ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Главной задачей для развития сюжетно – ролевой игры у детей шестого года жизни является обогащение тематического содержания игры и внедрением её «коллективной» формы.
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников – игра – фантазирование. Смысл её – построение новых цепей событий воображаемого мира, интересного и привлекательного. Совместная игра – фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей.
Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. В старшем дошкольном возрасте закладывается готовность к усвоению указанных умений, так как увеличивается объём знаний об окружающем, конкретизируется интерес к тем или иным сторонам жизни, к событиям, о которых они узнают из книг, мультфильмов участниками которых хотели бы быть. Каждый ребёнок стремится воплотить в игре свой замысел. При этом всё сильнее становится стремление играть вместе со сверстниками.
Сюжетно – ролевой игре свойственны специфические черты – необязательность следования плану, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь её тему в общем виде, а в дальнейшем события нарастают, как «снежный ком». Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе игры. Согласовывать при этом замыслы в группе, включая более четырёх человек, - непосильная задача для старших дошкольников. Но и в небольшой группе игра часто распадается, едва начавшись, из-за непонимания и невозможности соотнести равнонаправленные предложения участников либо переходит на накатанные рельсы более простого сюжета: стремление развернуть интересную новую игру отступает перед удовольствием действовать вместе, и слажено со сверстниками.
Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие способности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребёнка выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнёров – сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнёров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете игры.Эффективным средством формирования вышеперечисленных умений является совместная игра взрослого с детьми, отличающаяся от такой игры на предыдущих возрастных этапах.
Совместное сюжетосложение формируется достаточно легко и быстро, если оно отделено от более простых, раннее усвоенных способов. Сделать именно совместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода – совместной со взрослым «игре – придумывании», протекающей в чисто словесном плане. Игра – придумывание позволяет взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво и непринуждённо стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных линий; причём придумывание, развёртывание общего сюжета не замаскированы для детей предметными и ролевыми действиями, а открываются как бы в чистом виде.
Игра – придумывание первоначально нуждается в смысловых опорах, направляющих воображение участников в общее русло. Такими опорами могут быть известные детям сюжеты.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения – «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Наиболее удобным для такого «расшатывания» являются сюжеты волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекает детей. Преобразовывать сказку очень легко: сохраняя общую смысловую канву событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей или самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции и получится новая сказка. При преобразовании сказки желательно использовать весь арсенал известных детям персонажей и коллизий – сначала из других сказок, а затем из реалистических историй, мультфильмов.
Разумеется, приведённая схема преобразования сказок нужна не детям, а взрослому, что бы развёртывать игру – придумывание, знать, как можно «расшатать» знакомый сюжет. Ни в коем случае нельзя специально объяснять дошкольнику схему сюжета и требовать придумывать «по схеме». В таком случае игра превратится в учебную задачу и потеряет свою привлекательность, как свободная и необязательная деятельность, как импровизация – сотворчество. Другое дело, что дети к пяти одам знают уже много сказок и у них, конечно, есть интуитивные представления о том, как бывает в сказке. Но поначалу им придумывать легче, отталкиваясь от конкретной опоры – какой - то вполне определённой сказки.
В начале, нужно сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнёра. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку (по сути пересказывая её, но в непринуждённой форме). Важно лишь, чтобы ребёнок передал общий смысл очередного события. После его изложения взрослый предлагает передать «ход» партнёру. Если дети забыли часть сказки, взрослому можно включиться «вне очереди».
Через один – два дня этим же детям нужно предложить вместе придумать новую сказку, похожую на ту, которую пересказывали. Обычно это предложение с готовностью принимается детьми. Тогда взрослый предлагает это сделать по очереди: сначала он сам начинает, а потом дети продолжают.
Начинать преобразование известной сказки лучше всего с замены главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства. Взрослому нужно «заготовить» для себя несколько вариантов начала новой сказки. Однако, следует помнить, что в ходе игры дети будут вносить свои предложения, развёртывать сюжет по – своему, не так, как намеревается это сделать взрослый. Придуманная вместе сказка всегда будет отличаться от замысла каждого из партнёров.
В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, сразу соединяя в нём сказочные и реалистические элементы.
В такой игре, кроме активации воображения, происходит ещё очень важная вещь: ребёнок начинает понимать, что замыслы его партнёров могут сильно отличаться от его собственных, и он оказывается перед необходимостью объяснять свой замысел с предложениями других участников, т.е. учиться понимать других людей. Взрослый помогает детям в этих обсуждениях избежать ссоры и перейти к содержательному обсуждению событий, если один из участников стремиться навязать свой замысел, всё время отвергая предложения других.
Игра – придумывание каждый раз должна занимать не более 10 – 15 минут. Желательно, чтобы дети при этом видели друг друга. На начальном этапе включать в игру – придумывание следует на более трёх детей, т.к. дети не могут долго ждать своей очереди высказываться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес пропадает.
По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события взрослый может стимулировать детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разноконтекстные роли (герои из разных сказок и реальной жизни). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей.
Необходимость в объединении разноконтекстных ролей очень часто возникает у детей в игре со сверстниками, когда хочется играть вместе, а роли, привлекающие каждого из партнёров, - совсем разные. Полученный в игре со взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разноконтекстные роли, помогает детям более успешно развёртывать самостоятельную совместную игру.
В дальнейшем взрослый продолжает с детьми совместную игру – придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а настоящие истории. Выбирая вместе с детьми содержание таких историй, нужно опираться на детские интересы, но одновременно стимулировать участников к использованию тех знаний, которые они получили на занятиях, экскурсиях, из книг, мультфильмов. Придумывание историй может осуществляться уже в больших группах. На этом этапе не так важен контроль за соблюдением очерёдности рассказчиков: каждый из детей готов уступить свой ход, если у партнёров появляются интересные предложения.
Характер игры – придумывания взрослого с детьми в ходе педагогической работы меняется в определённой последовательности:
- совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки;
- частичное преобразование известной сказки;
- придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
- развёртывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»;
- придумывание новых историй на основе реалистических событий.