Разработка рабочей программы логопеда на логопункте



Рабочая программа
для детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
на логопункте

Подготовила воспитатель МКДОУ Новокурлакский детский сад ОРВ-
Подольская Елена Сергеевна


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u 1.Пояснительная записка PAGEREF _Toc366316766 \h 32.Организация коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР уровня PAGEREF _Toc366316767 \h 5І. Формы и средства организации непосредственной коррекционно-образовательной деятельности PAGEREF _Toc366316768 \h 6ІІ. Интеграция образовательных областей в логопедической работе PAGEREF _Toc366316769 \h 7Ш. Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств PAGEREF _Toc366316770 \h 9IV. Методы и приемы коррекционно-образовательной деятельности PAGEREF _Toc366316771 \h 94.Календарно-тематическое планирование PAGEREF _Toc366316773 \h 185.Список литературы: PAGEREF _Toc366316774 \h 19
Пояснительная запискаМодернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к Федеральным государственным требованиям (далее - ФГТ). Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы с детьми с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время в детском саду МКОУ Новокурлакская СОШ содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Познавательно – речевое развитие» в образовательной области «Коммуникация» использование логопедической поддержки. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико - коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт.
Логопедическая работа в детском саду МКОУ Новокурлакская СОШ основана на использовании программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает ФГТ к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с ОНР.
Цель программы - обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речи.
Основные задачи данной рабочей программы:
Мониторинг речевого развития;
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса;
Формирование грамматического строя речи;
Развитие связной речи;
Развитие коммуникативности, успешности в общении;
Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса (педагоги ДОУ, родители воспитанников (их законные представители)).
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость:
принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу с детьми с ОНР, сэкономить время логопеда на подготовку к непосредственной коррекционно-образовательной деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей.
При осложненном характере ОНР выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-образовательных задач.
Организация коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР уровняДанная рабочая программа предназначена для обучения детей 5-7 лет с ОНР (со вторым, вторым – третьим, третьим и четвертым уровнем речевого развития. Для детей с первым, первым - вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты) с нормальным слухом и интеллектом.
Длительность коррекционного периода составляет:
Для детей второго – третьего, третьего уровня ОНР – 2 года,
Для детей четвертого уровня – 1 год.
Срок реализации данной программы рассчитан на два года (старшая и подготовительная к школе группа).
Соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами №2.4.1.2660-10.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда.
Эффективность коррекционно-образовательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и педагогов ДОУ.
Мониторинг проводится:
с 1 по 15 сентября (обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации),
с 15 по 31 мая (диагностическое обследование по итогам учебного года).
Форма проведения – малыми подгруппами (2-3 ребенка), состав детей в логопедическом пункте подвижный в течение учебного года и составляет 20 воспитанников старшего дошкольного возраста от 5-7 лет с разными по степени выраженности их речевыми проявлениями.
Продолжительность коррекционно-образовательной деятельности не более 25 минут (в старшей группе), не более 30 минут (в подготовительной к школе группе).
І. Формы и средства организации непосредственной коррекционно-образовательной деятельностиРабота по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе всех участников образовательного процесса:
*Учитель-логопед:
мониторинг речевого развития;
расширение, активизация и уточнение словаря;
развитие и совершенствование грамматического строя речи;
формирование и совершенствование связной речи.
*Родители:
выполнение рекомендаций учителя-логопеда;
закрепление навыков и расширение знаний.
*Воспитатель:
использование дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
ІІ. Интеграция образовательных областей в логопедической работеОбразовательная область Задачи Вид деятельности
Физическая культура Развивать координированность и точность действий. - пальчиковая гимнастика
- речь с движением
- физкультминутки
Здоровье Формировать правильную осанку при посадке за столом. - беседа
Коммуникация Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. - игровые ситуации
- мини инсценировки
Чтение детям художественной литературы Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.
Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках - пересказ, составление описательного рассказа
- игровые ситуации
Познание Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. - составление описательных рассказов
- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия
- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами
- пальчиковая гимнастика
Музыка Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. Развитие эмоционально-положительного настроя на коррекционно-образовательную деятельность - дидактические игры и упражнения
- слушание отрывков из музыкальных произведений
Художественное творчество Развивать графомоторные навыки. - штриховка
Социализация Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. - настольно-печатные дидактические игры
- театрализованные игры
Труд Расширять представление детей о труде взрослых. - беседа
Безопасность Учить соблюдать технику безопасности. - игры с мелкими предметами
- беседа
Ш. Планируемые результаты уровня развития интегративных качеств«Любознательный, активный»;
«Эмоционально отзывчивый»;
«Овладевающий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»;
«Овладевающий необходимыми речевыми умениями и навыками»;
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»;
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соответствующие возрасту»
IV. Методы и приемы коррекционно-образовательной деятельности1. Словесный:
- рассказ;
- вопросы к детям.
2. Игровой:
- использование игрушек;
- игры-драматизации;
- настольный театр;
- дидактические игры.
3. Использование ТСО:
- телевизор;
- компьютер;
- аудиодиски со сказками;
- диски с музыкой;
- специально-образовательные программы.
Оборудование
- альбомы и иллюстрации по лексическим темам;
- элементы костюмов;
- мелкие игрушки;
- театры: настольный, пальчиковый, варежковый,
- настольно-печатные игры.
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________ дата рождения ______________________
группа ____________________________________________ возраст ______________________________________________
Звукопроизношение
возраст
критерий 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Звук изол. в речи изол. в речи изол. в речи
С С' З З' Ц Ш Ж Щ Ч Л Л' Р Р' Й Раннего генеза Грамматический строй речи
возраст
критерий 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Употребление сущ. в И.п. ед. и мн. числа Употребление имен сущ. в косвенных падежах --- ---
Образование сущ. мн.числа в Р.п. --- Согласование прил. с сущ. ед. числа Употребление предложно-падежных конструкций Употребление числит. «два» и «пять» с сущ. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами Образование названий детенышей животных Образование относительных прил. --- --- Образование притяжательных прил. --- --- Образование приставочных глаголов --- --- экспрессивная речь
возраст
критерий 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным темам
Употребление существительных Игрушки
Мебель
Ягоды
Посуда
Овощи
Насекомые
Одежда
Фрукты
Животные
Обувь Птицы Транспорт
Обобщение предметов Игрушки
Мебель
Ягоды
Посуда
Овощи
Насекомые
Одежда
Фрукты
Животные
Обувь Птицы Транспорт
Антонимы --- --- Употребление глаголов Употребление прилагательных цвета
формы
Состояние связной речи
возраст
критерий 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Составление рассказа по картинке Фонематические процессы
возраст
критерий 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Фонематическое восприятие ба-па
па-ба
га-ка
ка-га
да-та
та-да
ма-ба
ба-ма
ва-ка
ка-ва
ня-на
на-ня ба-па-ба
па-ба-па
да-та-да
та-да-та
га-ка-га
ка-га-ка
за-са-за
са-за-са
та-тя-та
тя-та-тя
са-ша-са
ша-са-ша
жа-ша-жа
ша-жа-ша
са-ца-са
ца-са-ца
ча-тя-ча
тя-ча-тя
ла-ля-ла
ля-ла-ля
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении Фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова --- ---
Выделение начального звука --- Определение места звука в слове --- --- Определение последовательности звуков в слове --- --- Определение количества звуков в слове --- --- Фонематический синтез
Составить слова из звуков --- --- Фонематические представления
Подобрать слово на заданный звук --- --- Отобрать картинки на заданный звук --- ---
Мелкая моторика
возраст
критерий 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
«Колечки» --- ---
«Ушки» --- ---
«Рожки» --- --- Положение костей рук (одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот) --- ---
«Игра на рояле» --- «Кулак-ребро-ладонь» --- Поместить указательный палец на средний и наоборот --- --- Артикуляционная моторика
возраст
критерий 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Движения языка
«Лопатка» «Иголка» «Лопатка» - «Иголка» --- «Качели» «Часики» «Вкусное варенье» --- ---- Движения губ
«Улыбка» «Трубочка» «Улыбка» - «Трубочка» --- Поднять верхнюю губу, обнажив нижние зубы --- ---- Опустить нижнюю губу, обнажив верхние зубы --- --- Движения мышц щек
надуть левую/правую щеку (удержать 3 сек) надуть обе щеки (удержать 3 сек) Движения мимической мускулатуры
поднять брови нахмурить брови наморщить нос надуть щеки втянуть щёки --- надуть правую щеку --- --- надуть левую щеку --- --- Движения мышц глаз
легко сомкнуть веки плотно сомкнуть веки прищурить глаза закрыть поочередно левый и правый глаз Движения нижней челюсти
рот широко открыть и закрыть подвигать челюстью вправо-влево --- --- Логопедическое заключение
________________________________________________________________________________________________________
Дата: «_____» _________________ 201__г.подпись: ___________________
Календарно-тематическое планирование Неделя
Месяц 1-ая неделя 2-ая неделя 3-ья неделя 4-ая неделя 5-ая неделя
Декабрь Зимушка-зима Скоро новый год
Январь - - Зимние забавы Зимующие птицы Животные
Февраль Мой дом
(мебель) Мой дом
(посуда, электроприборы) День Защитника Отечества Народные традиции и обычаи на Руси
(Масленица) -
Март Женский день 8 Марта Игрушки Народное прикладное искусство Весна- красна В мире вещей
Апрель Перелетные птицы Космос Экология. Береги свою планету Транспорт Овощи
Май День Победы Фрукты Насекомые Здравствуй, лето -
Список литературы:33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет) / Авт.-составитель А.В. Никитина.: СПб.: КАРО, 2009.
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 3. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. М. – Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. М. – Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008.
Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Издательство «Просвещение», 2010;