Когда гремели пушки, музы не молчали… Художественно-музыкальная композиция, посвящённая Победе (для 5-8 классов)
lefttop00Учитель МХК, литературы и русского языка, искусствовед ГБОУ «РХГИ им. К.А. Давлеткильдеева» г. Уфы РБ. Стаж работы – 33 года.
Страна: Российская Федерация
Дата включения: 10.01.2016
Энциклопедия: Международная энциклопедия «Лучшие в образовании»
Раздел: Педагогическая слава
Учитель МХК, литературы и русского языка, искусствовед ГБОУ «РХГИ им. К.А. Давлеткильдеева» г. Уфы РБ. Стаж работы – 33 года. Имеет высшую категорию. Отмечена почётной грамотой РФ в 2006 г. Имя Лилии Талгатовны занесено во всероссийскую энциклопедию «Золотой фонд кадров Родины». Творческий, инициативный педагог, который стоял у истоков разработки концепции гимназии с 1990 г. Является автором и редактором книги «Школа добра и красоты», выпущенной к 50-летию гимназии, составитель каталогов. Её цель – формирование духовно-нравственной личности, усвоившей общечеловеческие ценности Истины, Добра и Красоты. Ведёт кружок «Юный экскурсовод и искусствовед». Ею создана фонотека художественно-литературных авторских вечеров и инновационных уроков. Практикует выставки творческих работ, связанных с темой милосердия. Одна из основателей благотворительного фонда «Доброта», сотрудничает с обществом защиты животных «Потеряшки». Её ученики стали победителями и призёрами республиканских, российских и международных конкурсов «Моя Родина», «Лучший знаток жизни и творчества С.Т. Аксакова», «Край родной, навек любимый», «Культура глазами моего поколения», «Чистая наука», «Рериховские чтения», «Святое пламя Вечного огня».
Когда гремели пушки, музы не молчали…
Художественно-музыкальная композиция, посвящённая Победе
(для 5-8 классов)
Наиболее трагичные, переломные события эпохи оставляют самый яркий след в искусстве. Подтверждение тому – песни, стихи, плакаты, картины военных лет. Это художественная летопись Великой Отечественной Войны.
Нынешнее поколение должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.
Цель: Изучение культурного наследия в годы Великой Отечественной войны.
Задачи
Воссоздать общий эмоциональный настрой искусства в годы Великой Отечественной войны.
Воспитание осознания необходимости защиты наших духовно-нравственных ценностей.
Формировать элементы сценического общения.
Оформление: выставка репродукций произведений известных художников, детских рисунков, созданных в блокадном Ленинграде, фотодокументы.
Примечание: Слова из текста сценария учитель распределяет по своему усмотрению между участниками. Сопоставление произведений разных видов искусств ВОВ поможет полнее воссоздать драматический дух времени, вызвать настроение сопереживания. Поэтому некоторые песни прозвучат в записи, другие – в инсценированной форме в исполнении детей и взрослых.
Прилагается видеоматериал урока
(На сцену выходят ведущие)
День Победы! Светлый всенародный праздник! Он пришел к нам с весной, этот ликующий долгожданный День!
В этот прекрасный праздник Победы засияют над нашей страной огни салюта. Родина будет чествовать своих доблестных сынов и дочерей, что отстояли её независимость, свободу и счастье.
Путь к Победе был долог и труден. Когда гремели пушки, не молчали и музы. Всё советское искусство было призвано и мобилизовано на службу. И несло оно эту службу по-солдатски, верно и отважно.
1418 дней шло великое сражение советского народа за свою Родину. И каждый из них -это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерные страдания людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.
И лишь молчаливым бессменным дозором от края до края необъятной отчизны нашей встали обелиски – сыновьям и дочерям нашей Родины…
:
На обелиске имена…
Столбцы имён на обелиске…
Тут все, кого взяла война,
Не возвратив родным и близким.
Соседи, школьные друзья,
И те, по ком никто не плачет.
Тут мог бы значиться и я,
Распорядись судьба иначе.
И мог бы кто – нибудь другой,
Моё отыскивая имя,
Будить кладбищенский покой
Шагами гулкими своими.
Нам велит святое чувство долга
Чтить сгоревших в пламени войны.
В их сердца вошедшие осколки
Были и для нас припасены.
(Звучит фонограмма из 7 симфонии Шостаковича)
Самая короткая ночь России…
Ночь вероломства, ночь обмана…
Ночь, ткущая саван смерти
От Белого до Черного моря!
Удар! Тишина умерла со стоном.
Ночной удар по нашим кордонам.
Слышите, гортанное: « Форвэртс, Фойэр!»
« Дранг нах остен!» - их крик неистов.
« Гот мит унс!» - на ремнях фашистов.
Прощай, отец! До свидания, мама!
Фанфары войны трубят тревогу:
В ружьё! На фронт! В дорогу, в дорогу!
… Мама, мама…
Меня провожала не ходи, не надо…
22 июня 1941 года началась война…
На следующий день Лебедев – Кумач написал текст песни « Священная война», а композитор Александров сочинил музыку к ней. Эта песня стала музыкальной эмблемой войны.
(Звучит фонограмма первого куплета и припева песни «Священная война»).
Сразу же на следующий день после вероломного нападения Германии вышел сатирически-гневный плакат художника Тоидзе «Беспощадно уничтожим и разгромим врага!» Плакат изображает прорванный документ договора о ненападении, гнусное лицо и руку Гитлера, просунувшуюся в дыру, и красноармейца, встречающего врага штыком.
… Обжигающий взгляд женщины, лист с текстом военной присяги в её руке – всё сказано прямо и громко, с ясностью и приказом в плакате Тоидзе « Родина – мать зовёт!»
Брест… Здесь свой первый шаг сделала война в июле, в 41-ом на рассвете. В Бресте плавился камень, горел металл, люди стояли насмерть. Крепость не сдалась- она истекла кровью. Кровью было написано на белом полотнище над стеной: « Умрем, но крепость не сдадим!»
Лишь десятилетия спустя мы узнали о том, что первая песнь о героических защитниках Брестской крепости была написана в июле 41-го одним из них – Федором Германенко на мотив песни «Варяг».
Когда фашисты стали забрасывать гранатами подвал, где находились её последние защитники, Фёдор вложил текст этой песни в масленку и через оконце выбросил на плац. Там она и была найдена спустя десятилетия.
(Дети исполняют песню «Брестская крепость». Слова Фёдора Германенко.)Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Мы верим: навеки народ сохранит
Бессмертную славу героев.
Здесь верные клятве России сыны
Дерутся с врагом за отчизну,
В боях не склоняют своей головы,
С родимой земли не отступят.
Расскажут лишь камни о наших делах,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.
Прощайте, товарищи, Родина – мать!
Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся геройская рать,
Пощады никто не желает.
Навечно в историю батального искусства вошли полотна художника Кривоносого. Среди них: « Комиссар крепости», «Защитники Брестской крепости». Эти картины стали героическим гимном тем, кто умирал, но не сдавался.
Гневом и ненавистью к врагам дышат картины Дейнеки. Суровый, тревожный образ безлюдной окраины города создал художник в картине
« На окраинах Москвы».
Фашисты у стен Москвы!
Нет, не войдут они в неё!
Бойцы стремительно и гордо
Шли в смертный бой, не пряча головы,
Отбрасывая танковые орды
От Родины, от сердца, от Москвы.
(Песня о Москве военных лет-по выбору учителя и обучающихся)
И сейчас недалеко от аэропорта Шереметьево стоит на развилке двух дорог единственное зенитное орудие, уцелевшее в том бою, осенью 41-го. Когда живым остался только один артиллерист, из соседнего дома к нему подползла женщина, оставившая в подвале четверых малых детей, и стала подносить снаряды.
Битва под Москвой в декабре 1941 года – первое, победоносное сражение Великой Отечественной Войны. В это время была написана одна из популярных и доныне песен – «Дорогая моя столица».
Автор её текста поэт М.Лисянский жил в Ярославле, откуда и ушёл на фронт. Он передал стихи в редакцию журнала «Новый мир». Прочитав их, композитор И. Дунаевский прямо на полях журнальной страницы сделал нотную запись мелодии. Молодой поэт, находясь на Калининском фронте, вдруг услышал по радио песню:
(Звучит запись песни «Дорогая моя столица»)
Об одной из наиболее трагических глав истории Отечественной Войны повествует картина Дейнеки «Оборона Севастополя»…
Море…Черное море… Воображение рисует нам ласковую воду, залитые Солнцем пляжи, смеющихся людей.
Ты помнишь, море, подвиги своих защитников-моряков? Они так любили тебя, синее-синее Черное море, что перед боем снимали каски и надевали родные бескозырки, скидывали бушлаты и в полосатых тельняшках шли на врага. И тогда не было силы, которая могла бы их остановить. Казалось, само море, разбушевавшееся и грозное, движется на врага, сметая всё на своем пути. «Полосатые дьяволы» - называли их фашисты.
(Дети исполняет песню «Прощайте, скалистые горы». Стихи Н.Букина, музыка Е.Жарковского.) Вот что пишет фашистский офицер Густав Гольц в своем дневнике: « Какая дикая, какая некультурная страна! Народ упрямый, невоспитанный. Сколько его ни стреляй, он не покоряется, не становится на колени.»(Девочки поют частушки:)Тебя, Волга, мать родная,
Хочет Гитлер осквернить.
Но фашистскому солдату
Из тебя воды не пить.
Немцы лезли в Ленинград
И в Москву, чтоб на парад,
Не прорвались их ряды
Ни туды и ни сюды.
Ходит Гитлер по Берлину
Возле дома своего,
Поморгает Риббентропу
И не скажет ничего.
Удивительный вопрос,
Отморозил немец нос,
А без носа- то куды?
Ни туды и ни сюды.
Отступает генерал,
Френч и брюки потерял,
И не скрыться от беды
И ни туды и ни сюды.
Не покорились и дети. Вместе со взрослыми сражались мальчишки – сыновья полков и юнги.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отставать, не отступать и побеждать.
Тянули связь военные мальчишки,
Катили в бой на танковой броне,
Валились с ног в минуты передышки
И в час ночной
Неслись домой в коротком сне.
Жила в сердцах их взрослая отвага.
В 12 лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага
Сыны полков своей страны
Тысячи жизней юных героев
Оборвала вражеская пуля,
Но не поколебала вера
Над фашистской гадиной.
Верили в победу и маленькие граждане блокадного Ленинграда. У многих детей не стало в те дни дома, семьи.
Бывшая воспитательница детского сада Л. Метлина вспоминает: «Под Новый Год воспитатели посадили нас клеить гирлянды, игрушки. На каждый стол дали плошечку клея. Только отвернулись – а плошечки до дна вылизаны…»
Это были маленькие старички, замкнутые, неподвижные. Они могли сутками молчать, часами сидеть у печки. Они не хотели гулять, не хотели двигаться. Их надо было вывести из состояния апатии. Во что бы то ни стало вывести. Иначе смерть.
Что, кроме тепла, заботы, можно было противопоставить голоду, холоду, страху? Искусство, творчество помогало спасать детей.
Значительная часть жизни проходила в бомбоубежищах. Там занималась детьми при свете керосиновой лампы, коптилки, а то и при свете лучины.
Воспитатели разучивали с ребятами песни, устраивали новогоднюю елку и очень много внимания уделяли рисованию. Когда рисунок был закончен, у ребенка спрашивали: «Что ты нарисовал?» И бережно записывали ответ. Эти записи драгоценны. Благодаря им мы еще ярче можем представить себе образ маленького ленинградца военных лет. Дети одухотворяют силы природы, зовут на помощь ветер, дождь, зверей, птиц. Всё должно ополчиться против врага.
…Юра спрашивает: «Бабочки за нас или за немцев? А птицы за кого?» И сам отвечает: «За нас!»
Толя Качалов придумал сказку «Красный петух», в которой фашист «награбил» петуха и так его «вызверил», что тот на всех бросался. Но однажды в темноте петух не узнал собственного хозяина и выклевал фашисту глаза.
- А Гитлер кто, человек?
- Да.
- А я думала, он не человек.
- А кто же?
- А я не знаю, кто…
- Алик убеждает:
-Что ты, Федя, всё: наши отступают, наши отступают. Это неправда. Наши никогда не отступают. По радио говорят нарочно, а враги глупые – думают, правда, и зря радуются, но это военная тайна.
Над листком бумаги с карандашом в руке они мечтали, верили, вершили суд над злым врагом и побеждали. Рисунки и стихи посылали бойцам. Когда приходил ответ, восторгу детей не было конца. Вот отрывок из письма с фронта:
«Все наши гвардейцы сердечно благодарят вас и дают клятву бить фашистское зверьё до полного уничтожения…»
Сквозь пот и кровь, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарный, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат.
И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила ему война.
Душа народа полнее всего отражается в песне, а особенно любимы им лирические песни. Сейчас прозвучат самые популярные из них в годы военной поры.
(Дети исполняет 1 куплет и припев песен«В землянке» (слова Суркова, музыка Листова)
«В лесу прифронтовом» (слова Исаковского, музыка Блантера)
«Синий платочек» (слова Галицкого, музыка Петербургского)
«Катюша»
Ребята и гости во время исполнения попурри танцуют вальс.
Ведущий 1.
До сих пор в мире вспыхивает региональные и гражданские войны, мы не хотим третьей мировой.
Ведущий 2.
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: «Нет войне!»
Мне нужен сын не мертвый, а живой.
Ведущий 1.
Всем детям планеты
Хочется мира:
Детям Донбасса и детям Сирии,
Детям Египта и детям России…
Пусть вместо плача слышится смех.
Солнца и радости хватит на всех.
В заключительной части программы все присутствующие поют песню «День Победы»
Литература:
Великая Отечественная война в фотографиях и фотодокументах. –М.: Планета, 1978;
Песни военных лет. – М.: Просвещение, 1974;
Произведения о Великой Отечественной войне на уроках и во внеклассной работе: Сост. Е.П. Пронина.– М: Просвещение, 1985;
Рисуют дети блокады. Л.: 1975;
Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энцикл., 1985.