Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ для детей с нарушением ОДА


Методическая разработкаинструктора по физической культуре
МБУ ООШ№7 с/п д/с «Дельта» Соколовой Е.Н.
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогическийпроцесс дошкольного образовательного учреждения для детей
с нарушением ОДА»
Актуальность выбранной темы состоит в том, что к сожалению,
ежегодно растет количество детей с нарушением ОДА.
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных
стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление
государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья
детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых
документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где
определены принципы государственной политики в области образования,
первым из которых является «гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека,
свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России
«О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной
социальной политики по улучшению положения детей в Российской
Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о
правах ребенка».
Согласно статье 79 Федерального закона об образовании в Российской Федерации«Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»:
-содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
-общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (в таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися);-под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;-образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно организовывать занятия физическойкультурой именно в детстве, что позволит организму накопитьсилы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержание всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации.Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом. Физическое воспитание в то же времякомплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического итрудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:-уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;-формулировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;-организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;-проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;
-сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;-владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.
Цель—разработать новую форму работы, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Задачи:
Оптимальное использование инновационных подходов в системе физического воспитания.
Моделирование медико-психологических условий, имеющих наиболее эффективное оздоравливающее и развивающее воздействие на дошкольника.
Приобщение детей к здоровому образу жизни в рамках экспериментальной деятельности.
Воспитание физических качеств для достижения высоких результатов в спорте.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физкультуры и спортом.
Формирование потребности в ежедневной двигательной активности.
Гармонизация притязания ребенка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
Повышение функциональных и адаптационных возможностей организма детей.
Создание приятной атмосферы в системе сотрудничества детей, педагогов и родителей.
МАРШРУТ ВЫПОЛНЕНИЯ АЛГОРИТМА.
Обоснована актуальность проблемы. Обобщены и всесторонне исследованы все научные материалы и педагогическая литература. Выбраны единые принципы введения разных методик оздоравливания. Определена последовательность введения здоровьесберегающих методик или их элементов. Обеспечена психологическая безопастность. Проанализированны результаты.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК ПО НАПРАВЛЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ:
-увеличение двигательной активности;
-совершенствование дыхательной системы, повышение резистентности организма;
-коррекция психологического здоровья;
-ЛФК.
Современныездоровьесберегающие инновационные методики, направленные на улучшение двигательной активности:
-оздоровительный бег (Ю.Таврина);
-горизонтальный пластический балет по Н.ЕФИМЕНКО;
-оздоровительная гимнастика по В. Кудрявцеву и Б. Егорову;
-ритмическая гимнастика по Е.В.Сулим;
-игровое обучение.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:
-статические упражнения;
-диафрагмальное дыхание;
-классические упражнения;
-динамические упражнения.
Модернизированные здоровьесберегающие инновационные методики, направленные на приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
МЕТОДИКИ ПОВЫШАЮЩИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ОРГАНИЗМА:
-самомассаж;
-фитотерапия;
-босохождение;
-закаливание (солнечные, водные, воздушные процедуры);
-профилактическая гимнастика.
ЛФК - корректирующая гимнастика для стопы, игротерапия, коррегирующая гимнастика для осанки.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ АКТИВИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДИКИ:
-стимуляция обменных процессов организма ребенка;
-увеличение подвижности суставов и позвоночника;
-теласовершенствование двигательных навыков и умений;
-выравнивание основных функций ЦНС;
-улучшение работы ОДА;
-повышение силы нервных процессов, выравнивание их динамики;
-улучшение эмоционального состояния и общего тонуса организма;
-профилактика стрессов и нервозов.
Показатели эффективности введения здоровьесберегающих технологий. Желание ребенка заниматься физической культурой. Повышение уровня физической подготовленности детей (результат диагностики). Стабильность функциональных показателей организма ребенка во всех сезонных периодах. Сформированность у детей личностных качеств: выносливости, ловкости, силы, уверенности, физической красоты. Использование полученных знаний и сформированных умений ребенком в повседневной жизни.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы.
Достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы:
-делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
-оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
-обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
-делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
-способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
-используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;
-позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
-повышают качество педагогического труда.
Освоение офисных программ, таких MicrosoftWord, Excel, PowerPoint открывает возможность подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, анкет и консультаций для родителей, ведения баз данных, автоматизации работы по анализу физкультурной деятельности.
В профессиональной деятельности инструктор по физической культуре может использовать: офисные программы, интернет, электронные издания образовательного направления.
Современное компьютерное оборудование выступает:
-как средствоорганизации и оснащения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ; как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок);
-как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);
-как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
-как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в физкультурной деятельности);
-как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
-как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты).
На сайте ДОУ есть много информации, посвящённой физкультурно-оздоровительной работе. Родители своевременно и в полной мере получают информацию о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, её результатах и путях улучшения, рекомендации по физическому развитию и организации занятий физическими упражнениями детей в семье. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, и информация на сайте способствует повышению их физической и валеологической грамотности.
Этапы реализации индивидуальной образовательной программы
Этапы реализации программы
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка особенностей
развития дошкольника, определения специфики и особых образовательных
потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия
требованиям программно-методического обеспечения, материально
технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым
образом организованный образовательный процесс, имеющий
коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания,
развития.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной
среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия созданных условий и
выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ
особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений вобразовательный процесс и процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм
обучения, методов и приёмов работы.
Методы обучения и воспитания (особенности проведения и организации ОД, деятельности (игра, продуктивная деятельность-коррекционная программа;
- словесные (прямое и косвенные указания, намеки, поощрения, худ.слово);
- наглядные (иллюстративный материал, памятки и пиктограммы);
- практические (самоконтроль и взаимоконтроль);
-двигательтельная (подвижные игры, упражнения, оздоровительные досуги, релаксационные упражнения, физминутки);
-игровая (дидактические игры, игровые упражнения, подвижные игры с дидактической направленностью);
-коммуникативная (КВН, беседы, рассказы, проблемные ситуации);
-познавательно-исследовательская (ОД, эксперименты, решение проблемных ситуаций, наблюдения);
- продуктивная (рисование, создание альбомов, книжек-малышек);
-музыкально- художественное (музыкально- ритмические упражнения, музыкальные сказки);
-чтение (произведения художественной литературы о ЗОЖ).
Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы (требования к ним)
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
с нарушениями ОДА» под редакцией А.А. Ошинской – 2013 год.
«Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе
«Детство»: Учебно-методическое пособие под редакцией
Т.И. Бабаевой. – 2008 год
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
ЛФК, самомассаж стоп, игровые упражнения для укрепления мышц
ног и свода стопы: «Турецкий султан», « Балерина», «Сложи
простынку» и т.п. Упражнения по пиктограммам, алгоритмам
«Выполни сам».
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Организация и насыщение видов деятельности информацией
о ЗОЖ и развитие на этой базе эмоционально-оценочного отношения к данному процессу.
Расширение предметно-пространственной среды для освоения
детьми способов ведения здорового образа жизни
(использование «Дорожек здоровья», массажного оборудования, нестандартного оборудования).
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимисяс ОВЗ. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи,
основанного на единстве их воспитательного взаимодействия.
Насыщение и организация различных видов детской деятельности.
Мобильность и интеграция предметно-развивающей среды группы.