Методическая разработка «Об использовании элементарных опытов при ознакомлении с неживой природой.»


Об использовании элементарных опытов при ознакомлении с неживой природой.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Китайское изречение.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младших группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
На занятиях с проведением опытов, отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность.
Толчком к началу опытнической деятельности может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного персонажа, какого-то придуманного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в образовательную деятельность.
Разнообразные опыты можно проводить с водой.
Например, перед детьми стоят два стаканчика: один с водой – другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков видна ложка? Почему? Дети делают вывод о том, что вода прозрачная.
«Лёд – твёрдая вода». Принести сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду. Обращать внимание детей на то, как они постепенно уменьшаются. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Дети делают вывод, что снег, лёд – это тоже вода.
Можно показать детям, как образуется иней. Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку, Она покрылась снегом, а снег не идёт. Ветка всё больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
«Радуга в небе». Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене семь цветов. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.
Можно показать детям , как вода испаряется. Накроем сухой банкой цветок в горшке. Наблюдение начинаем через 2 – 3 часа. На дне и стенках банки образовались капельки воды. Это вода испарилась с листьев растения, с поверхности земли. Пар поднимался вверх, наталкивался на холодное донышко банки и снова становился водой.
Чтобы выяснить, как передвигается вода в почве, насыпьте сухой земли в цветочный горшок с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдёт некоторое время, и вы заметите, что почва стала влажной до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоёв почвы.
Также можно с детьми понаблюдать есть ли в воде воздух.
Нальем в чистую банку воды из холодильника, поставим её в теплое светлое место и начнём наблюдения. Через несколько минут на стенках банки появятся прозрачные пузырьки. Опустим осторожно в банку ложечку и станем помешивать воду. Пузырьки снимаются с места, начинают кружиться, постепенно поднимаясь к поверхности, и исчезают. Дети делают вывод, что в воде есть воздух, его количество зависит от температуры воды. Чем холоднее вода, тем больше в нём воздуха.
«Воздух-невидимка». Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадет ли вода в стакан? Дети убеждаются, что вода в стакан не попадает, потому что её не пускает воздух.
Можно предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее с её родственницей. Опыт проводить в тёмной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром. Также опыты можно проводить с металлами.
Попросите детей подержать в руке монетку. Положите её на стол и попробуйте отличить от других монет. Та, которая была в руке, будет самой тёплой, значит металл быстро нагревается и сохраняет тепло.
В гладкую деревянную дощечку вбейте два гвоздя так, чтобы между ними едва проходила монета. Возьмите монету щипцами и нагрейте на огне. Теперь монета между гвоздями не проходит. Это говорит о том, что при нагревании металл расширяется. Через несколько минут она остынет, сожмется и снова будет легко проходить между гвоздями. Делаем вывод, что не только монета, но и другие твердые тела расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.
Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.