Консультация для родителей Пойте детям перед сном



Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражается определенный круг образов, интонаций, принятых народом. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытания временем и доходят до потомков. «Музыка-однодневка» существовала всегда. Ее развлекательное предназначение не оспаривается, но воспитывать в человеке основы общей и музыкальной культуры можно только на признанных человечеством, народной и классической музыкальной культуры.
Таким эталоном музыкальной культуры является жанр колыбельных песен. «Баю-баюшки-баю, баю милую свою» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.
Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении.
Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Можно сказать, что народная педагогика берет начало в колыбельной песне.
Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – то душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.
Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.
Название «колыбельная песня» произошло от слова колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать т.е. баюкать, качать, усыплять или баять – говорить, сказывать, шептать. Байкой уговаривали ребенка быстрее уснуть.
В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». В крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже присматривали за младшими сестрами-братьями, а иногда и нанимались нянями в другие семьи. Поэтому пение колыбельных – это искусство, которым в старину овладевали с детства.
Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов, мягких согласных – люли-люли, многие древние колыбельные близки заговорам (Спи по ночам, расти по часам. Ты спи, усни, угомон тебя возьми.)
В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревоги о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. Вместе с тем часто наблюдается стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни, отсюда – пожелание счастья, благополучия, богатства, удачи.
Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.
Но самое важное в колыбельной песне – это материнская нежность, любовь, которая дает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят.
Сходство колыбельных разных эпох, стилей и народностей – это спокойный темп, негромкое звучание, небольшой диапазон мелодии, множество повторяющихся оборотов. Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет.
Народные колыбельные существуют с древности. Позже, на основе народных, возникали авторские колыбельные.
Колыбельные представлены в детских мультфильмах, кинофильмах, телевизионных передачах, радиопостановках и спектаклях:
Колыбельная Медведицы из м/ф «Умка», из т/п «Спокойной ночи, малыши», колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада», из к/ф «Красная Шапочка», «Мама», из м/ф «Про Сверчка», «Огуречик» и т.д.
Прекрасно, если привычка постоянного общения с матерью сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

Музыкальный руководитель
Дженкова Ольга Юрьевна
Пойте детям перед сном!


Люлю-люшеньки-люли!
Все игрушки спать легли,
К нам пришла Байбайка –
Скорозасыпайка!
Ласковый голосок,
Шелковый поясок
Будет с нами до утра –
Спите, глазки, спать пора!
И.Демьянов



Не шурши ты, мышь, прошу!
Сон приходит к малышу.
Не грибы несет тропинкой,
А зевки несет в корзинке
Позеваем сладко –
И уснем в кроватке!
И.Демьянов



Сонный слон
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый серый сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно,
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
И. Токмакова











Люлю-люшеньки-люли!
Все игрушки спать легли,
К нам пришла Байбайка –
Скорозасыпайка!
Ласковый голосок,
Шелковый поясок
Будет с нами до утра –
Спите, глазки, спать пора!
И.Демьянов



Не шурши ты, мышь, прошу!
Сон приходит к малышу.
Не грибы несет тропинкой,
А зевки несет в корзинке
Позеваем сладко –
И уснем в кроватке!
И.Демьянов


Сонный слон
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый серый сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно,
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
И. Токмакова




Люлю-люшеньки-люли!
Все игрушки спать легли,
К нам пришла Байбайка –
Скорозасыпайка!
Ласковый голосок,
Шелковый поясок
Будет с нами до утра –
Спите, глазки, спать пора!
И.Демьянов



Не шурши ты, мышь, прошу!
Сон приходит к малышу.
Не грибы несет тропинкой,
А зевки несет в корзинке
Позеваем сладко –
И уснем в кроватке!
И.Демьянов


Сонный слон
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый серый сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно,
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
И. Токмакова



Люлю-люшеньки-люли!
Все игрушки спать легли,
К нам пришла Байбайка –
Скорозасыпайка!
Ласковый голосок,
Шелковый поясок
Будет с нами до утра –
Спите, глазки, спать пора!
И.Демьянов






Не шурши ты, мышь, прошу!
Сон приходит к малышу.
Не грибы несет тропинкой,
А зевки несет в корзинке
Позеваем сладко –
И уснем в кроватке!
И.Демьянов








Сонный слон
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый серый сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно,
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
И. Токмакова


Люлю-люшеньки-люли!
Все игрушки спать легли,
К нам пришла Байбайка –
Скорозасыпайка!
Ласковый голосок,
Шелковый поясок
Будет с нами до утра –
Спите, глазки, спать пора!
И.Демьянов



Не шурши ты, мышь, прошу!
Сон приходит к малышу.
Не грибы несет тропинкой,
А зевки несет в корзинке
Позеваем сладко –
И уснем в кроватке!
И.Демьянов


Сонный слон
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый серый сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно,
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
И. Токмакова