Мастер-класс Познание начинается с того, что обыденно Использование элементов исследования в деятельности младших школьников
«МАСТЕР-КЛАСС»
«Познание начинается с того, что обыденно» (Использование элементов исследования в деятельности младших школьников)
Работа с аудиторией
-Уважаемые коллеги прошу Вас ответить на вопрос, что означает данное действие, которое вы видите ( рукопожатие)
-Когда мы его можем наблюдать? ( при встрече мужчин, когда встречаются при встрече; достижение в переговорах успеха)
-Где мы можем увидеть данное? ( на улице, на страницах журналов, по телевидению)
- Уважаемые коллеги, кто кт сейчас принял участие в данной работе , приглашаю Вас на участие в мастер-класс. (занимают свои места за рабочим местом -3 человека)
-Вашему вниманию мастер-класс «Почему? Зачем? Как? Отчего? …»
(Использование элементов исследования в деятельности младших школьников)
Слайд 1 (название Мастер-класса)
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно»
(Использование элементов исследования в деятельности младших школьников)
Мастер
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Актуальность фразы «Ученик получит возможность научиться» приводит меня к противоречию между традиционной подачей материала на уроке и требований ФГОС,в котором приоритетным становится использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, посредством развития универсальных учебных действий. Решение этой проблемы, по моему мнению , в одном - в переходе ученика на более сложный уровень деятельности через исследовательскую деятельность, что ведёт к повышению его интеллектуальных и творческих способностей.
1
Слайд 2 (высказывание)- не озвучивай вслух
«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности» (Фундаментальное ядро содержания общего образования)
«В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)Мастер
Осмыслив фразы, спроектированные на экране, способности не только формируются в деятельности, но в ней и проявляются. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность.
Важно помнить ,что проект и исследование два разных понятия и отличаются друг от друга выполнением
Слайд 3 (сравнение) не читай
Проектная деятельность Исследовательская деятельность
Исходная проблема;
Заранее определённая цель;
План предстоящей работы.
По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее:
Решена исходная проблема (предложен способ её решения);
Создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта);
Представлен письменный отчёт о ходе работы;
Проведена публичная защита проекта Мотивация исследовательской деятельности ( возникновение у учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению);
Определение примерной темы работы;
Выбор объекта исследования;
Постановка цели и задач исследования;
Формулировка рабочей гипотезы;
Выбор методов проведения исследования;
Поиск и изучение литературы по выбранной теме;
Планирование и выполнение собственных исследований;
Анализ полученных результатов, формулирование вывода
Главное отличие проектной и исследовательской деятельности- в постановке цели. Цель проектной деятельности- реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей.
Слайд 4 ( на экране – человек у станка, природа, телефон, печатная машинка)
Мастер
Прошу посмотреть на экран ( картинки- человек, природа, самолёт)
-Что общего между изображениями на экране? ( система)
-Моя задача мастер-класс продемонстрировать некую систему в обучении младших школьников азам исследовательской деятельности.
Слайд 5 ( на экране –самолёт , птица, снежинка)
-Вернёмся к изображениям: чем отличаются они? ( предназначение, материал, лексическое значение)
-Что общего между ними? ( перемещаются, скорость)
-Сейчас мы с вами отрабатывали умение классифицировать, овладеть которым очень важно для маленького исследователя, так как развивает критическое мышление, логику.
Как показали исследования немецких учёных, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80%- при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем
Слайд 6 ( таблица- усвоение материала) не озвучивай вслух
Усвоение материала на 90% Система исследовательской деятельности
самостоятельная постановка проблем мотивация исследовательской деятельности (возникновение у учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению)
определение примерной темы работы;
выбор объекта исследования;
постановка цели и задач исследования;
выработка возможных вариантов решения проблемы формулировка рабочей гипотезы ;выбор методов проведения исследования;
поиск и изучение литературы по выбранной теме;
планирование и выполнение собственных исследований
формулировка выводов и прогнозов анализ полученных результатов , формулирование выводов
Мастер:
- И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, и самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%
Сравнивая левую и правую таблицы , понимаем, что такой эффект может дать именно исследовательская деятельность, которая представляет собой некую систему. Рассмотрим основные её элементы.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно»,- говорили ещё древние греки.
Рассмотрим данное
Слайд 7 (развитие умений видеть проблемы) не говори вслух
1 этап
Развитие умений видеть проблемы
Виды заданий:
Посмотри на мир чужими глазами.
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.
Составь рассказ, используя данную концовку.
Составь рассказ, используя данное начало.
Поменяй героев местами.
Определи сколько значений у предмета.
Назови как можно больше признаков предмета.
1 этап в работе- выявление проблемы.
Проблема краеугольный камень любого исследования. С неё собственно и начинается исследование. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Одно из самых важных свойств в деле выявление проблемы - способность изменять собственную. Точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Слайд 8 ( выдвижение гипотезы) не говори вслух
2 этап
Развитие умений выдвигать гипотезы
( уметь предвидеть события, предполагать, используя слова : «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если» , «наверное»).
Задания – рассуждения.
Например: « Давайте вместе подумаем, почему у божьей коровки есть пятнышки?»
Упражнения на обстоятельства.
-При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
-При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Задания типа «Найди возможную причину события».
Например : Молоко прокисло
Сформулируйте вопрос по ответу
Мастер
Далее – выдвижение гипотезы.
Проблема может быть стара, как мир, но способы её решения и осмысления могут быть самыми разнообразными. На этом этапе важно научиться строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логического рассуждения, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем больше число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.
Слайд 9 (анализ полученных результатов), формулирование выводов
3 этап
Анализ полученных результатов, формулирование выводов
Всё внимание к группе. Коллегам предложена работа: Взаимосвязь между величинами : скорость, время, расстояние
ЧИТАЕТ ГОТОВЫЙ ОТВЕТ
Работа, которую мы выполнили , представлена вам в виде кластера
В центре - ПРОБЛЕМА (сможет ли антилопа догнать гепарда)
Далее - гипотеза (Предположим, что антилопа догонит гепарда)
Далее – возможные варианты решения
В ходе проведённых вычислений мы пришли к тому, что антилопа не сможет догнать представителя семейства кошачьих, так как так как существенную роль играет скорость, которую развивает каждый представитель животного мира. Величины: скорость, время, расстояние взаимосвязаны между собой. Поэтому выдвинутая ранее гипотеза не подтвердилась.
Происходит формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
Смыслообразование Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное).Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Нравственно-этическая ориентация Умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций
Познавательные:
Смысловое чтение и работа с информацией. Сформированность умения строить сообщения в устной и письменной форме.
Смысловое чтение и работа с информацией
Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций сформированность умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков
Регулятивные
Целеполагание. Сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу
Оценка Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действий на уровне соответствия результата заданным требованиям.
Коррекция Сформированность умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
Коммуникативные
Постановка вопроса Сформированность умения формулировать вопрос партнёру по общению.
Разрешение конфликтов сформированность способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.
Вывод:
Может быть истинное решение в процессе исследования и не будет найдено, но мы , учителя должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат- это формирование УУД и помогает нам исследовательская деятельность. Осталось только выяснить, является ли мой вариант работы с учащимися универсальным? Где бы вы смогли применить его в своей деятельности?
Спасибо.
.