Проект: «Уроки нравственного прозрения»


КГУ «Джумбинская основная школа »
Уроки
нравственного прозрения
Сунгатова Б.А.
зам.директора по УВР
При мысли великой, что я человек,
всегда возвышаюсь душою.
В.А.Жуковский.
Нет на свете ничего интереснее человека.Если изучение естественных наук становится увлекательным в связи с раскрытием их гуманистического /человеческого/ значения, то тем более интересно обществознание, тот раздел науки, который представлен такими школьными предметами, как история, обществоведение, литература, русский язык, технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура т.д.
В эстетическом воспитании учащихся не маловажная роль принадлежит единому орфографическому режиму в школе, цель которого не только правильное письмо на всех уроках, но и требование яркости, точности речи, борьба с засорение языка, невыразительным бормотанием, штампами. Речевая культура учителей школы-состовная часть этой ольшой работы. На всех уроках ученики должны чувствовать красоту слова, его глубокую наполненность, эмоциональную силу. Педагогу следует помнить, что искусство воспитания, по мысли Сухомлинского, есть прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу.
Заниматься нравтсвенным воспитанием в процессе преподования той или иной дисциплины-это значит не только создавать необходимые условия для увлекательного постижения содержания учебного материала, но и наполнить общение с учеником в процессе преподования подлинно человеческим отношением. От преподователя требуется определенная мировоззренческая позиция: ему нужно понять потребность ученика в знании себя, своих возможностей, придать знаниям личностный смысл.Как уже отмечалось, содержание всех учебных дисциплин способно удовлетворить потребность учащегося в самопознании. Естественные науки раскрывают жизнь природы в ее многообразных формах, гуманитарные-способны человеческой жизни, мир культуры, цели жизни людей.
История самой науки, биографии великих людей содержат огромные возможности для эстетического образования и воспитания. Эстетические идеалы /каким должен быть человек?/, вкусы /какова мера поступка, мысли человека?/, оценки /прекрасное или безобразное/, чувства /нравится-не нравится/, то есть вся структура сознания учащихся формируется при условии, что педагог сам видит нравственное содержание преподоваемого материала, его значение для развития ума и сердца воспитанников. Комплекс всех сторон воздейситвия позволяет сделать обучение эстетически-нравственно воспитывающим: содержание учебного материала, организация процесса обучения по законам красоты действуют не сами по себе, а через личность педагога. Если учитель умеет радоваться, грустить,
надеяться, если его поведение выступает наглядным примером активного эстетического отншения к жизни, то можно не сомневаться в успехе его деятельности по нравственному восптанию учащихся. «Учитель должен быть серьезным, но ни в кое случае не скучным. Улыбка, шутка, юмор зачастую могут принести несравненно большие плоды, чем самое серьезное замечание, самое глубокосмысленное изречение». Отношение учителя к своему предмету, ученикам, к факторам и событиям жизни нередко определяет и отношение детей к этим явлениям.
Через духовное восприятие личности педагога происходит самое важное в школе: приобщение к знаниям, воспитание чувств, рождене гражданина. Сухмлинский писал: «Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом услвии мы имеем моральное право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ни что с такой силой не пробуждает желание стаь лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек». Нельзя не вспомнить и глубокое по содржанию высказывание Ф.Э.Джезжинского: «Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье для челвека, которго он только может достигнуть...».
«Школа - святое место гуманности, добра и правды».Это мысль В.А.Сухомлинского . Подготовка учителя к уроку предпологает отбор нужной информации для решения основной цели - воспитания всесторонне и гармонически развитой личности, способной и активной трудовой и гражданской деятельности.
Трудно переоценить воспитательные возможности уроков трудового обучения. Следует, правда, помнить, что учение тоже вид труда. Уроки общеобразовательного цикла являются формой познавательной деятельности, интеллектуальным трудом, так как ребенок стоит перед необходимостью затраты энергии, воли, памяти, сил для усвоения учебного материала.
Педагог должен видеть и различие в характере учебной и трудовой деятельности школьников, особенности их нравственного воздейст вия. Есть, например, деятельность творческая, связанная с созданием вещей, предметов, и есть такая, которая требует лишь повторения несложных действий. В последнем случае невозможно рассчитывать
на нравственное воздействие средствами труда. Согласно научным данным нравственное воздействие на личность работника оказывают три момента: условия труда, процесс труда и его результат.
Нравственное содержание интеллектуального труда школьника также включает три основные момента: наслаждение самим изучаемым миром и формами его жизнедеятельности, наслаждение опредмеченными в науке и ее методах познавательными силами человека и наслаждение собственными успехами. Сухомлинский писал: «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживавший гордости от того, что трудности преодолены это несчастный человек».Выдающийся педагог отмечал, что в наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. «Успех в учении -единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».
Сухомлинский отмечал, что труд сам по себе для детей интереса не представляет. Интерес к труду и чувство удовлетворения от труда приобретаются, развиваются. «Для детей интерес в труде должен заключатся в осознании того, что они могут воздействовать на природу: заставлять растение давать урожай больше чем,
инструмент - придавать дереву или металлу желаемую форму. Чем сильнее у детей сознание своей силы и власти над вещами, тем упорнее, настойчивее они в преодолении трудностей, тем интереснее для них простой, будничный труд».Немалую роль играет отношение педагога к труду учащихся. Он должен быть настроен на ожидание радости, он не может сомневаться в силе и способностях воспитанников. В процессе работы много значит похвала, умелое замечание, подчеркивание роста мастерства, показ образцовых изделий, тактичный анализ недостатков, своевременная помощь, забота и гордость за учеников. Всякая работа начинается с замысла, идеальной модели будущего результата. Конструирование предстоящей деятельности осуществляется по законам творчества на основе знания универсальных мер человека и природы. Конструирование выступает видом эстетической деятельности, и возможно оно при наличии эстетического идеала, вкуса как основных элементов эстетического сознания. Следовательно, эстетическое воспитание на уроках технологии получает свое основание и на уровне формирования замысла. При этом учащиеся нуждаются в знании современных эталонов вещей, потребностей людей, необходимых материалов, из которых можно изготовить предметы, и приемов работы. Это направление трудового воспитания и формы его осуществления приводят педагога к тесным контактам с искусством. Именно искусство хранит законы универсального творчества, наивысшего мастерства. Скульпторы, живописцы, архитекторы часто
уподобляли себя чернорабочим. Созидание красоты требует огромных усилий, напряжение ума и сердца. К.Паустовский в рассказе «Золотая роза» сравнивает художника с тружеником, который всю жизнь собирает миллионы золотых песчинок, чтобы выковать из них золотую розу и подарить ее людям для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце. Сухомлинский считал, что труд развивает руку ребенка, ее уверенность и изобретательность, а взаимодействие руки с природой В.А.Сухомлинский рассматривал как основу развития духовной жизни ребенка. Он писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Но мастерство достигается не каким-то нитием. Оно зависит от умственных и физических сил ребенка. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы и разумье». Для учителя технологии общая цель - добиваться качества уроков в процессе всей трудовой подготовки школьников, а каждый урок- это ступеньки достижения учащихся.
Единство трудового обучения и воспитания предпологает такие формы и методы учебно-воспитательного процесса в школьных мастерских, которые бы способствовали формированию нравственных качеств учащихся.Обучение школьников не ограничивается передачей и усвоением знаний и умений, оно , естественно связано с воспитанием. Единство обучения воспитании должно пронизывать каждый урок.
А.С. Макаренко мудро заметил, что « человек не воспитывается по частям». Поэтому естественные основные требования к учебно-воспитательному процессу: обеспечение и воспитания, единая система воспитательных мероприятий, соблюдение единой системы, воспитательных мероприятий, соблюдение единой системы требований, обеспечение непрерывного всех воспитательных фак
торов.
Использованная литература:
1.Н.Л. Аринина «Уроки прекрасного»
2. Журнал «Заместитель директора»