Воспитательная программа летнего лагеря дневного пребывания Олимпионик


2194560-10160
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Муниципальное образование Темрюкский район
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 4
_________ Н.Н. Колесникова



Автор программы:
Пронько Анна Павловна
Учитель информатики и математики
К битвам спортивным все мы готовы.Каждый уверен в силе своей.И побеждает на финише сноваДружба и сила команды моей.Пусть мальчишки и девчонки,Вся озорная детвора,Сегодня скажут звонко-звонко:“Добро пожаловать, Олимпийская игра” 
Введение
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. “Здоровому каждый день – праздник”, – гласит восточная мудрость. Вот поэтому тему для нашего пришкольного оздоровительного лагеря взяли “Олимпийскую”. Считаем, что в основе игротеки летнего оздоровительного лагеря должны быть спортивные и подвижные игры; кроме того, познакомить ребят с историей Олимпийских игр.
Целью пришкольного оздоровительного лагеря является выявление способностей ребенка и его развитие в спорте, туризме, искусстве, техническом творчестве и других видов игровой деятельности. Личностно-ориентированное образование и воспитание основывается на идеалах олимпизма как философии жизни, соединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.
Цели и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей; разработка системы школьного олимпийского образования.
Данная программа посвящена “Спорту” – который является одним из важнейших составляющих современного мира. Ребят ждут соревнования, конкурсы, игры, увлекательные рассказы о том, как на протяжении веков зарождались современные виды спорта, об истории Олимпийских игр, о самых разнообразных спортивных играх нашего времени, распространенных на всех континентах Земли. Познание культуры предполагает не только размышления о ее глубинах, восприятие ее национального богатства, но и умение сопереживать увиденному и услышанному.
Задачи воспитательной работы:
1. Формирование у учащихся знаний о мировой культуре. Знакомство с историей Олимпийского движения.
2. Диагностирование и тестирование состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенности психики, способностей детей, духовного и физического совершенствования на основе ценностей и идеалов олимпизма, культурных обычаев и традиций народов разных стран, овладение миром искусства и спорта.
3. Организация разнообразной досуговой деятельности, и прежде всего – активного общения с природой.
4. Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере.
5. Практическая и теоретическая подготовка понятий у детей:
Земля – общий дом человечества, ее надо беречь;
Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина;
Культура – великое богатство, накопленное человечеством;
Мир – покой и согласие между людьми;
Знание – результат разнообразного творческого труда.
6. Привлечение к активным формам деятельности учащихся группы риска.
7. Формирование у школьников навыков общение и толерантности.
8. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
9. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Принципы:
Программа летнего пришкольного оздоровительно-образовательного лагеря «Олимпионик» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Олимпионик» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках лагеря дневного пребывания предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления и виды деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Эстетическое направление
Художественно - творческое направление
Трудовая деятельность
Образовательное направление
Досуговая деятельность
Кружковая деятельность
-6223080645
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Эстафеты.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
8382022860
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение театров, кинотеатров, музеев;
Конкурсы: «Стартинейджер».
Конкурс оформления отрядных уголков, конкурс газет «Мы и Спорт»
8636086360
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность
Конкурсные программы
Творческие конкурсы
Игровые творческие программы
Концерты
Творческие игры
Праздники
Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
17145052070

Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
Бытовой самообслуживающий труд;
Общественно значимый труд.
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью , уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой. Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, в которых они занимаются.
8382073660
Образовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
Поездки, экскурсии; (школьный музей, Музей под открытым небом «Атамань»)
Посещение ДК станицы Курчанской.
Психологические тесты.
Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.
123190-186690
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
5461012065
Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков на линейке в начале смены4
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
Основы воспитательной деятельности лагеря “Олимпионик”
1. Физкультурный актив лагеря преобразуется в Международный олимпийский комитет. В него войдут по одному представителю от каждой команды. Главная задача комитета – развитие спорта в своих отрядах: внутренние состязания, подготовка команд к соревнованиям, подача олимпийских заявок.
2. В каждом отряде назначается капитан команды.
3. Вожатые ежедневно ведут учет, какая команда получила больше медалей.
4. Все результаты соревнований на Играх вывешиваются на специальном информационном стенде “Табло Олимпиады”, на котором отражается количество золотых, серебряных, и бронзовых медалей по командам. Информация меняется каждый день.
5. Вожатые проводят беседы об Олимпийских играх. Ежедневно выпускается газета “Олимпийский лекторий”, подготовленная библиотекарем, учителем физической культуры и Международным Олимпийским комитетом лагеря “Олимпионик”.
6. Работа кружков направлена на отражение олимпийской и спортивной темы. В конце смены провести выставку работ занимающихся.
7. В библиотеке лагеря готовиться специальная тематика в помощь педагогам.
Главные особенности программы летнего оздоровительного лагеря “Олимпионик”
– наличие комплексной программы турниров, фестивалей, викторин;
– включение в программу нетрадиционных соревнований и конкурсов, предполагающих сочетание спорта и искусства;
– организация соревнований, в ходе которых перед каждым участником ставится задача “победить самого себя, а не других”;
– проведение так называемых “новых игр”, в которых отсутствует разделение участников на победителей и проигравших;
– при определении лауреатов учитываются не только результаты выступления участников, но так же нравственные и эстетические аспекты их поведения.
Предстоящие Олимпийские игры 2014 года в Сочи подтолкнули нас к идее проведения тематической смены в нашем оздоровительном лагере, которая получила название “Общелагерные Олимпийские игры”.
Смена пройдет под девизом: “Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!” и будет включать не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, музыкальные мероприятия, культурно-просветительскую работу, связанную с олимпийской тематикой.
Важнейшим направлением в работе лагеря в эту смену станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, олимпийским традициям и здоровому образу жизни.
“В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.
При составлении плана работы на летнюю смену
учитывается следующее:
– продолжительность лагерных игр составляет 15 дней, практически как и на Олимпийских играх, церемония открытия и закрытия Игр должны иметь яркий, торжественный вид. Это должно действительно стать главным событием лагерной жизни;
– при планировании соревнований нужно учитывать спортивный инвентарь, место соревнований;
– за каждые соревнования их победителям и призерам должны вручаться олимпийский венок, призы, награды, грамоты, медали, сувениры.
“Общелагерные Олимпийские игры” разбиты на 4 цикла:
1. Предолимпискую (дети знакомятся со спортивными площадками лагеря, создают свои команды, дают им названия, знакомятся с историей Олимпийских игр в Древней Греции, готовятся к церемонии открытия Игр).
2. Знакомство с историей Королевой спорта легкой атлетикой . Это доступный и любимый детьми вид спорта. Дети соревнуются в беге, прыжках и метании.
3. Знакомство с историей игровых видов спорта. Турниры по различным подвижным и спортивным играм можно проводить на протяжении недели.
“День пионербола”, “День баскетбола”, “День футбола”.
4. Знакомство и интеллектуальными видами спорта, куда входят спортивное ориентирование, шахматно-шашечный турнир.
Обязательно включить во все мероприятия музыкальное сопровождение.
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав МБОУ СОШ № 4.
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.

Материально-технические условия предусматривают:
Применение Источник финансирования и материальная база Ответственные
1 2 3 4
Кабинеты Комната отдыха, игровые комнаты, Материальная база школы. Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Спортивный
зал Занятия спортом, состязания, (в случае плохой погоды) Материальная база
школы Спортивный
руководитель
Спортивная площадка Площадка для проведения общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания Материальная база
школы Спортивный
руководитель
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия Материальная база
школы Воспитатели, администрация лагеря
Актовый
зал Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской Материальная база
школы Воспитатели, администрация лагеря
Медицинский
кабинет Медицинский контроль мероприятий лагерной смены Материальная база
школы Медицинский работник школы
Школьная библиотека Литература для педагогов и детей лагеря Материальная база
школы Библиотекарь
Школьная столовая Завтрак, обед, Фонд социального страхования Заведующая пищеблоком
Комнаты кружковой работы Кружки рукоделия, рисования, моделирования Родительские средства на закупку материалов для поделок и занятий в кружках Начальник лагеря,
воспитатели
Методический кабинет Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков Материальная база школы Старший воспитатель
Комнаты гигиены Туалеты, раздевалки Материальная база школы Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря, заместитель директора по ВР;
старшая вожатая
музыкальный работник
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
вожатые (из числа актива школы)
Руководители творческих мастерских
из числа педагогов
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
Диагностика
Вводная
диагностика Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.
Пошаговая
диагностика Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Итоговая
диагностика Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»)
Беседы в отрядах
Цветопись
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Сроки работы лагеря дневного пребывания “Олимпионик”
10 июня – 30 июня / кроме субботы и воскресенья/.
Время: 8.00 – 15.00
Открытие лагеря: 10 июня в 9.30ч.