки «Как аист учил лису летать», «Лиса и гуси»;
шотландские сказки «Сказка о сером вороне», «Орёл и крапивник»;
персидские сказки «Глупый медведь», «Сказка о разноцветных рыбах»;
эфиопские сказки «Гиена и лисица», «Умный воронёнок»;
- японские сказки «Две лягушки», «Обезьянье царство».
Хитрость против хитрости Информационная справка о государствах Корея, Монголия, Вьетнам, странах Африки.
Выставка книг. Ориентирование в выставке книг. Размышления о заголовке, составление предположений о содержании сказки по её названию. Чтение сказок. Выявление отношения кпрочитанному. Аналитическая беседа по содержанию. Характеристика персонажей, их поступков.
Творческая работа: заменить героя и сочинить сказку, придумать продолжение сказки. Иллюстрирование. Литературная викторина. Литературная викторина по сказкам.
Рекомендации для самостоятельного чтения:
арабская сказка «Волк, собака и кот»;
африканские сказки «Умный петух», «Почему у попугая нос кривой»;
корейские сказки «Хитрая лиса», «Глупый осёл»;
монгольские сказки «Лиса, олень и ворон», «Собака, кошка и мышь»;
вьетнамские сказки «Угорь и рыба», «Волшебная черепаха»
Не поступай опрометчиво
Информационная справка о странах Англия, Венгрия, Испания, Италия, Молдова, Таджикистан, Польша.Выставка книг. Ориентирование в книге, рассматривание Определение примерного содержания. Определение типа (одно произведение или сборник). Выполнение заданий по обложке, титульным листам, оглавлению. Чтение сказок.
Формулирование главной мысли сказки. Сравнение сказок разных народов. Анализ характера и поступков героев. Подбор пословиц и поговорок по теме сказки. Творческий пересказ в форме продолжения текста. Чтение по ролям. Иллюстрирование. Инсценирование. Литературная викторина.
Рекомендации для самостоятельного чтения:
- английские сказки «Медведь в карете», «Сказка про трёх поросят»;
- венгерские сказки «Самый сильный зверь», «Пастух, что речи зверей понимал;
- испанские сказки «Сорока, лиса и цапля», «Как волк с лисой в курятник залезли»;
- итальянские сказки «Дрозды и скворцы», «Буйвол и баран»;
- молдавские сказки «Конь и медведь», «Легенда о ласточке»;
- таджикские сказки «Учёная собака», «Кукушка»;
- польские сказки «Жаворонок и волк», «Совушка - умная головушка» .
Сметлив и хитёр — пятерым нос утёр
Информационная справка о странах Азербайджан, Беларусь, Бразилия, Индия, Филиппины. Выставка книг. Работа с выставкой книг. Работа с книгой. Считывание информации с обложки, оглавления. Размышления о названии, заголовке. Чтение сказок. Обмен впечатлениями. Выявление отношения к прочитанному. Соотнесение текста с иллюстрациями. Характеристика героев сказок. Характер героя, выраженный через поступки и речь. Особенности сказок. Сравнение с русскими народными сказками.
Творческое задание: пофантазировать, как изменится содержание, если изменить место действия.
Составление аннотаций. Инсценирование. Литературная викторина.
Рекомендации для самостоятельного чтения:
-азербайджанские сказки «Учёная кошка», «Сказка о соловье»;
-белорусская сказка: «Почему барсук и лиса в норах живут
- бразильские сказки «Птичка-колибри», «Лисья свадьба»;
- индийские сказки «Золотая антилопа», «Находчивый заяц»;
-филиппинские сказки «Жадная ворона», «Непослушный муравьишка» . Сила — в друзьях
Информационная справка о государствах Грузия, Китай, Германия, Словакия, Украина, Франция, Чехия, Эстония.Выставка книг. Ориентирование в группе книг. Ориентирование в одной книге. Работа по обложке, оглавлению. Рассматривание иллюстраций. Предвосхищение содержания. Чтение сказок. Обмен впечатлениями. Характеристика героев, их поступков, Формулирование главной мысли сказки. Составление картинного плана. Подбор пословиц и поговорок о дружбе. Составление кроссворда по тексту. Чтение по ролям. Инсценирование. Литературная викторина.
Рекомендации для самостоятельного чтения:
- грузинские сказки «Лиса и медведь», «Тигр - защитник кошек»;
китайские сказки «Как собака с кошкой враждовать стали», «Как проучили лисицу»;
немецкие сказки «Белая змея», «Принцесса и лягушонок»;
словацкие сказки «Почему заяц куцый», «Почему у муравья кривые ноги »;
- французские сказки «Волк, улитка и оса», «Как бараны шли через реку»;
- чешские сказки «Учёная собака», «Кукушка»;
- эстонские сказки «Комар и конь», «Мышь и воробей».
Ожидаемые результаты реализации программы
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником,социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о роли чтения в жизни человека, о мире детской литературы, о круге чтения, о потребности чтения, о русских и зарубежных сказочниках, о видах работы с текстом и книгой, о способах выражения эмоций и настроения в процессе чтения, инсценировки сказочных произведений, об анализе поступков героев сказочных произведений с точки зрения норм морали; соотнесение своих поступков с поступками полюбившихся литературных героев, осмысление нравственных образцов и «примеривании» их на себя.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностного отношения школьника к русскому народу, родной культуре, этическим нормам, нравственным ценностям, осознание значимости систематического чтения для своего дальнейшего развития, роли художественного чтения как способа самовоспитания.
3.Результаты третьего уровня (приобретения школьниками опыта самостоятельного социального действия):
школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт заботы о младших и организации их досуга, опыт самостоятельной организации праздников и конкурсов для других людей, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.