Программа лагеря дневного пребывания
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Нуркеево
2012 год
Название лагеря: школьный оздоровительный лагерь «Муравейник»
Девиз лагеря: «Муравьи всегда едины, потому непобедимы. Будем мир
мы защищать, всё живое охранять»
Тип лагеря: центр дневного пребывания.
Профиль лагеря: экологический
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников
Кадры: педагоги, музыкальный работник, физкультурный работник.
Продолжительность смены: 21 день Количество смен: 1
Название проводящей организации: МБОУ СОШ д.Нуркеево
Адрес: Туймазинский район, д.Нуркеево,ул.Первомайская,20
Телефоны: 3-55-77
Возраст участников: 7-11 лет. Количество детей в I смене: 20 детей. Источник финансирования: фонд социального страхования
Сроки проведения: 01.06.2013- 21.06.2013 г.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание.
.
Введение
Пояснительная записка.
«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».
/Ф.Достоевский./
Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие. О значении общения школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для сельских детей, так как они испытывают в этом трудности. Близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у сельских школьников собственные интересы и склонности.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.
На базе нашего образовательного учреждения открывается лагерь дневного пребывания с экологической направленностью.
Участниками лагеря являются учащиеся 1-5 классов. Именно у детей данной возрастной группы существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте начинает разрушаться субъективное восприятие объектов природы, характерное для школьников младшего и среднего возраста. Ребята предпочитают использовать природу.
Природа – это система, которая живет по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
· Конвенцией ООН о правах ребенка;
· Конституцией РФ;
· Законом РФ «Об образовании»;
· Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
· Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
· Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
· Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
I. Актуальность проблемы
Лагерь дневного пребывания “Муравейник” организуется на базе МБОУ СОШ д.Нуркеево. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации обучающихся за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. II. Концептуальные основы программы
Цель: создать условия для успешной организации экологического взаимодействия сельских школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка.
Задачи:
1. Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
2.Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
3.Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
4. Развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.
III. Принципы деятельности лагеря.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и
индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
IV. Механизм реализации программы.
«Муравейник» - смена лагеря дневного пребывания.
Механизм реализации Программы основывается на соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагеря, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в занятиях по интересам, отбор педагогических приёмов и средств с учётом возрастных особенностей детей, обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение педагогов для организации коллективной творческой деятельности.
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной (21день):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск дневника.
V. Условия реализации программы:
1. Материально-технические условия предусматривают: финансирование за счёт средств соцстраха и наличие приспособленной базы (школы) на 20 детей.
Наличие ТСО: телевизор, DVD, музыкальный центр, канцелярские товары, ноутбук, проектор
2. Кадровые условия. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- директор школы, обеспечивающий организацию лагеря «Муравейник»;
-начальник лагеря;
-воспитатели.
3. Методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы деятельности и плана работы на смену, проведение и организацию работы в лагере.
Участники программы
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
Лагерь комплектуется из числа учащихся 1 - 5 классов, продолжительность пребывания в лагере - 21 день, количество детей - 20 человек.
Время и место проведения
Лагерь дневного пребывания организуется в течение одной смены на базе МБОУ СОШ д.Нуркеево.
VI. Основные направления деятельности
Образовательная деятельность:
В рамках смены «Муравейник» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с экологией.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность
способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение кинотеатра и чтение книг на экологическую тематику.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива
Формы и методы работы:
1.Игровые программы.
2.Познавательно – развлекательные мероприятия.
3.Экологические туры.
4.Спортивные турниры.
5.Викторины
6.Шоу – конкурсы.
7.Праздники.
8.Экскурсии.
9.Тематические дни.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
Укрепление здоровья детей через
соблюдение режима питания;
витаминизацию организма;
организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
Укрепить иммунную систему.
Развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом.
Развитие спортивных способностей с целью повышения спортивных нормативов.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Развитие творческих способностей.
Проведение интересного и содержательного отдыха в лагере.
Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.
Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
Привитие навыков самообслуживания.
Чувство патриотизма.
Уважение к родной природе.
Организация питания
Правильное или неправильное питание удлиняет или укорачивает жизнь человека на 8 -10 лет.
При создании в школе центра дневного пребывания организация полноценного питания является приоритетной.
Питание детей было организовано на базе школьной столовой.
Меню было максимально насыщенно свежими овощами, фруктами, витаминизированными блюдами и напитками, содержало достаточное количество мясных, рыбных блюд.
Выход блюд рассчитывался в соответствии с возрастными потребностями ребят. С-витаминизация третьих блюд осуществлялась ежедневно.
I. Содержание деятельности.
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
1. Спортивно – оздоровительная деятельность.
На спортивно-оздоровительную деятельность в лагере отводится самое главное внимание. Одной из важнейших задач осуществления воспитательной работы в лагере является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях. Организация двигательной активности детей в лагере требует педагогически и методически обоснованного подхода, учитывающего возрастные особенности детей, состояние их физического здоровья, распределение продолжительности двигательной нагрузки в течение дня и недели. Основные виды физкультурно – оздоровительных мероприятий в режиме работы лагеря, организованного на базе школы, по продолжительности, формам и содержанию разделены на группы:
- утренняя гимнастика;
- игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты;
- массовые спортивно – оздоровительные мероприятия.
Общей особенностью этих мероприятий и важнейшими условиями их проведения являются: отсутствие принуждения, преимущественно игровая направленность, свобода выбора и места проведения.
При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных игр придерживались постепенного повышения физической нагрузки и снижения в конце дня. При планировании содержания мероприятий предусматривали напряженные соревнования, требующие повышенной нагрузки и продолжительности. Они проводились по облегченной форме, с тем, чтобы привлечь к участию всех школьников, имеющих разрешение врача на занятия физкультурой. Спортивные мероприятия проводились на спортивной площадке на свежем воздухе, а в случае дождя в спортзале.
2. Игровая деятельность.
На игровую деятельность в лагере отводился один час до обеда или после обеда. Деятельность детей ведется на спортплощадке или в спортзале (в случае непогоды). Руководство игровой деятельностью осуществляют воспитатели.
3. Экологическая деятельность.
Экологическая деятельность в жизни лагеря представлена в форме коллективно-творческих дел. За их подготовку отвечают воспитатели и начальник лагеря.
Коллективно-творческие дела развивают творческие способности детей. Тематика дней отображается в плане работы лагеря.
4.Организация деятельности кружков
Творческое начало заложено в каждом ребёнке. В нашем центре мы дали детям возможность раскрыть себя. Дети с удовольствием посещали занятия 5 кружков.
1. Модульное оригами
2. Волшебная ленточка
3. Музыкальное облачко
4. Спортивная лужайка
5. Шашки
6. Театральная студия
Цели работы кружков
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Основными целями работы кружков являются:
– развитие позитивной, коммуникативной, творческой личности, которая интересуется окружающим миром, людьми;
- овладение навыков контроля и развитие навыков преодоления трудностей;
- обретение детьми веры в самого себя;
- укрепление здоровья.
Вера в успех детей приносит реальные плоды. Руководитель оказывает внимание каждому члену кружка, легко заметит каждый его успех или неудачу, поддержит или направит работу.
Существенной особенностью работы в кружке является неоднородность возрастного состава кружковцев. Руководители проявляли гибкость для достижения своих целей.
Работа объединений дополнительного образования велась по трём направлениям:
эстетическое
трудовое
художественно-творческое
спортивное
В течение смены были организованы и проведены выставки работ, выполненные руками детей. Все ребята, посещавшие лагерь «Муравейник» были 100% охвачены кружковой работой.
Эстетическое воспитание активизирует мысль, развивает способность к трудовой деятельности. Кружок - не урок, прежде всего надо помнить о добровольном его посещении. На всех кружках уделялось одинаковое внимание всем детям независимо от успешности их деятельности.
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере действовали в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой
Задачи
Основные формы работы
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Посещение кинотеатра, мечети
Экскурсия к реке
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Проведение конкурсов, состязаний. Проведение «Дня хороших манер»
Прививать детям эстетический вкус.
Конкурс оформления отрядных уголков
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Задачи
Основные формы работы
Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности
Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду)
Организация трудового десанта на уборку памятника и дендрария.
Воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности,
заботливости, заботливости,бережливости, готовности принять участие в труде.
Организация уборки родника
Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Задачи
Основные формы работы
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
Изобразительная деятельность (оформление отряда , конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты»),конкурсные программы «Церемония бантиков», Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты»)
Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд
Проведение конкурса рисунков «Мой любимый мультфильм», ко дню России конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!»,
Развитие творческих способностей детей.
Проведение игровых творческих программ
«Поле чудес», «Что,Где,Когда», Игра «Угадай мелодию», творческие игры на занятиях в кружках, выставки.
Задачи
Основные формы работы
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Спортивные игры на спортивной площадке, подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты, посещение Сабантуя, проведение «Часа веселых испытаний» «Зов джунглей».
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Утренняя гимнастика (зарядка)
Расширение знаний об охране здоровья
Проведение инструктажа по ТБ
·
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Отрядные дела:
№ дня
Мероприятия
1 день
«Здравствуй солнечное лето!»
Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня (см. приложение № 1). Оформление уголка лагеря. Деление на отряды. Проведение инструктажа по ТБ. Конкурс рисунков на асфальте по теме «Природа»
2 день «Здравствуй,сабантуй»
Поход на Сабантуй. Спортивные состязания. Оформление уголка лагеря.
3 день
«День хороших манер»
Культура поведения в общественных местах. Беседа о правилах этикета. Подготовка к открытию.
4 день
«День умников»
Уборка возле памятника. Игры на свежем воздухе.
Игра «Хочу все знать» по экологической теме.
5 день «Час веселых испытаний»
Трудовой десант на уборку памятника. День спорта.
Веселые игры на свежем воздухе. Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман»
6 день
«День любимых мультфильмов»
Трудовой десант на уборку памятника.
Игра-викторина «Мульти-пульти». Конкурс рисунков «Мой любимый мультфильм» Игры на свежем воздухе
Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман»
7 день
«День бантиков и фантиков»
Конкурсная программа «Церемония бантиков». Беседа о вреде фантиков окружающей среде. Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман»
8 день
«День ПДД»
Трудовой десант на уборку дендрария.
Правила дорожного движения – должны знать все. (Практическое занятие). Конкурс рисунков по ПДД. Дорожная азбука в загадках. Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман»
9 день
«День шахматистов-шашистов»
Шахматно-шашечный турнир. Спортивные состязания
«Зов джунглей». Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман».
«Что, где, когда» интерактивная игра
10 день
«День России»
Поход
День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!»,
поход в Зигитяк, посещение мечети. Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман»
11 день
«День сказок»
Чтение экологической сказки, конкурс рисунков по теме «Сбережем природу»,
Инсценирование отрывков из Русских народных сказок.
Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман». Трудовой десант на уборку памятника.
12 день
«Деньэкологии»
Экологическая игра «Сохраним леса России»,
Игры на свежем воздухе. Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман», Трудовой десант на уборку дендрария.
13 день
«День Интеллектуалла»
Игра «Хочу все знать», Игры на свежем воздухе.
Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман». Трудовой десант на уборку памятника.
14 день
«В гостях у Якубовича»
Поле чудес на тему «наши пернатые друзья».
Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман». Трудовой десант на уборку дендрария.
15 день
«День девочек!»
Мисс «Яркое лето», игры на свежем воздухе.
Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман».
16 день
«День смеха»»
Игра «наоборот», соревнование между командами в
игре пионербол. Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман».
17 день
«День родного села»
Беседа «Живи, родник!» Экскурсия к роднику, уборка родника, знакомство с полевыми цветами, коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман».
18 день «Фильм,фильм,фильм»
Поход в кинотетр, Соревнование между командами в
Шашечном турнире. Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман». Трудовой десант на уборку памятника.
19 день «День Музыки»
Игра «Угадай мелодию» Игры на свежем воздухе.
Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман». Трудовой десант на уборку дендрария.
20день
Подготовка к закрытию, подвижные игры на свежем воздухе. Коллективное чтение и обсуждение повести Ф.Зиганшина «Боцман».
21 день
«До встречи, любимый лагерь!»
Подведение итогов.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
8:30 – 8:40 Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуют, друзья!
Тут же по порядку
Все ребята на зарядку!
8:40-9:00 Все ребята собрались?
На линейку становись!
9.30-10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10:00-13:30 Занятия по интересам
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
13.30-14.00
Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
14.00-14.30
Линейка «Итоги дня»
Рейд чистоты
А теперь всем: "До свидания!"
Завтра снова мы придем!
Инструктор по физкультуре – ежедневно
Медицинский работник – ежедневно
Музыкальный руководитель – ежедневно
Педагог эстетического воспитания – ежедневно
Дополнительные развлечения муравейника.
Поляна Творчества –Гимаева О.А. (понедельник,среда,пятница)
Музыкальное облачко – Музипова Ф.Ф.(ежедневно)
Кинозал – 2 раза в неделю
Спортивная лужайка – Муллагалиева Л.Г.(ежедневно)
Театральная студия - Газизова А.Р., Мухамеева Л.И.
План работы инструктора по физкультуре
Цель: формирование здорового образа жизни и содействие всестороннему развитию личности детей.
Задачи:
Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей через физическую культуру
Развитие интереса к организационно-спортивной деятельности
Воспитание по установлению спортивных контактов в духе взаимопонимания, уважения и добра
Мероприятия:
Ежедневное проведение зарядки
Проведение спортивных занятий в отрядах по легкой атлетике, футболу, подвижным играм
Организация общелагерных спортивных мероприятий
План работы музыкального руководителя
Цель: развитие творческого и музыкального потенциалов личности детей
Задачи:
Формирование музыкальной культуры учащихся
Создание условий для максимальной реализации детьми индивидуальных музыкальных и творческих способностей
Практическое применение полученных умений, навыков в общественной социально-досуговой деятельности
Мероприятия:
Музыкальное оформление зарядки.
Разучивание отрядных песен.
1 раза в неделю работа клуба «Караоке»
Аккомпанирование на общелагерных мероприятиях.
Проведение лагерных дискотек.
Подготовка «Гала-концерта «Любимые номера» в конце смены.
Законы и правила лагеря «Муравейник»
Закон хозяина.
«Муравейник» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Для организации самоуправления в начале каждой смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере «Солнышко» - Солнечное собрание – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На линейке проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается творческий отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме, дежурный отряд представляет отчёт – рисунок за день КТД лагеря и отряда.
Начисление баллов:
трудовой десант – 10 баллов максимально;
подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;
1 место в любом мероприятии – 15 баллов;
2 место – 10 баллов;
Снятие баллов:
оскорбление друг друга – 3 балла;
опоздание – 1 балл;
нахождение в помещении в головном уборе – 1 балл.
В отрядах выбирается командир отряда из числа ребят всеобщим голосованием. Каждый день после смены раздаются листочки разных цветов для создания своего собственного дерева.
Зеленый цвет-день прошел без замечания, активное участие в мероприятиях;
Желтый цвет - активность небольшая;
Красный цвет – плохое поведение, опаздание;
1. Информационный стенд
Режим дня
«А у нас» (план работы на смену)
«Собирайся народ – дел у нас невпроворот» (план на день)
«Приглашаем на кружок – торопись скорей, дружок» (график посещения отрядами поляны творчества)
Отчёт – рисунок о делах дня (дежурный отряд)
«Не грусти в семействе нашем, мы поем, танцуем, пляшем» (Музыкальное облачко)
2. Оформление отрядов
Название отрядов;
Девиз, эмблема, песня;
Органы самоуправления;
«Наша дружная семья – талантами сильна» (план на день)
«А сейчас для удивленья вам сюрпризы, поздравленья»
Девиз лагеря «МУРАВЕЙНИК»
«Муравьи всегда едины, потому непобедимы. Будем мир мы очищать, всё живое защищать»
Законы и правила лагеря
Закон хозяина.
«Муравейник» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
МУРАВЕЙНИК
( на музыку к песне «Бу-ра-ти-но»)
1 куплет. При первой школе мы живём
И в муравейнике наш дом.
Мы дружно создаём уют,
И очень-очень любим труд
Скажите, как же нас зовут?
ПРИПЕВ: МУ- РА – ВЬИШ- Ки ( 2 раза)
2 куплет Природу школы бережём
И из соринок создаём
Наш дом большой, где все живут,
Наш дом, где песенки поют!
Скажите, как его зовут?
ПРИПЕВ : МУ-РА-ВЕЙ-НИК (2 раза)
3 куплет Природу будем очищать,
И все живое защищать.
К себе вас в гости позовём.
Кто знает дом, где мы живём?
Давайте про него споём.
Речёвка
Ведущий: Раз, два!
Все: Три, четыре!
Ведущий: Раз, два!
Все: Три, четыре!
Ведущий: Кто идёт?
Все: Отряд здоровых,
Смелых и весёлых,
Задорных муравьёв.
Ведущий: Раз, два!
Все: Три, четыре!
Ведущий: Твёрже ногу!
Все: Чётче шаг.
Юных муравьёв отряд!
Ведущий: Мы природу сохраним,
Мы природой дорожим.
И даём мы всем рецепты,
Все: Как здоровье сохранить,
Чтобы бодрым и весёлым
Нам до старости прожить.
Объединение посещало 5 человек.
На занятиях кружка девочки и мальчики научились вышивать атласными лентами. Они научились вышивать атласными ленточками дерево счастья и ромашку.
Срок реализации программы 8 занятийСоставитель программы Гимаева О.А.«Через красивое к человечному - такова закономерность воспитания » В. А. Сухомлинский. Пояснительная записка Художественно - эстетическое воспитание школьников это актуальная проблема формирования творческой личности ХХI века. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, которое способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Художественный труд в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Вышивание лентами относится к художественному труду.АктуальностьЗанятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутвердиться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
НовизнаИзучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей вышиванию, выявила, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.Вышивка лентами:
Приобщает детей к миру вышивки, рисунка, фантазии, художественно-эстетической избирательности. Особенность этой техники в том, что она придаёт рисунку объёмность, создавая неповторимый облик. Шить шёлковыми лентами необычайно занимательно. Изучив различные виды швов, без труда можно создать своими руками необыкновенно красивые вещи.
Развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.
Расширяет круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков. Техника вышивки лентами требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.
Способствует формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка.Работы в технике вышивки лентами привлекает детей своими результатами. Дети испытывают радость от сделанной своими руками работы. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Таким образом, вышивка атласными лентами является эффективным средством трудового и эстетического воспитания. Цель программы:Научить детей элементам объемной вышивки атласными лентами. Задачи:
Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, пяльцами).
Познакомить с разнообразными швами, которые создают необыкновенно красивый узор.
Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Способствовать получению желаемого результата, удовлетворению, радости от собственной познавательной деятельности.Возраст детейВозраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 7 -10лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.Продолжительность реализации программыПродолжительность реализации программы – 21 день. Формы и режим занятийПри наполняемости группы 5 - 7 детей занятия кружка проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.Формы проведения занятий различныПредусмотрены как теоретические занятия: рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, Так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки:. К концу лагерной смены воспитанник должен знать:
Организацию рабочего места, технику безопасности при работе с иглой.
Базовые приемы работы вышивания иглой.
Краткие сведения из истории вышивания атласными лентами.
К концу лагерной смены воспитанник должен уметь:
Владеть техникой вышивания швами - стебельчатым, тамбурным, вперед иголку.
Организовать рабочее место.
Соблюдать технику безопасной работы.
Владеть навыками работы с иглой.
Умение вдевать нитку в иголку.
Умение вдевать ленту в иголку.
Умение завязывать узелок на нитке.
Умение завязывать узелок на ленте.
Владение тамбурным швом.
Владение швом «полупетельки с прикрепкой».
Владение швом «узелки».
Владение швом «вытянутые стяжки».
Повышенный уровень:
Владение швом «петельки по кругу».
Владение швом «вперед иголку».
Владение «стебельчатым швом».
Заинтересован, активен.
Старается вносить в работу элементы творчества.
Применяет полученные знания, умения, навыки вне занятий кружка.
Учебно - тематический план.
№занятия
Перечень тем
1234567
8
Знакомство с историей вышивки лентами, применение шелковых лент в быту. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Знакомить с правилами работы с пяльцами.Знакомство со швами. Тамбурный шов. Ленточный шов. Стебельчатый шов. Шов «Петельки». Шов «Узелки». Шов «Полупетельки с прикрепкой». Шов «Вытянутые стяжки».Вышивание «Цветка». Шов “строчка”. Выбор рисунка и цвет атласных лент самостоятельно. Вышивание «Ромашки».Вышивание мелких цветов.Работа над техникой вышивания и составление объемного узора.Вышивание «дерева».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Эстетическое направление
Трудовое направление
Художественно-творческое направление
Спортивное направление
Собрание муравьёв
/совет лагеря/
Творческая группа «Непоседы» (досуг)
Бюро добрых услуг (трудовой сектор)
Группа «Айболит»
(санитары)
Группа «Муравьи-здоровяки»
(физорги)
Дежурные
муравьи
Пресс-центр
Картинка 31 из 42984Рисунок 1Описание: Картинка 31 из 42984 Программа
лагеря дневного пребывания
Times New Roman "МУРАВЕЙНИК"Times New Roman Визитная карточкаArial Black лагерь 135Рисунок 1Описание: лагерь 135