Разработка урока Музы не молчали 1 класс


Урок по музыке в 1 классе (3 четверть).
(программа по музыке «Музыка. Начальная школа»
Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т.С. Шмагиной)
Тема урока: «Музы не молчали»
Цель урока: Формирование у детей обобщённого представления исторического прошлого в музыкальных произведениях, посвященных защитникам Отечества, знакомство детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
Образовательные: 
- показать подвиги героев нашей Родины в разные исторические эпохи на примерах произведений разных видов искусства;
-подвести к пониманию того, что разные виды искусства помогают сохранить память об историческом прошлом нашей Родины и её героических защитниках,
-учить обучающихся применять в жизни имеющиеся и полученные на уроке знания о музыке, живописи и поэзии,
-познакомить с новыми музыкальными понятиями: «симфония», «симфонический оркестр», группы инструментов симфонического оркестра;
-обогащать музыкально-эстетический словарь.
-прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах, усвоить понятия: герои, богатырь, память, памятник, подвиг. Развивающие: способствовать развитию музыкального мышления, умения анализировать, сравнивать. Способствовать развитию вокально –хоровых навыков, коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: 
-воспитывать чувства патриотизма, любви и гордости за историческое прошлое страны, героические подвиги русского народа.
- способствовать формированию интереса и любви к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия музыки русского народного песенного творчества;
-Содействовать духовному развитию учащихся, уважению к ценностям отечественной культуры.
-Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Тип урока- урок рефлексии
Методы:
общедидактические методы:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (наглядно-зрительные, наглядно-слуховые);
- практические (упражнения);
-проблемно-поисковые;
-анализа, сравнения;
-междисциплинарных взаимодействий;
методы музыкального воспитания:
-метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки,
-метод эмоциональной драматургии;
-создание ситуации успеха;
-метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу;
-метод «художественного движения»;
-системно-деятельностный подход.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная (слушание музыки; хоровое исполнение песен, театрализация);
- индивидуальная (высказывания о музыке; пение сольное, индивидуальный опрос).
Технологии: личностно – ориентированного обучения; информационно-коммуникативные технологии (интернет-ресурсы, презентация); здоровьесберегающие технологии; игровые технологии.
Оборудование: учебник, фортепиано, барабаны, треуголки, пилотки, мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Музыкальный материал:
Песня «Будущий солдат» автор Д. Трубачев;
Главная тема из I части «Богатырская» симфония А.П.Бородина;
А.Новиков. Учил Суворов
«Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня
«Защитники Отечества» муз. Н.и И.Нужины ,сл. Е.ШакирьяноваУниверсальные учебные действия (УУД).
Метапредметные:  знакомство с военными историческими событиями, нашедших отражение в музыке, памятниках архитектуры и живописи;
Познавательные:
1. Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
2. Овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений, осмысление средств выразительности музыки.
3. Выполнение действий творческого, исследовательского характера
4. Формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям
Коммуникативные:
1.Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке;
2. Умение участвовать в коллективном обсуждении - размышлении о музыке.
3.Освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой работе при восприятии и исполнении музыки;
Регулятивные:
1.Опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
2.Планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;
3.Оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.
Предметные:
1.Развитие художественного вкуса и интереса к музыке, посвященной историческому прошлому России и защитникам Отечества;
2.Умение выявлять характерные особенности патриотической и героической музыки;
3.Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, театрализации, игре на детских музыкальных инструментах)
4.Усвоение дидактических единиц: Родина, Отечество, памятник, память; жанр музыки – симфония; мелодия; солист, хор, имена композиторов (А.П.Бородин, А.Новиков)
5.Демонстрация уровня сформированности певческих исполнительских умений (интонация, дикция, дыхание, звукообразование, понимание дирижерского жеста учителя);
Личностные:
1.Воспитание патриотического чувства, гордости за подвиги русского воинства.
2. Познание разнообразных явлений (историй) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку патриотического содержания.
3.Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.
Структурные элементы урока.
I. Организационный момент. Муз. приветствие. (3 минуты).
II. Актуализация знаний. Мотивация учащихся (6 минут)
III. Основная часть. Изучение нового материала (29 минут).
IV. Подведение итогов урока (7 минут).

ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Муз. приветствие.
Дети входят в класс под музыку марша (минус песни «Будущий солдат»)
Встаньте прямо, расправьте плечи.
Прозвенел уже звонок.Начинается урок.
Наши ушки на макушке.Смотрим, слушаем, запоминаем.Ни минуты не теряем.
Муз. приветствие учащихся. Приветствие гостей «Мы рады видеть вас!»
II. Актуализация знаний. Мотивация учащихся.
-Ребята, вспомните, пожалуйста, какая звучала музыка по характеру, когда вы входили в класс? (смелая, мужественная, бодрая)
-В характере какого кита она звучала? (марша)
-Узнали ли вы эту музыку?
-Как вы думаете ребята, почему мы начали урок с этой песни, кому будет посвящён наш сегодняшний урок? (Защитникам Отечества).(Слайд1)
-Кто такие защитники Отечества?
Кто только не нападал: и шведы, и немцы, и французы, и поляки, но наши честные защитники Родины сохранили ее для того, чтобы мы с вами могли жить и трудиться в мирном времени. Когда вырастите вы, то тоже будете защищать нашу Россию. Мы сейчас с вами исполним песню о будущих защитниках. Вспомним правило пения. Наиграть попевку «Едет, едет паровоз». В каком ладу она звучит? Выстраиваем первый звук, далее по тоническому трезвучию. Как движется мелодия? Поём сольфеджио по нотам с доски, затем со словами с показом высотного тактирования.

Исполнение песни «Будущий солдат»
Мы будем говорить о военном искусстве, о том, как героизм и подвиги народа отразились в музыке и других произведениях искусства.
-Из каких источников мы можем узнать о героях, защитниках России, их подвигах? (мы можем узнать из книг, стихотворений, музыки)
-Кто же вдохновляет этих людей на создание таких произведений? (Это музы).
-Значит, музы искусства не могут молчать? (Музы искусства молчать не могут).
III. Основная часть. Изучение нового материала
Тема нашего урока: «Музы не молчали» (внимание на доску)
Откройте учебник на стр.56. Посмотрите, как выглядит наша Муза? (Она хочет рассказать нам о славных боевых подвигах русских воинов)
Очень давно, чтобы отстоять нашу Родину, многие люди защищали ее от нападения врагов. Враги вступали с нашим народом в бой, желая завладеть нашей страной, нашими землями. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи  хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Нужно было защищать Русь.
-Как вы думаете, кто были первыми защитниками Руси? (были на Руси богатыри).
-Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
(Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов, стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.).
Об их подвигах слагались сказки и былины, их прославляли в музыке и живописи.
 Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии№2 композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин. (Слайд)
«CИМФОНИЯ» - это большое многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра. (на доску) . В симфонии не поют, а играют на муз. инструментах. В переводе с греческого языка это слово обозначает «созвучие», «согласие».
Этой симфонии друзья Бородина дали название. Но я вам пока его не скажу. Давайте послушаем 1 часть, а вы подумайте какими были герои этой симфонии и как вам об этом рассказала музыка.
Слушание гл.темы 1 части симфонии№2 А.П.Бородина(Очень сильные, выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, стойкостью и отвагой. Они были богатырями)
-Как же вам об этом рассказала музыка? Как она звучала? (Мощно, сурово)
-Что придаёт музыке мужественность, уверенность? (звучание симфонического оркестра, все инструменты оркестра играют одновременно)
-В каком регистре звучала тема?(Слово на доску) На какой динамике? (Слово на доску) Это придавало ей дополнительную силу.
-Какое название вы дали бы ей?
-Эта симфония называется «Богатырская» (появляется на слайде).
Чтобы мы могли почувствовать всю мощь и могущество русских богатырей давайте пропоём гл. тему.(наигрываю)
-На какой слог можно её спеть?(Да)(дети поют мелодию)
-Я, думаю, каждый из вас сейчас ощутил ту силу, которая была у богатырей.
-Если бы вы были художниками какую картину нарисовали? (картину сражения, войны, сильных людей-богатырей).
«Богатырская» тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.
Возьмём сказки. Какие герои - богатыри вам знакомы?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и т.д.) (Слайд)
-Можно сравнить «Богатырскую» симфонию с картиной знаменитого художника В. Васнецова (внимание на доску) «Богатыри»?
-Что вы видите на картине? (Люди сильные, могучие. Илья Муромец на чёрном коне. Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Алёша Попович моложе своих товарищей. Илья Муромец богат - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью.
-Куда смотрят богатыри?
На картине ясно видно, что в середине — Илья Муромец на большом черном коне оглядывает просторы земли, не нападает ли враг?
Слева — Добрыня Никитич на красивом белом коне. Его взгляд очень настороженный, рука держит меч.
Алеша Попович самый молодой богатырь, на картине его образ расположен справа, на небольшом коне. Его взгляд тоже направлен в ту же сторону, куда смотрят Илья и Добрыня.)
- Как они настроены? (Воинственно, на время успокоились, но всё же готовы к бою, так как крепко держат свои оружия: лук со стрелами, копьё, меч)
-Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными . Художник, подчёркивая их силу выдвигает богатырей на первый план картины, сзади разворачивается пейзаж, просторы нашей Родины, которые зорко охраняют богатыри.
- Что общего между музыкой и картиной? (Тема мужественная, воинственная, сильная)
-Звучит ли музыка с картины?
Такой образ богатырей увидел художник Васнецов, а композитор Бородин передал образы богатырей в музыке. Богатырская тема не существовала сама по себе. И хоть было на Руси неспокойно, музы не молчали, о подвигах богатырей пели на Руси гусляры.
-Какие качества характера богатырей хотели бы воспитать в себе?
Физминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:(Показывают силача)
Он силён, он здоров,Он из лука стрелял,(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,На границе стоял,Зорко - зорко наблюдал,Подрастём, мы и, смотри,(Поднимаем руки высоко вверх) Станем, как богатыри!
- Музы вдохновляли художников, музыкантов, поэтов. В народе говорят, если человек сочиняет стихи, пишет музыку, то музы наградили его божьим даром).
Известно выражение: «Когда говорят пушки, музы - молчат».
-Т.е. когда стреляет оружие, то стихи и музыка должны отходить на второй план? Вы согласны? (Это не так. Ведь сколько стихов, песен написано именно в военный период! Во все времена музы не молчали, а воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества.
Память о полководцах, русских воинах, солдатах, сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. 
Память и памятник-эти слова созвучны, как слова муза и музыка.
Память — это те знания, которые мы храним, и передаем в наследство про тех, кто героически погиб защищая страну.
А памятник — это монумент или мемориал памяти героев, проявлявших смелость, отвагу, честь, преданность нашему народу.
Это может быть скульптура, которая передает определенный образ человека или группы людей. В скульптуре мы можем видеть черты лица данного героя, взгляд и т.д.
Рассмотрите разворот учебника. Обратите внимание на скульптурные памятники великим полководцам России-Петру 1 и А.В.Суворову (на доске),
а также скульптурное изображение участников Бородинского сражения Отечественной войны. Это защитники Отечества, герои.
-Ребята, что вы знаете о них? (Детям было дано опережающее дом. задание)
Петр I Великий (1672 – 1725) — русский царь и первый российский император, создатель русского флота, основатель Санкт-Петербурга, полководец, создал Российскую императорскую гвардию.(Слайд) Возвращаясь с победой во главе русской армии, Великого Петра встречал хор, исполняя ему хвалебные песни. В память великому царю построены многочисленные памятники .На странице 56 мы видим памятник Великому Императору в городе Санкт-Петербург.
-А что вы знаете о А.В.Суворове? Чему учил этот великий русский полководец?
Александр Васильевич Суворов(1730-1800) великий русский полководец, герой России. Когда был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, несмотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. Он одержал 60 побед, за всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Он так говорил о победе: побеждать нужно не числом, а умением. В солдатах он воспитывал благородство души. «Тяжело в учении, легко в бою»-отмечал Александр Васильевич. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей. На странице 57 мы видим памятник Александру Васильевичу Суворову.
Есть у композитора Анатолия Новикова хорошая песня «Учил Суворов», которую я предлагаю сейчас исполнить.
-В каком характере мы исполним эту песню? Темп? В каком ладу она написана? Настройка в тональности.
Итак, гренадёры одели свои треуголки(кивера) (гренадеры обычно двигались впереди наступающих пехотных колонн)
Исполнение песни «Учил Суворов» (ф-но)
Сегодня мы познакомимся с памятником участникам Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, когда наш русский народ сражался против войск Наполеона.(слайд) Русской армией командовал генерал М.И.Кутузов (слайд). Война окончилась почти полным истреблением неприятеля. Остатки разбитой армии Наполеона были изгнаны за пределы России.
Одной из самых популярных русских военных строевых песен была песня «Солдатушки, бравы ребятушки» (Просмотр фрагмента из телевизионного фильма по одноименному роману Алексея Толстого "Хождение по мукам". Прохождение частей Русского экспедиционного корпуса по Парижу в 1914 году. ) ( слайд)
-Послушайте и скажите это современная песня или старинная? (Это старинная строевая песня- история времён Отечественной войны 1812 года, она дошла до наших дней и стала одной из любимых песен.)
-Какие старинные слова здесь звучат? (Держава, пики, сабли, востры)
-В каком характере? (маршевый, боевой, строгий, чеканный)
-Кто исполняет её-один человек или здесь происходит диалог?
(В песне звучит вопрос солиста-запевалы и затем ответ хора)
-Какая по характеру мелодия вопроса? (Размашистая, удалая)
-А мелодия ответа? (Строгая, собранная)
-Что необычного вы услышали в исполнении?
(звучала с инструментами, сопровождение давали барабаны)
- Могла бы песня исполняться в современной Российской Армии?
Военные парады сопровождаются обязательно ударными и духовыми инструментами.
Попробуем и мы с вами исполнить эту песню под оркестр барабанщиков. Он будет состоять из девочек, а запевалой у нас будет Дима. Ребята, кто должен управлять музыкантами в оркестре? (Дирижёр) Им будет сегодня…он будет давать чёткое вступление и руководить барабанщиками.
Исполнение «Солдатушки , бравы ребятушки»
-Как вы думаете, нужна ли была песня воинам? (Да, она поднимала дух, звала к победе). Молчали ли музы, когда гремели пушки?
-А звучала ли музыка во время ВОВ?
-Какие песни военных лет вы знаете? («Катюша», «Священная война», «Тёмная ночь», «Синий платочек» и т.д)(наиграть, пусть подпоют)
-Можем мы сказать, что люди, которые защищали нашу землю-это герои? (ведь они абсолютно не щадили себя, они освобождали нашу страну от врагов)
-Есть ли в нашем городе памятники защитникам Отечества? (внимание на доску)(Казарскому, Тотлебену, Нахимову, солдату и матросу .мемориал героям Севастополя 1941-1945г.г. на пл.Нахимова, Суворову. Ушакову…)
-Ребята, память об этих героях не умирает. Их личности увековечены в памятниках, мемориальных досках. Учебные заведения носят имена героев. Многие военные песни неоднократно звучали в исполнении ансамбля песни и пляски им. Александрова, руководил которым много лет главный военный дирижёр, генерал-лейтенант Валерий Халилов.(Слайд)
Авиакатастрофа, которая произошла 25 декабря 2016 года, оборвала жизнь этого знаменитого дирижёра и 64 человек хора, которым он руководил. Его имя присвоено военно-музыкальному училищу в Москве.
-Знаете ли вы куда и зачем они должны были лететь? (В Сирию, чтобы поддержать наших военных, мирных людей, которым необходима была помощь. И делали это они не раз. Музы не молчали никогда. Их песни, концерты поднимали боевой дух.
IV.Подведение итогов урока
Кого сегодня вспомнили на уроке? (защитников Родины, которые воспеты в музыке, изобразительном искусстве)
Что исполняли? (песню «Будущий солдат», «Учил Суворов», «Солдатушки, бравы ребятушки»)
Что слушали? (А.Бородин «Богатырская симфония»)
Что нового узнали на уроке? (симфония, симфонический оркестр, богатыри, герои)
Что запомнилось?
Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»
Нам нельзя забывать ту войну, тех героев и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И мы с вами говорим: «Музы не молчали».
Не молчите, Музы, если пушки злятся.
Если свищут пули, расселяя смерть.
В этот час, напротив, вы должны подняться
Над порочным миром и любовь воспеть.
И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране.
- Скажите, какими по характеру должны быть герои нашей страны?
-Смогли бы вы встать на защиту нашей Родины, совершить подвиг?
Наш урок подошёл к концу, Всех защитников нашего Отечества, которые защищали нашу землю от врагов в разные время мы прославляем 23 февраля-в день Защитника Отечества.
Есть день такой в календаре,(говорит ребёнок)
Он красною отмечен датою,
Прекрасный праздник в феврале,
День воина, российского солдата.
И в этот день мы поздравляем
Мужскую половину человечества,
Стихи и песни посвящаем
Своим защитникам Отечества!
Исполнение песни «Защитники Отечества»
Вы все были молодцы, были внимательными, активными, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.
Урок закончен. Муз. прощание. Выход из класса под марш.