Роль методической службы в совершенствовании трехъязычного образования в условиях функционировании специализированной гимназии №8 имени Ю.Гагарина для одаренных детей с обучением на трех языках




Оразбаева Жанар Азатовна
Заместитель директора
по научно- методической работе
Талгарский район, город Талгар
КГУ «Специализированная гимназия №8
имени Ю. Гагарина для одаренных детей
с обучением на трех языках
с дошкольным мини-центром»

Роль методической службы в совершенствовании трехъязычного образования в условиях функционировании специализированной гимназии №8 имени Ю.Гагарина для одаренных детей с обучением на трех языках.
В Казахстане идея триединства языков впервые озвучена Н. Назарбаевым ещё в 2004 г. В октябре 2006 г. на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент вновь отметил, что знание, как минимум, трех языков важно для будущего наших детей. А уже в 2007 г. в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Н. Назарбаев предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику . «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками» .Именно с этого момента и начинается отсчёт новой языковой политики Казахстана. Полиязычное образование было закреплено следующими законодательными актами: Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О языках», Закон «Об образовании». Перечисленными выше документами определены роль и место полиязычного обучения, принципы создания современной эффективной системы управления полиязычным образованием. Сегодня уже можно говорить о завершении работы по институциональному обеспечению реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., базовыми компетенциями которой являются трехъязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность . Госпрограмма развития языков осуществляется в три этапа. На первом этапе (2011-2013 гг.), проведен комплекс мер, направленных на усовершенствование нормативно-правовой и методологической базы дальнейшего функционирования и развития языков. В рамках второго этапа (2014-2016 гг.) планирование реализации комплекса практических мер по внедрению новых технологий и методов в области изучения и применения государственного языка, а также сохранения языкового многообразия. На третьем этапе (2017-2020 гг.) будет осуществлено закрепление результата через системный мониторинг степени востребованности государственного языка во всех сферах общественной жизни, качества его надлежащего применения и уровня владения при дальнейшем сохранении позиций других языков.
Качественное решение задач развития современной системы полиязычного образования возможно при условии совместных усилий органов управления и методической службы. Методическая служба -создает благоприятные условия для реализации поставленных целей. Качественная методическая поддержка – залог успешного функционирования и развития образовательного учреждения, осуществляющего трехъязычное образование детей.

Трехъязычная личность гражданина Республики Казахстан из какой-то отдаленной перспективы становится реальностью сегодняшнего дня. Мощным толчком в формировании полиязычной, поликультурной личности является реализация культурного проекта Президента Республики Казахстан «Триединство языков». Особенно четко это прозвучало в медийной лекции Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, посвященной феномену общества знаний – логично выстроенный мост: от общества знаний к обществу всеобщего труда. В такой перспективе и должны сегодня работать все образовательные учреждения Казахстана.
В реализации проекта «Триединство языков» гимназия добилась многого. Количество учителей с высшей и первой категориями 83%, в специализированных классах по результатам единого национального тестирования по предмету казахский язык- 100%, по русскому языку -92,3, по английскому языку -100%. За девять лет реализации проекта в гимназии 18 обладателей знака «Алтын белгі».
Механизмом обеспечения качества образования определяется качество образовательных услуг, а это учитель, учебное занятие, все, связанное с методическим оснащением учебно – воспитательного процесса. Эту роль методической службы можно определить как поддерживающую.
Ведущие принципы работы с педкадрами в методической службе гимназии №8:
1. переход к критериям оценки конечного результата (профессионализм учителя; качество знаний, умений учащихся, уровень индивидуального развития учащихся).
2. Перенос акцента в содержании методической работы на развитие интеллекта, культуры, в т.ч. духовной, кругозора, системности мышления учителя.
3. Принцип сравнительного педагогического анализа, позволяющий определить место авторской педагогической идеи в общем педагогическом процессе.
10. Принцип содержательной индивидуализации и личностной персонализации, выражающейся в создании условий для реализации собственного "Я".
Методическая служба востребована будет только тогда, когда сможет удовлетворить потребности основных своих заказчиков - педагогов.

Основные направления поддержки: организационная, информационная, кадровая, научно-методическая, материально- техническая.
Для создания полязычной среды в гимназии учителя –предметники английского языка непрерывно работают над самообразованием, используют новые подходы в обучении иностранному языку, информационно-коммуникационные технологии, аудио и видео – материал, обучающие - игровые  компьютерные программы - т.е. для создания полного погружение в языковую атмосферу, используют  на уроках обучающе - игровые методы; создают жизненные ситуации общения, организуют сюжетные, ролевые и подвижные игры, виртуальные путешествия; перевоплощаются в сказочных героев, говорящих на иностранном языке на драм кружке «Miracle», клуб «Журналистики», клуб юных спикеров, клуб “Жас Kаламгер”,курсы развития языка и творчества на драм кружке «Радуга».
Учителя гимназии регулярно посещают семинары и курсы различного уровня, относясь к ним, как к одной из форм повышения квалификации:
Введение полиязычия должно начинаться со школьной скамьи, поэтому 26 февраля 2016 года в гимназии был проведен областной семинар по теме ««^ш тілді меSгерту арKылы оKушылардыS білім-білік даCдыларын Kалыптастыруда инновациялыK оKыту т‰сілдерін Kолдану жолдары».В рамках семинара учителя познакомились с тем, как проходит трехязычный эксперимент в нашей гимназии. Теоретических материалов по полиязычию сегодня достаточно, но главной проблемой остается практическое их внедрение. Массу вопросов реформа образования вызывает и у родителей. Этих изменений бояться не надо развитие языков в целом способствует развитию личности. С любой стороны - это и мозговая деятельность, и культурная деятельность.  



В семинаре приняли участие 57 учителей среди них методисты Карасайского и Енбекши казахского района, так же учителя с Илийского, Уйгурского, Жамбылского, Балхашского района и с города Капчагай, учителя- предметники естественно- математического цикла на английском языке Каргалинская №2 гимназия и гимназия имени Аль- Фараби.
По программе было запланировано 6 уроков в специализированных классах.
Учитель истории Казахстана Арынов Б.Т преподающий историю Казахстана на казахском языке в классах с русским языком обучения показал урок в 9б классе по теме «1986 жылCы ЖелтоKсан оKиCалары». Учитель истории Арынов Б.Т очень опытный, креативный педагог на своих уроках применяет элементы 7 модулей. Закончил курсы обучения школьных тренеров по образовательной программе , курсы первого уровня был награжден Дипломом І степени на Областных «педагогических чтениях» по теме «Технология обучения истории Казахстана на казахском языке .
Учитель высшеу категории Беленкова Е.М провела открытый урок по биологии на английском языке в 10 б классе по теме «Metabolism. Energy» .Совместно с Арыновым Б.Т работали над систематизацией дидактического материала для включения в методико- дидактические пособия по спецкурсам и результатом их труда стала разработка программы спецкурса по выбору «Тарих пен тіл рухани бастау к™зі» . Программа расчитана на изучение истории Отечества на казахском, русском и английском языке, а также приведены разработки уроков новой формации . 
Учитель математики Рафикова Э.Р. на Республиканском конкурсе «Лучшая авторская программа» награждена Дипломом IІ степени за работу по теме «Математика на английском языке», также принимает участие в апробации учебников математики на английском языке в 8 классе показала урок математики на английском языке «A vertical stretching or compression of the quadratic function graph.
Для подведения итогов семинара был организован коучинг по теме
««Полиязычие в школе – прогресс и проблемы».» присутствующие приняли активное участие в обсуждении вопросов по полиязычию и поделились опытом ведения предметов сразу на трех языках: на казахском, русском и английском.
Опыт, полученный во время стажировок, обучения и встреч, активно используется в УВП. Делаем ставку на лидеров, победителей конкурсов и проектов. В целях реализации Программы 3-язычного обучения наши педагоги ежегодно принимают участия в Областной олимпиаде по знанию трех языков «Тіл дарын». Где учитель английского языка высшей категории Ж.А.Оразбаева заняла І место, учитель английского языка второй категории Киржибаева А.А ІІІ место и молодой специалист по английскому языку работающий 2 год Копебаева Д.У ІІ место. Атымтаева М. Учитель казахского языка и литературы ІІІ место на XІ республиканской  педагогической олимпиады  «Талантливый учитель – одаренным детям», 2015-2016 оKу жылына арналCан _ш тілде білім беруді ілгерілету іс-шара жоспары бойынша «Учебно- инновационные технологии» атты Пукасева Ирина Ивановна орыс тілі мен ‰дебиет мaCалімініS маKаласы шыKты.
Постепенное решение проблем полиязычного образования будет способствовать углубленному изучению казахского языка как объединяющего наше общество фактора, русского языка как традиционного языка дружбы, науки и техники, английского языка как языка, включающего выпускников в рынок труда и образовательных услуг, дальнейшему обеспечению их конкурентоспособности в быстроменяющемся обществе.









13PAGE 15


13PAGE 14515




15