Выступление на тему: Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения, о которых рассказывают книги. Растет число россиян, не читающих совсем, а 18% - не имеют книг дома вообще. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из таких источников, как телевидение и интернет. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры заменяют чтение, общение, тем самым снижается уровень словарного запаса, читательской активности и, в целом, культуры речевого общения.    Сегодня, перед школой стоит задача: подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося  такими чертами,  как  гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность.
В этом плане велика роль уроков чтения. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.   Каждый современный учитель понимает, что сформировать традиционные  знания, умения, навыки для этого недостаточно, нужно осваивать новые технологии, изменять содержание уроков.
Использование перспективных педагогических технологий, одной из которых  является технология продуктивного чтения, способствует обеспечению нового качества образования за счет  сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных     ФГОС:
коммуникативных (умение формулировать свои мысли, понимать собеседника);
познавательных (приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее);
личностных (умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст);
регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.
Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной  читательской деятельности.
Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.
В начальной школе необходимо заложить основы  грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;
развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; формирование эстетического вкуса;
овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения.
Идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт
 
2 Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраски прочитанного текста)
Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному и т.д., постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части).
Беседа по содержанию в целом (обобщение прочитанного, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, пересказ, словесное рисование.)
3  Работа с текстом после чтения.
На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.
 Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.
Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения»,  является
развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации. Задача учителя: мотивировать на прочтение книги.
Приведу пример  работы со сказкой Е.Пермяка «Две пословицы»
Ребята делятся на группы, им  даются задания.
Первая группа по иллюстрации   пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? 
Вторая группа, используя ключевые слова  (ярмарка,друг,денежка,заблудился,собака,пословица), высказывает  свое предположение о происходящих событиях.
А третья группа учащихся постарается  предположить, о чем пойдет речь в сказке по его названию. 
Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить,  прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может сообщить о событиях, героях, определить тему и основную мысль рассказа.  Ребенок забегает мыслью вперед и превращается в своеобразного соавтора.
Этот прием ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию.
В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения»– освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.
 На данном этапе используются приемы работы с разными видами таблиц.
В первом классе знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Косточка» начинается с заполнения первой части таблицы. Ребятам предлагаются следующие вопросы:
- В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах?
- Главный герой рассказа обманул своих родителей?
- Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы?
Первая часть таблицы заполняется на первом этапе, когда  даются несколько утверждений по еще не изученной теме, и дети выбирают утверждения, полагаясь на собственный опыт, а вторую часть таблицы,  после первичного чтения на втором этапе. 
Учащиеся проставляют знаки «+» - если они согласны, «-»   - не согласны, устно обосновывая свой ответ. После прочтения, идет обсуждение, совпало ли первоначальное представление с последующим.
Вопросы
До чтения
После чтения
В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах?
-
+
Главный герой рассказа обманул своих родителей?
-
+
Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы?
+
+
 
 Данный прием позволяет учащимся определить главную мысль рассказа.
Для формирования  навыков осмысленного и вдумчивого чтения заполняется другая таблица, заполнение которой  требует от учащихся перечитать весь текст или его фрагмент.  
 После анализа произведения учащиеся перечитывают рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным», отвечают на вопросы, а ответы -  выдержки из текста, ни одним словом не отступая от оригинала, заносят в таблицу. Цель этой работы заключается в том, что ребенок должен несколько раз перечитать текст, выбрать правильные, точные предложения и записать их в таблицу.
Вопросы и утверждения
Выдержки из текста
Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?
Это еще было терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно.
По какой фразе вы поняли, что для Дениски Кремль – это ценность?
Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине.
После проверки ответов делается вывод о том, какая проблема волнует автора. Как поступать в ситуации сложных взаимоотношений детей и родителей.
В процессе работы формируются познавательные универсальные учебные действия: умения ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить  ответы на заданные вопросы;коммуникативные: умения выражать свои эмоции, высказывать  мнение по отношению к героям и  их поступкам; умения работать в паре, в группе, понимать собеседника; регулятивные: умения выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;личностные: высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; предметные: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы.
На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование  основной идеи текста.
Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.
Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. После изучения сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» учащимся предлагается на выбор несколько  высказываний, связанных с содержанием текста и отражающих различные подходы к интерпретации пословицы.
Например: «Красив тот, кто красиво поступает», «Не одежда красит человека, а его добрые дела»,  «Живи добрее – будешь милее».                                                   
Детям нужно выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к сказке,  и  обосновать свой  выбор.
На этом же этапе эффективным считается использование приема «Творческая работа», создание продукта нашей деятельности.
Письменную  работу  по впечатлениям  можно проводить  после прочтения любого произведения.
Этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя.
Использование данных приемов  направлено на  обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу,  именно на этом этапе урока появляется  возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.
При этом формируются предметные универсальные учебные действия:  умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; метапредметные: умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и  самостоятельность; умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.
Таким образом, технология продуктивного чтения является технологией деятельностного типа, направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации. Таким образом, учитель, применяющий новые технологии, имеет возможность достигать новых целей образования, формируя у своих учеников универсальные учебные действия.