Технология организации УВП в основной и старшей школе для детей с нарушением ОДА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
(из опыта работы)
С. В. Иконникова
Т. В. Дементьева
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида)
№ 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы. Обращение к проблеме сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в современных условиях оправдано при любом уровне профессионализма педагога. Основной целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственно-духовному оздоровлению, или поддержанию уровня имеющегося здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие технологии классифицируются на три основные группы:
Организационно-педагогические технологии (ОПГ)
Психолого-педагогические технологии (ППТ)
Учебно-воспитательные технологии (УВТ)
Успешность применения любой педагогической технологии зависит от личности учителя, психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. Очень важна правильная организация урока, соблюдение гигиенических показателей, характеризующих урок.
Программа по литературе (для 5-11 классов) включает стихи русских поэтов и писателей о неповторимых красотах русской природы. Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, педагог обращает внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя (духовное здоровье). (ОПТ)
При изучении биографий писателей и художников показываем тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Л. Н. Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле».
В каждом произведении классической русской литературы можно найти вопросы, связанные с нравственным здоровьем личности. Что такое добро и зло, честь и бесчестье, истина и ложь, нравственное поведение и безнравственное поведение? Ответы на эти вопросы дает роман Л.Н. Толстого «Война и мир». У учеников складывается четкое убеждение, что защита родины, борьба со злом, истинная дружба, любовь, патриотизм, честь и достоинство – это нравственные нормы. Если эти нормы нарушать, то личность постепенно разрушается.
Изучая роман Толстого, десятиклассники твердо усваивают понятие «нравственное здоровье личности». (УВТ)
В школьные программы по воспитанию вошел пункт о самоопределении ребенка в социуме, формирование человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала. С этой задачей тесно связано социальное здоровье ребенка, то есть умение ученика соотносить свои устремления, желания с устремлениями и желаниями других (УВТ) Примерами могут служить такие произведения, как роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Конфликтная ситуация привела к дуэли и смерти Грушницкого. Конфликт между Онегиным и Ленским закончился дуэлью и смертью Ленского («Евгений Онегин»). (УВТ) Проанализировав данные примеры, подростки осознают, что бесконфликтное поведение (т.е. социальное здоровье) помогаю достичь определенной цели и комфортно себя чувствовать в социуме.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Структурными элементами уроков должны выступать:
* приветствие,
* опрос самочувствия,
* релаксация,
* оздоровительные упражнения,
* рефлексия,
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. Что же вредит здоровью школьника?
Стрессовая педагогическая тактика.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Интенсификация учебного процесса.
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом современные реформы образования требуют от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.