Конспект урока внеклассного чтения по литературе Семён Кирсанов: портрет неизвестного на фоне XX века
Урок литературы, 11 класс
«Жил-был я …»
«Семён Кирсанов: портрет неизвестного на фоне 20 века»
Тип урока: урок - открытие
Оборудование:
Аудиозапись песни на стихи С. Кирсанова «Строки в скобках» («Жил-был я…») в исполнении А. Градского, распечатанные тексты стихотворения
Презентация в формате PowerPoint «Семён Кирсанов: портрет неизвестного на фоне 20 века»
Видеоролик «Дождь», распечатанные тексты стихотворения
Урок проводится во втором полугодии, после изучения раздела «Литература периода «оттепели»
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Мы уже достаточно опытные читатели, в течение всего 11 класса мы серьёзно и глубоко изучали поэзию 20 века. Сегодня у нас ещё один урок поэзии. Немного необычный урок.
И начнём мы его необычно. Послушайте песню на стихи одного не очень известного поэта 20 века. Чтобы легче воспринимать незнакомый текст, одновременно читайте печатный вариант.
Звучит аудиозапись песни на стихи С. Кирсанова «Строки в скобках» («Жил-был я…») в исполнении А. Градского
Вопросы к классу:
- как бы вы сформулировали основную мысль этого стихотворения?
- каким представляется вам автор?
- к какому времени вы бы отнесли это стихотворение?
- в чём его своеобразие? Какие аналогии вы могли бы провести?
( по синтаксису, по обилию авторских знаков препинания – близко к стилю М. Цветаевой, строфикой, рифмой напоминает В. Маяковского, в целом - эстетика Серебряного века…)
Слово учителя.
Это стихотворение принадлежит Семёну Кирсанову.
Творчество этого поэта не изучается в школьных программах. Его фамилия ,скорее всего, вам ничего не говорит. Но судьба его тесно переплелась с судьбами известных и любимых вами поэтов 20 века, а в его лирике нашли отражение темы, образы, ритмы 20 века. Он младше на 10-15 лет Есенина и Цветаевой, почти ровесник Шолохова, чуть старше Твардовского. Был учеником и соратником В. Маяковского, одним из последних футуристов. Как и А. Ахматова, он пережил Великую Отечественную войну и оттепель 60-х, заглянул в 70-е. Семён Кирсанов оказал значительное влияние на поэтов послевоенного поколения.Е. Евтушенко и А. Вознесенский считали его своим учителем.
И он очень талантлив, это поэт – новатор. Поэзия Кирсанова охватывает «почти весь спектр поэтических тем и формальных экспериментов своего времени», его творчество исследователи называют энциклопедией поэтических экспериментов. «Его поэзия часто аллегорична, он связывает актуальные политические темы с философскимии историческими, комические и игровые элементы — с серьезным замыслом. В ней есть и высокая лирика, и полная пафоса поэтическая публицистика; она отличается мастерством стихосложения…». Совершенно несправедливо, что мы не знаем его лучших стихов.
Итак, цели нашего урока:
познакомиться с жизнью и творчеством Семёна Кирсанова, с лучшими образцами его лирики
анализируя стихи поэта, выявить особенности авторского взгляда на мир
определить место творчества С. Кирсанова в контексте поэзии 20 века
Рассказ учителя с использованием презентации о жизни и творчестве С. Кирсанова
В процессе работы анализируются фрагменты стихотворений Кирсанова
Мы закончим наш урок просмотром видеоролика по стихотворению «Дождь»
( тексты распечатаны)
Это стихотворение - одно из поздних у Кирсанова. Давид Самойлов, вспомнив в своей статье о «неслыханной простоте», к которой после долгих блужданий пришли Борис Пастернак и Николай Заболоцкий, написал, что такой же путь прошёл и Кирсанов. Действительно, это его стихотворение удивительно по своей прозрачности и пронзительности интонации. Пусть оно станет финальным
аккордом в нашем разговоре о Семёне Кирсанове.
Звучит стихотворение «Дождь» в исполнении Б. ВетроваДомашнее задание:
Творческая работа на одну из тем:
«Чем интересно для меня творчество СМ. Кирсанова?»
«С. Кирсанов и поэзия 20 века»
«Мои впечатления о стихотворении «Дождь»
СТРОКИ В СКОБКАХ
Жил-был — я.
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол.
(Молод был и мил…)
В порт плыл флот.
(С выигрышным билетомжил-был я.)Помнится, что жил.
Зной, дождь, гром.
(Мокрые бульвары…)
Ночь. Свет глаз.
(Локон у плеча…)
Шли всю ночь.
(Листья обрывали…)
„Мы“, „ты“, „я“
нежно лепеча.
Знал соль слез
(Пустоту постели…)
Ночь без сна
(Сердце без тепла) —
гас, как газ,
город опустелый.
(Взгляд без глаз,окна без стекла).
Где ж тот снег?
(Как скользили лыжи!)
Где ж тот пляж?
(С золотым песком!)
Где тот лес?
(С шепотом — „поближе“.)
Где тот дождь?
(„Вместе, босиком!“)
Встань. Сбрось сон.
(Не смотри, не надо…)
Сон не жизнь.
(Снилось и забыл).
Сон как мох
в древних колоннадах.
(Жил-был я…)
Вспомнилось, что жил.
Вопросы к классу:
- как бы вы сформулировали основную мысль этого стихотворения?
- каким представляется вам автор?
- к какому времени вы бы отнесли это стихотворение?
- в чём его своеобразие? Какие аналогии вы могли бы провести?
ДОЖДЬ
Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,
вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист.
И глядит луч из седых туч в зеркала луж —
как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж.
О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,
все кусты ждут — дай ветвям жить, дай цветам пить.
Приложи к ним, световой луч, миллион линз,
загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.
Загляни, луч, и в мою глубь, объясни — как
смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак?
Но прошел дождь, и ушел в лес громыхать гром,
и, в слезах весь, из окна вдаль смотрит мой дом.
МОЯ АВТОБИОГРАФИЯ
Грифельные доски,
парты в ряд,
сидят подростки,
сидят — зубрят:
„Четырежды восемь —
тридцать два“.
(Улица — осень,жива едва…)
— Дети, молчите.
Кирсанов, цыц!..
сыплет учитель
в изгородь лиц.
Сыплются рокотом
дни подряд.
Вырасту доктором
я (говорят).
Будет нарисовано
золотом букв:
„ДОКТОР КИРСАНОВ,
прием до двух“.
Плача и ноя,
придет больной,
держась за больноеместо: „Ой!“
Пощупаю вену,
задам вопрос,
скажу: — Несомненно,
туберкулез.
Но будьте стойки.
Вот вам приказ:
стакан касторки
через каждый час!
Ах, вышло иначе,
мечты — пустяки.
Я вырос и начал
писать стихи.
Отец голосил:
— Судьба сама —
единственный сын
сошел с ума!..
Что мне семейка —
пускай поют.
Бульварная скамейка —
мой приют.
Хожу, мостовым
обминая бока,
вдыхаю дым
табака,
Ничего не кушаю
и не пью —
слушаю
стихи и пою.
Греми, мандолина,
под уличный гам…
Не жизнь, а малина —
дай
бог
вам!
ЧУДО
Мой родной, мой земной,
мой кружащийся шар!
Солнце в жарких руках,
наклонясь, как гончар,
вертит влажную глину,
с любовью лепя,
округляя, лаская,
рождая тебя.
Керамической печью
космических бурь
обжигает бока
и наводит глазурь,
наливает в тебя
голубые моря,
и где надо, — закат,
и где надо, — заря,
И когда ты отделан
и весь обожжен,
солнце чудо свое
обмывает дождем
и отходит за воздух
и за облака
посмотреть на творение
издалека.
Ни отнять, ни прибавить
такая краса!
До чего ж этот шар
гончару удался!
Он, руками лучей
сквозь туманы светя,
дарит нам свое чудо:
— Бери, мол, дитя!
Дорожи, не разбей:
на гончарном кругу
я удачи такой
повторить не смогу!
1961