Конспект урока по литературе на тему А.А. Фет. Сведения из биографии поэта. Стихотворение «Весенний дождь». Глубина восприятия красоты природы, ее неповторимость.
Тема урока: А.А. Фет. Сведения из биографии поэта. Стихотворение «Весенний дождь». Глубина восприятия красоты природы, ее неповторимость.
Учитель русского языка и литературы Жирадкова Е.Г.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Ι. Образовательные: расширить знания обучающихся о биографии А,А.Фета, ознакомить со стихотворением «Весенний дождь», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; учить красивому, выразительному чтению, с передачей эмоций стихотворения, пониманию чувств, выраженных в стихах; формировать представление о художественных образах произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации, рисунки, кластеры); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать любовь к стихотворениям, чуткое отношение к художественному слову; прививать любовь к природе, умение чувствовать необычное в обычном.
Личностные УУД: развитие мышления, внимания; доброжелательности, самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности; формирование уважительного отношения к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
коммуникативные УУД: формировать умение анализировать текст, аргументировать свои высказывания; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: наглядный метод (презентация), проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, коллективно-творческого воспитания.
Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, составление таблиц, фронтальный опрос, синквейн.
Оборудование: презентация, пректор, мультимедийная доска, компьютер.
УМК :Литература 5 класс.Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе.Ч.1./В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.-303с.:ил.
Ход урока
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, я приветствую вас и приглашаю провести небольшую виртуальную экскурсию на природу. Для этого нам понадобятся зонты, непромокаемые плащи и резиновые сапоги. Удивляетесь: зачем и почему заранее не предупредили? Не пугайтесь, ведь экскурсия виртуальная, а значит, все мы будем рисовать в своем воображении.
- Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?
- Ответы учеников
Поднимите руку, кто когда-нибудь слушал дождь.
- Похож ли шум дождя на музыку?
- Ответы учеников
2. Мотивация учебной деятельности. Настрой на работу.
Под звуки дождя (звукозапись) ученик читает стихотворение
Дождь и солнце вместе – это чудо,Тонкая материя одна,Ну а после, как из ниоткуда,Распростерлась жизни пелена…
Освежит желанною прохладой,Оросит, обрызгает, польет,Говорят, мол, дождика бы надо,Все живое к влаге так и льнет!
3.Постановка цели и задач урока
Учитель: ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Ответы учеников.
- Учитель подводит итог, тема урока записывается в тетрадях и высвечивается на слайде.
( слайд 1)
- Определение целей урока (учащиеся сообщают, высвечивается на слайде).
( слайд 2)
Учитель: я приглашаю вас на природу. Как вы думаете, что означает это приглашение?
- Ответы учеников
- Наше путешествие мы проведем вместе с известным человеком. Вот его портрет.
( слайд 3 портрет Фета)
Звучит запись шума дождя, учитель задает вопрос:
-Знакома ли вам эта личность? Что вы о нем узнали в начальной школе?
- Ответы учащихся на вопросы, спроецированные на доске.
( слайд 4)
Годы жизни Место рождения Родители Образование Увлечения Творчество Учащиеся заполняют те графы таблицы, которые им известны из биографии А.А. Фета.
Знакомство с биографией Фета (сообщение ученика)
Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (после заслушивается информация, зафиксированная учащимися).
Давайте послушаем стихотворение Афанасия Афанасиевича Фета.
Чтение стихотворения учителем
Учащиеся отмечают непонятные слова.
Разбор и объяснение слов (после прочтения)
Словарная работа: ( слайд 5) (Обучающиеся записывают в тетрадь) .Завеса –
Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что- нибудь (устар.).
(перен.) То, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.
(И.С. Ожегов. Словарь русского языка.)Игра «Цветное настроение» (работа в парах)
Задание: перечитайте стихотворение еще раз, запишите, какими цветами вы бы рисовали картину на тему «Весенний дождь».
Анализ стихотворения «Весенний дождь»
Назовите тему стихотворения.
Какова идея данного произведения?
Какой образ в произведении является главным?
Как вы об этом догадались?
Какие еще образы присутствуют в стихотворении?
Какие художественные средства выразительности вы знаете?
Какие средства использовал А.А.Фет в стихотворении «Весенний дождь»?.Заполнение таблицы. Учащиеся указывают средство выразительности и приводят пример из текста.
Средство выразительности Пример
Эпитеты
Сравнения
Олицетворения Метафора Взаимопроверка работ по заполнению таблицы.
Беседа
-Встречались ли вы когда-нибудь с тем, что авторы стихотворений старались всесторонне передать свои ощущения читателю, заставляя его погрузиться в поэтическую атмосферу?
-Можно ли представить стихотворение «Весенний дождь» А.А.Фета как картину со звуковыми и цветовыми эффектами?
Ира «Стоп кадр» (коллективная работа)
Ребята, представьте, что сейчас вам предстоит на несколько минут стать режиссером небольшого кинофильма. Да, сейчас снять происходящее вокруг нас на телефон, планшет или цифровую видеокамеру не составляет никакого труда. Но настоящему режиссеру приходится снимать один кадр много-много раз, потом склеивать лучшее воедино. Ваша задача: отобразить в кинопленке отдельные кадры из стихотворения А.А.Фета «Весенний дождь»,например:
1 2 3 4 5 Окно, облака, лучи солнца Воробей купается в песке … … … Сколько «кадров» у вас получилось? Расскажите, что вы на них изобразили.
Составление синквейна.
Учитель: ребята, сегодня вам придется самостоятельно составить стихотворение - синквейн. Данный вид стихотворения не требует соблюдения ритма и рифмы, пишется он по определенному плану и, как я думаю, каждый из вас справится с этим заданием.
1.Тема ДОЖДЬ
2.Два прилагательных к теме( №1). 3.Три глагола к №1. 4.Основная мысль/выражается предложением из 4-5 слов. 5.Синоним к № 1. - Ребята, зачитайте, что у вас получилось (несколько человек)
Рефлексия.
Впечатление от работы на уроке, заполнение оценочного листа.
Основание Легко +, трудно -
Работа с таблицей «Сведения о поэте» «Цветное настроение» «Стоп кадр» Работа над стихотворением-синквейномДомашнее задание
Выучить стихотворение наизусть; сделать рисунок, формат А-4 понравившегося «кадра» из стихотворения