Календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство 4 класс. УМК Планета знаний

Календарно-тематическое планирование на учебный год
Вариант: /Изобразительное искусство/4 класс/ Н.М. Сокольникова/ УМК «Планета знаний» Общее количество часов: 35
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание урока
Программное и учебнометодическое обеспечение (Материалы, пособия)
Домашнее задание
Подробности урока
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС
Педагогические условия и средства реализации ГОСа








Предметно - информационная составляющая (знать, понимать)
Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения)
Ценностно - ориентационная составляющая


Раздел 1: Виды и жанры изобразительного искусства - 15 ч


 1.
Необычные музеи.

Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.
Учебник с. 4–10 Выполнять задания по инструкции (с. 4–7 учебника)., презентация    
с.4-10, читать
 
Знать необычные музеи страны.
Ориентироваться в учебнике. Выражать собственное отношение к искусству. Получить представления о роли архитектуры, дизайна в жизни людей.
Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока.Анализировать приёмы изображения на полотнах мастеров. Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы.Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние.Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе.  
практический, словесный,

 2.
Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики.

Знакомство с анималистическим жанром
Работать с текстом и иллюстрациями (с. 6 - 13 учебника)
с.13-18, читать
 
Знать анималистический жанр изобразительного искусства; основы классического и современного искусства,выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников.  
Уметь выделять главное в композиции на примерах из учебника.  
Формировать восприятие и оценку анималистического жанра изобразительного искусства. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе  
практический, поисковый

 3.
Школа живописи. «Храбрый лев».

Создание образа животного
Работа с технологической картой
с.14 - 15, читать, ответить на вопросы
 
Знать живописную технику (гуашь).  
Уметь рисовать льва, создавать образ храброго льва.
Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе  
 

 4.
Исторический жанр.

Ознакомление с историческим жанром
Учебник, (с.16-17) печатная тетрадь
с.16-17, ответить на вопросы
 
Знать исторический жанр,классического и современного искусства,выдающиеся произведения отечественной и зарубежной художественной культуры.  
Уметь выделять главное в композиции на примерах из учебника.  
Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе  
практический, словепсный

 5.
Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики «Богатырское сражение».

Ознакомление с батальонным жанром
Работа с иллюстрациями учебника (с.18-21).
с.18-21
 
Знать батальный жанр.выдающиеся произведения отечественной и зарубежной художественной культуры, музеи оружия в г. Туле.  
Уметь рисовать многофигурную композицию, передавать движения, уважать традиции мастерства оружейников  
Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам.Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе  
практический, наглядный

 6.
Бытовой жанр .

Ознакомление с бытовым жанром
Учебник с.22-23. Схемы изображения предметов  
с.22-23
 
 
Уметь рисовать многофигурную композицию, передавать движения, уважать традиции мастерства оружейников  
Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной Сферы.Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам.Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе  
практический, словесный

 7.
Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Школа графики. Учимся рисовать человека

Знакомство с пропорциями фигуры человека
Учеб-ник С. 24–29, Пейзажи, портреты  
с.24-29, читать
 
Знать с пропорции фигуры человека.  
Уметь рисовать фигуру человека
Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. Представления о роли искусства в жизни человека
словесный, наглядный

 8.
Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет .

Знакомство с жанром портретной живописи
Учебник с.30-31, Портреты  
с.30-31, читать
 
Знать жанр портретной живописи, пропорции лица человека, мимику.   
Уметь сравнивать предметы по высоте, ширине, объёму, передавать на рисунке разные эмоций: радость, печаль, испуг и др  
Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе  
практический, наглядный

 9.
Натюрморт. Перспектива ( фронтальная и угловая). «Натюрморт с двумя книгами».

 
Предметы натюрморта с.34-37  
с.34-37, ответить на вопросы
 
Знать способы построения перспективных сокращений предметов во фронтальной и угловой перспективе.  
Уметь выделять главное в композиции на примерах из учебника.  
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно_творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе её выполнения.Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе  
практический, словесный

 10.
Пейзаж. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь.

Обучение передавать пространство на плоскости
Учебник. Картины художников  
с.32-34, 38-39
 
Знать способы построения перспективных сокращений предметов во фронтальной и угловой перспективе  
Уметь передавать пространство на плоскости с помощью линейной и воздушной перспективы, передавать различные природные явления с помощью цвета.  
Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам  
практический, словесный

 11.
Книжная графика как вид изобразительного искусства. Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» .

Ознакомление с книжной графикой как видом искусства
Учебник. Картины художников. Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»  
с.40-43, читать
 
Знать книжную графику как вид искусства.
Уметь анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в иллюстрациях, передавать в иллюстрации содержание басни, выбирать формат иллюстрации в зависимости от замысла  
Развитие у учащихся умения образно характеризовать персонажей басни в рисунке. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. Выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе  
словесный, практический

 12.
Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Чудо – звери.

Знакомство с каллиграфией
Учебник. Работа с иллюстрациями
с.44-47, читать
 
Знать каллиграфию.
Уметь декорировать зверей.
Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру  
практический,Информационный поиск

 13.
Компьютерная графика.

Ознакомление с компьютерной графикой как видом искусства
Схемы изображения предметов.Учебник, печ. тетр
с.48-51, читать
 
Знать компьютерную графику как вид искусства.  
Уметь пользоваться инструментами и возможностями программы Adobe PhotoShop  
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащегося.Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам  
практический, словесный

 14.
Школа компьютерной графики. «Игрушечный мишка».

Обучение рисованию по программе Adobe PhotoShop  
Схемы изображения предметов, учебник, печ. тетр
с.52-53, читать
 
Знать компьютерную графику как вид искусства.  
Уметь пользоваться инструментами и возможностями программы Adobe PhotoShop  
Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащегося.Выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий  
практический, словесный

 15.
Проверочный урок. Твои творческие достижения (

Проверка развития восприятия и оценки произведений графики
Учебник, печ. тетр
с.54-55
 
Знать с пропорции фигуры человека,жанр портретной живописи,пропорции лица человека, мимику,способы построения перспективных сокращений предметов во фронтальной и угловой перспективе, книжную графику как вид искусства, компьютерную графику как вид искусства  
Уметь передавать пропорциональные отношения и перспективные сокращения объектов в коллаж, образно характеризовать персонажей.  
Проверка развития восприятия и оценки произведений графики. Выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе  
Индивидуальная работа

Раздел 2: Декоративное искусство - 8 ч


 1.
Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей».

Знакомство с искусством керамики, видами керамики, рассматривание керамических изделий и их изображений разных исторических периодов. Знакомство с историей и изделиями их фарфора. Изготовление фигуры девочки с птицей из глины.
Учебник, печ. тетрадь
с.60-63, читать
 
Знать художественную керамику и фарфор как виды декоративногоискусства .  
Уметь анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и материала  
Воспитание и развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе. Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру  
Информационный поиск

 2.
Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя.

Знакомство с изделиями из хрусталя, стекла, способами изготовления стеклянных изделий, с особенностями работы мастеров-стеклодувов, знакомство с Музеем хрусталя в Гусь-Хрустальном.
Работа с иллюстрациями в учебнике, рабочая тетрадь
с.64-67, ответить на вопросы
 
Знать, что такое фарфор, хрусталь, называть изделия из хрусталя и фарфора.
Уметь анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства;
Развитие способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека.Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе.Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру  
Информационный поиск

 3.
Декоративные звери и птицы. Школа декора.

Знакомство с образами животных в декоративном искусстве, мифологии. Оформление декоративной тарелки.
Работа с технологической картой, учебник, печ. тетрадь
с.68-69, ответить на вопросы
 
Знать приёмы стилизации животных и птиц в декоративном искусстве, мифологическую символику Петух солнце, лев власть и храбрость, медведь сила и добродушие.  
Уметь рисовать приёмами росписи с использованием символа солнца петуха.  
Развитие художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы. Развитие умения планировать работу и работать в коллективе. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе.Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру  
Текущий. Самостоятельная работа по образцу.  

 4.
Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Чугунное кружево. Волшебный фонарь.

Знакомство с декоративными произведениями из металла, профессией кузнеца, Каслинским историко-художественным музеем. Создание эскиза ажурной решетки, ограды, фонаря.
Работа с иллюстрациями в учебнике, рабочая тетрадь
с.70-75, ответить на вопросы
 
Знать о художественном металле как о виде декоративного искусства
Уметь анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и материала.  
Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе. Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру  
Информационный поиск

 5.
Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок.

Знакомство с худ. текстилем и его видами, приемами ручной росписи ткани, изготовления валенок, музеями валенок в разных городах..
Работа с иллюстрациями в учебнике, рабочая тетрадь
с.76-79, читать ответить на вопросы
 
Знать о художественном текстиле как о виде декоративного искусства, о мастерстве ручной росписи ткани, видами батика.о мастерстве изготовления войлока и валенок, о московском Музее валенок и его экспонатах  
Уметь анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства  
Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы. Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства  
Информационный поиск. Интеллектуальный марафон  

 6.
Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки.

Декоративная творческая работа по оформлению валенка
Работа с технологической картой, рабочая тетрадь
с.80-81, ответить на вопросы
 
Знать о художественном текстиле как о виде декоративного искусства, о мастерстве ручной росписи ткани, видами батика.о мастерстве изготовления войлока и валенок  
Уметь работать приёмами работы с войлоком, декорировать объекты  
учитывать правило в планировании и контроле способа решения; ориентироваться на разнообразие способов решения поставленной задачи; задавать вопросы  
Текущий контроль, самоконтроль    

 7.
Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

Углубление представлений об орнаменте, его видах, орнаментах разных народов. Изготовление эскиза подарочной коробки, декорированной сетчатым орнаментом.
Работа с иллюстрациями в учебнике и в печатной тетради
выполнить работу
 
Знать орнаменты народов мира.
Уметь выполнять сетчатые орнаменты, использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в орнаменте  
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков  
Дифференцированные задания

 8.
Проверочный урок. Твои творческие достижения.(

Определение (узнавание) и группировка произведений искусства разных жанров и стилей. Создание самостоятельных творческих работ на заданную тему.
Работа с карточками, печ. тетрадями
с.84-85, ответить на вопросы
 
Знать структуру сетчатых орнаментов, роль декор искусства в жизни человека.  
Уметь декорировать объекты, различать изделия, относящиеся к художественной керамике, фарфору, стеклу и металлу.   
организация рабочего места с применением установленных правил; использовать общие приемы решения задач; задавать вопросы, строить понятные высказывания  
Индивидуальная работа

Раздел 3: Народное искусство - 7 ч


 1.
Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй).Школа народного искусство. Палехские деревья.

Знакомство с изделиями мастеров лаковой миниатюры Федоскино, Палеха, Мстёры, Холуя, сравнение сюжетов, стилистики исполнения. Набросок деревьев с образцов изделий.
Работа с технологической картой, печ. тетр.
с.90-91, читать , ответить на вопросы
 
Знать традиционные народные и художественные промыслы  
Уметь копировать палехские деревья, находить отличия между традиционными школами миниатюрной живописи.  
формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; произвольное построение высказываний; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников  
Информационный поиск

 2.
Русское кружево. Вологодские узоры

Знакомство с основами изготовления кружева мастерами Вологды, Ельца, Вятки, Рязани и др., сравнение стиля и узоров, выделение отличительных признаков вологодского кружева. Изображение доступных узоров вологодского кружева белой гуашью на цветном фоне.
Работа с технологической картой , печ. тетр.
с.92-93, ответить на вопросы
 
Знать традиционные народные и художественные промыслы России.   
Уметь рисовать узоры кружева.
удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании деятельности; моделировать способ действий; ставить вопросы, обращаться за помощью  
Информационный поиск. Дифференцированные задания  

 3.
Резьба по кости. Холмогорские узоры

Знакомство с холмогорской резьбой по кости. Создание эскиза карандашницы, украшенной резьбой по кости (белый картон, цветной фон).
Работа с технологической картой, печ. тетр.
с.94-95, читать
 
Знать о мастерстве и традициях архангельских и чукотских косторезов  
Уметь отличать работы холмогорских и чукотских мастеров резчиков по кости.  
Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы. Владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России. Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру  
Задания по выбору

 4.
Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы .

Знакомство с особенностями национальных костюмов народов России. Создание эскиза народного костюма по выбору, выставка и обсуждение работ.
Учебник, печ. тетрадь
с.96-97, читать
 
Знать о традиционных русских женских костюмах.  
Уметь выполнять эскизы женских головных уборов и сарафанного комплекса  
Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы. Владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России. Представления о роли искусства в жизни человека  
Творческое задание

 5.
Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Кавказа. Народный костюм. Музей утюга .

Знакомство с традиционным русским мужским костюмом, обувью; традициями одежды народов Севера и Кавказа. Знакомство с музеем утюга.
Работа с технологической картой, учебник
с.98--101, читать
 
Знать о традиционных русских мужских костюмах; обуви; традициях одежды народов Севера и Кавказа, о Музее утюга (г. Переславль Залесский)  
Уметь выполнять эскизы мужских костюмов  
Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы. Восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры  
Информационный поиск

 6.
Тульские самовары. Русский самовар. Пряничные доски.

Знакомство с народными промыслами Тулы: самоварами, пряниками. Виртуальная экскурсия по музею «Тульский пряник». Лепка модели тульского самовара.
Учебник, печ. тетрадь
с.102-105, ответить на вопросы
 
Знать о традиция русского чаепития, музеях самоваров и пряников (г. Тула) и их экспонатах.  
Уметь лепить самовар из глины и рисовать пряничные доски
Развитие устойчивого интереса к искусству и художественным традициям своего народа. Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы. Владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России. Представления о роли искусства в жизни человека  
Дифференцированное задание

 7.
Проверочный урок. Твои творческие достижения.

Определение ( узнавание) и группировка произведений традиционных народных художественных промыслов.  
Работа с карточками, учебник, печ. тетрадь
с.106-107, ответить на вопросы
 
Знать традиционные народные и художественные промыслы России, о традиционных русских женских костюмах, о традиционных русских мужских костюмах; обуви; традициях одежды народов Севера и Кавказа, о традиция русского чаепития  
Уметь выделять главное в композиции на примерах из учебника.  
Проверка наличия интереса к традиционным народным художественным промыслам. Проверка развития художественного вкуса учащегося, его эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру  
Индивидуальная работа

Раздел 4: Мир дизайна и архитектуры - 5 ч


 1.
Бионическая архитектура. Природные формы. Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты «Скамейка-слон».

Знакомство с бионикой в дизайне среды, архитектуре, историей возникновения бионического стиля. Виртуальные экскурсии по Музею ретро-автомобилей, Музею мебели. Создание эскизов предметов быта в бионическом стиле. Изготовление макета автомобиля или детской скамейки по шаблону.
Работа с технологической картой, учебник, печ. тетрадь
С.112-117, ответить на вопросы
 
Иметь представление об архитектуре как виде искусства, изучить формообразования на основе природных объектов.     
Уметь выполнять эскизные архитектурные проекты
формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; произвольное построение высказываний; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников  
Интеллектуальный марафон  

 2.
Человек в дизайне. Школа дизайна. Дизайн костюма.

Знакомство с историей костюма, аксессуаров, профессией модельера. Создание собственных эскизов костюмов. Выставка и обсуждение эскизов.
Работа с иллюстрациями,у чебник, печ. тетрадь
С. 118-119. С.124-127, читать
 
Иметь представление о формообразовании на основе фигуры человека.  
Уметь выполнять эскизы дизайнерских проектов, конструировать мебель и светильники.  
формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; произвольное построение высказываний; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников  
Задания по выбору

 3.
Школа дизайна. Фито-дизайн. Игрушки из природных материалов.Музей упаковки. Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом».

Знакомство с фито дизайном как направлением изобразительного искусства, основами композиции, тематикой. Изготовление творческих работ из природных материалов по выбору.
Работа с инструкцией,учебник
с.128-133, ответить на вопросы
 
Иметь представление об архитектуре как виде искусства, изучить формообразования на основе природных объектов.   
Уметь конструировать игрушки, выполнять панно из природных материалов  
Развитие умения планировать работу. Развитие творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Обучение умению конструировать упаковку по выкройке. Развитие умения декорировать упаковку.Договариваться и приходить к общему решению. Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру  
Информационный поиск

 4.
Проверочный урок. Твои творческие достижения.

Определение (узнавание) и группировка произведений традиционных народных художественных промыслов.
Работа с инструкцией, карточки с заданиями, учебник, печ. тетрадь  
С.136-137, читать , ответить на вопрсы
 
Иметь представление об архитектуре как виде искусства, изучить формообразования на основе природных объектов  
Уметь планировать работу, конструировать, моделировать и макетировать из бумаги, картона, фито -материалов.  
Развитие творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.Выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий. Договариваться и приходить к общему решению.Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру  
Индивидуальная работа


Заголовок 215