Конспект урока по чтению В.Набоков.Обида
Урок литературного чтения
(перспективная начальная школа)
Н.А.Чуракова «Литературное чтение»
4 класс
Тема: Владимир Набоков «Обида»
МОУ ГСОШ
Город Калязин
Учитель: Наумова Елена Николаевна
Цель урока: - совершенствование навыка выразительного и осмысленного
чтения;
-формирование умения целенаправленного доказательного
высказывания с привлечением текса произведения ;- формирование культуры сравнительного анализа
произведения ; -развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание бережногого, заботливого отношения к людям.
Оборудование: -учебник
- толковый словарь
- рамка
-карточки
-икт
-лупа
План урока.
I Самоопределение к действию.Психологический настрой.
Проверь , дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ли на месте,
Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
Вслушайся ! Вникни! Не забудь
У слова свой норов, свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро!
Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»
Назовите качество необходимые для успешной работы (внимательность, наблюдательность, смекалка, находчивость, взаимовыручка)
II Мотивация
10 апреля 1899 год
Как дата связана с уроком чтения?
Биография Владимира Набокова
Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в Санкт-Петербурге в состоятельной дворянской семье. В обиходе семьи Набокова использовалось три языка: русский, английский и французский, — таким образом, будущий писатель в совершенстве владел тремя языками с раннего детства. По собственным словам, он научился читать по-английски прежде, чем по-русски. Первые годы жизни Набокова прошли в комфорте и достатке в доме Набоковых на Большой Морской в Петербурге и в их загородном имении Выра (под Гатчиной). и Образование начал в Тенишевском училище в Петербурге, где незадолго до этого учился Осип Мандельштам. Литература и энтомология становятся двумя основными увлечениями Набокова. Октябрьская революция заставила Набоковых перебраться в Крым, а затем, в 1919 году, эмигрировать из России. В 1922 году Набоков переезжает в Берлин; зарабатывает на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова.В 1922 году заключает помолвку со Светланой Зиверт; помолвка была расторгнута семьей невесты в начале 1923 года, поскольку Набоков не смог найти постоянную работу. В 1937 году Набоковы уезжают во Францию и поселяются в Париже. В Америке с 1940 до 1958 года Набоков зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах. Набоков возвращается в Европу и с 1960 года живёт в Монтрё, Швейцария, где создаёт свои последние романы. Скончался В. В. Набоков 2 июля 1977 года, похоронен на кладбище в Клэренсе, вблизи Монтрё, Швейцария.
(составление биографии,карточки)
IIIАктуализация знаний.АДИБО
Прочитайте надпись справа налево
Что такое обида?
1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.
2. Чувство, вызванное таким огорчением
Свяжите слова , услышанные вначале урока и назовите тему и цели урока.
IVПроверка домашнего задания
Используя иллюстрации составьте картинный план рассказа.
V Открытие новых знаний
Анализ текста.
Что вы видите на 1 иллюстрации?
Вы поняли на какое мероприятие кучер Степан привез Путю в имение Козловых?
Почему мальчик был готов пожертвовать своими главными сокровищами лишь бы не ехать в гости?
Кого называют Ломакой?
Как вы думаете , поведение Ломаки бросается в глаза компании или совсем не заметно?
Справедливо ли Таня Корф назвала Путю Ломакой?
Почему успех одного мальчика отметили , а успех другого остался без внимания?
Чем еще завоевывал популярность среди детей Вася Тучков?
Какие же мальчики ценились в этой компании?
В чем основная причина не успеха Пути в детском обществе?
2.Работа со словарем.
Просмотрите текст, назовите слова, требующие объяснения
(болванка, селезень, изразец, изразцовая печь )Зачитайте фрагмент текста , отмеченный сбоку цветной полосой?
Почему в тексте повторяется одна и та же подробность?
Что произошло. когда дети играли в прятки?
Как вы думаете, Вася Тучков или Танечка Корф позволили старушке увести себя с веранды на другую сторону дома ?Почему Путя позволил?
Какой еще дар есть у Пути?
Найдите фрагменты текста подтверждающие, что мальчик наблюдательный и видит мир по особенному .Как вы думаете, писатель Владимир Набоков в детстве был чем то похож на Путю?
(Набокова и Путю объединяет особый дар-дар наблюдательности и поэтического взгляда на мир, писатель на столько живо и сочувственно описывает переживания и внутренний мир мальчика, что нетрудно догадаться – многое из этого рассказа взято из личного опыта писателя . VI Музейный дом
Внимательно рассмотрите картину Эмилии Шанкс «Наем гувернантки»
Выясните кто такая гувернантка?
Можно ли Якова Семеновича назвать гувернером?
Объясните, что происходит в комнате?
(В комнате происходит разговор хозяйки дома и гостьи,девушки,пришедшей наниматься в гувернантки.В дверях стоит няня с 2 детьми.)
Кто из участников нервничает и слегка напуган?
(Будущая гувернантка и девочка.)
Кто смотрит дерзко и насмешливо?
(Поза мальчика выражают независимость и высокомерие,на лице легкая усмешка.)
Кто-устало и снисходительно?
В чьем взгляде есть оттенок горечи и обиды?
Выдели с помощью рамки фрагмент «мать и ее дети»,а затем «няня с детьми»?
Помогают ли эти фрагменты понять , с кем дети проводят большую часть времени?
Предположи, уютно им будет с гувернанткой?
Может ли картина рассказать о характере детей?
Что общего в рассказе Набокова « Обида» и в сюжете картины «Наем губернантки.»?
В жизни бывают обидные ситуации,обида возникает если задето чувство,обида связана с чувством несправедливости,обида появляется в ситуации,когда нам важен не сам поступок,а то что за ним стоит(недостаток любви и уважения).
VII Включение в систему знаний и повторений.Работа в парах по карточкам.
1.Вставь недостающие слова.
1…… возникает, когда задето чувство.
В ситуации ….. нам важен не сам поступок , а то что за ним стоит( то есть недостаток любви и уважения)
…… - это жалость к себе , соединенная к претензией к другому
2.Собери пословицу.
За шутку не сердись,в обиду не вдавайся.
Лучше в обиде быть,чем в обидчиках.
Обидеть легко,а душе каково
Люблю того,кто не обидит никого.
С обидчивым соседом тяжело водиться.
3.Задания повышенной сложности.
Составить синквейн.
VIII Рефлексия
Оцените свою работу на уроке и работу своего соседа
(Красный кружок – отлично ,зеленый –хорошо, синий-удовлетворительно)
IX.Домашнее задание.1-написать мини-сочинение на тему «Обида»
2-подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
Литература
1.Н.А.Чуракова «Литературное чтение»
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87