А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение Весенний дождь (5класс)
А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»
Цель:
1.Познакомить учащихся с творчеством А.А.Фета;
2. формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;
3.формировать навыки анализа лирического текста;
4.учить формировать свое отношение к прочитанному;
5. воспитывать чувство любви к русской поэзии;
Педагогические задачи:
• уметь определять тематику, описывать лирическое настроение произведения
• развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читаюттихотвыопение, объясняют свое отношение к нему, находят сравнения, описания и эпитеты в тексте; рассказывают о чувствах и зрительных образах , которые вызвало произведение.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте; осознано о произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают друг с другом, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; сопоставляют полученные ответы.
Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Слышите звонок?
Это начинается новый наш урок.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На слайде вы видите портрет писателя и даты его жизни. Назовите его фамилию, имя и отчество. (Афанасий Афанаьевич Фет 1820-1892 г.г.) Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о поэте и его произведениях из курса начальной школы.
Биография А.А.Фета(рассказывает ученик)
Родился А.А.Фет 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя).
Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным.
Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.
Образование
В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой. Окончил университет в 1844 году.
Творчество поэта
Первые стихи Фет А.А. написал еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.
Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.
В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.
Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.
Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».
А. А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.
Последние годы жизни
В 1873 году Афанасию Фету было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу, любовь.
Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губении.
Интересные факты из жизни А.А.Фета (рассказ учителя)
Кроме сочинения стихотворений Фет до самой старости занимался переводами. Ему принадлежат переводы обеих частей «Фауста» Гёте. Он даже планировал перевести книгу HYPERLINK "http://all-biography.ru/alpha/k/kant-immanuil-kant-immanuel" Иммануила Канта «Критика чистого разума», но оставил эту идею и взялся за перевод произведений Артура Шопенгауэра.
Поэт пережил трагическую любовь к Марии Лазич – поклоннице его творчества. Эта девушка была образованной и очень талантливой. Их чувства были взаимны, но паре не удалось связать свои судьбы. Мария погибла, а поэт всю жизнь помнил свою несчастную любовь, которая повлияла на его творчество. Именно ей он посвятил поэму «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие стихотворения.
Именно Фет автор известной фразы, которая вошла в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого — «А роза упала на лапу Азора».
4. Постановка учебной задачи урока
Задание учащимся: зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.
Познакомиться…(со стихотворением «Весенний дождь»)
Прочитать… (со стихотворением «Весенний дождь»)
Проанализировать…. (это произведение)
Учиться …..(Выразительно читать новое произведение)
А) Составление кластера (проблемный метод)
Давайте попробуем создать образ природы весной во время дождя.
Вопрос учителя: какие образы, картины вам представляется? Какие цвета преобладают в ваших образах? Присутствует ли запах?
Давайте вместе создадим картину «природа во время весеннего дождя»
Кластер составляет по ответам учащихся.
Учащиеся записывают в тетради созданный образ.
Б) Целевая установка
- Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ природы с образом, который представил нам А.А.Фет?
5. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Работа с текстом
• Итак ребята, мы сейчас прослушаем стихотворение «Весенний дождь».
Ученик читает выразительно стихотворение «Весенний дождь».
Вопрос учителя.
- Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом, созданным Фетом? (Учащиеся сравнивают образы, делают выводы) (Фет иначе, чем мы воспринимает дождь, потому что он поэт, чтобы выразить свое восприятие автор использует средства языковой выразительности).
-Какими выразительными средствами пользуется поэт. Найдите в тесте эпитеты (определение) (душистый мед, золотая пыль), сравнение(определение) (и будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса), олицетворение (определение).
-С какой целью поэт использует средства художественной выразительности?
(Сравнения и эпитеты помогают создать образ природы, передают краски, запахи, создают настроение легкости)
-Каким образом автор достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков?
Учитель предлагает учащимся обратить внимание на обилие в тексте глаголов и глагольных форм. Дети выписываю в тетради глаголы. И делают вывод, что наличие слов-действий придают стихотворению динамичность, звучание, передают вкус и запах. Каждая строчка открывает новый образ природы. Происходит чередование крупного и общего планов, благодаря динамичным глаголам (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит), читатель чувствует движение, видит изменения в природе. -Какое настроение пробуждает в читателе и слушателе поэт? Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит»). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Это создает ощущение нераскрытой тайны. Возникает настроение загадочности.
6.Самостоятельная работа
Учитель предлагает ученикам выписать в тетрадь, какие образы, картины природы изображаются в стихотворении.
Затем ученикам предлагается:
Используя материалы сегодняшнего урока, личные впечатления, наблюдения, составьте словесное описание весеннего дождя, а точнее синквейн. По следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например,
Дождь
Весенний, душистый
Блещет, движется, брызжет
Природа оживает
Красота.
7. Итоговая беседа. Рефлексия
- Как создаётся А.А.Фетом поэтический образ природы во время весеннего дождя?
-Какова роль сравнений и эпитетов, использование глагольных форм в создании поэтической картины весеннего дождя?
- Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными? (Ответы детей)
- Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению. - Ребята, оцените свою работу по пятибалльной системе, используя карточки разного цвета: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3.
8. Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Весенний дождь». Выучить наизусть стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь».