Открытый урок русского языка по программе Перспективная начальная школа. 3-й класс. Тема: Устное сочинение. Работа с картиной Валентина Серова Портрет Мики Морозова


Открытый урок русского языка
по программе "Перспективная начальная школа". 3-й класс.
Тема: "Устное сочинение. Работа с картиной Валентина Серова "Портрет Мики Морозова"
Цель: Продолжить работу с таким жанром живописи, как портрет.
Задачи:
1. Обучающие:
Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием и переходить к обобщению на основе выявленных деталей.
Учить использовать план для устного рассказа по картине.
Формировать умение выстраивать логику устного описания живописного портрета.
Учить использовать биографические сведения о герое картины.
2. Развивающие:
Совершенствовать умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи.
Формировать исследовательский интерес к живописному произведению.
Развивать у учащихся память, внимание, абстрактное мышление, воображение.
Развивать умение работать с картинами и дополнительной литературой.
Развитие эстетического вкуса детей через знакомство с приемами живописи.
3. Воспитывающие:
Привлекать личный социальный опыт ребенка для обострения восприятия живописного образа.
Формировать коммуникативные навыки, продолжить работу над умением вести диалог.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: интегрированный, литературное чтение, музыка и живопись.
Оборудование:
Учитель: ПК, (картина Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”; портрет Михаила Морозова и Петра Чайковского; произведения из “Детского альбома” Петра Чайковского); телевизор; учебник М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская “Русский язык”, 3 класс; словари.
Ученики: карточки с заданиями; канцелярские лупы; словари; учебник литературного чтения (Н.А. Чуракова) и русского языка (М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская) УМК: “Перспективная начальная школа”
Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите внимательно на меня, сядьте ровно. Мысленно скажите себе: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.
II. Сообщение темы урока.
Ребята, найдите в “Музейном Доме” “Портрет Мики Морозова”, посмотрите внимательно и попробуйте определить, о чем мы будем сегодня говорить.
Тема нашего урока: Работа по картине: Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”.
Давайте попробуем определить, чему мы научимся сегодня на уроке, работая с этой картиной. (Цели учащихся).
Вспомните, на какие группы делятся картины? (Натюрморт, пейзаж, портрет).
А что такое натюрморт?
Докажите верность своего высказывания.
Что в этом нам поможем? (Словарь.)
А какой это должен быть словарь? (Толковый словарь; Профессиональный словарь; Словарь иностранных слов.)
Поработайте со словарями, найдите определения нужных слов. (Дети вспоминают правила работы со словарем, ищут и читают определения.)
А что такое пейзаж?
Докажите, верность и этого высказывания.
А что такое портрет?
Докажите.
А все-таки почему картины разделили на эти группы?
Значит, сегодня мы будем говорить о… (портрете).
Докажите, что у нас портрет, а не пейзаж и не натюрморт.
III. Основная часть.
Давайте еще раз вспомним, кто автор нашей картины и как она называется? (Картина Валентина Серова “Портрет Мики Морозова”.)
Сейчас мы будем работать с этой картиной. Для этого откройте учебник на странице № 46. Вы работаете группами, и свои ответы фиксируете на листочках.
Давайте вспомним правила работы в группах. (Обсуждение детей.)
Как ты думаешь, что это за имя – Мика?(Уменьшительно-ласкательное имя мальчика – Миша.)
Подходит ли оно мальчику?Да, мальчик еще мал, ему подходит такое домашнее имя.
Сколько, на твой взгляд, ему лет?(От 4 до 6.)
Какие детали на картине помогли тебе определить возраст мальчика? Обратите внимание на кресло, где сидит мальчик? На подушки, которые его окружают. По сравнению с большим креслом мальчик маленький, само кресло покрыто цветастыми подушками, чтобы ребенку было удобнее; у мальчика полуоткрыт рот, что выдает его детскую непосредственность.
Художник писал Мику утром? Днем? Вечером? Можно ли по внешним деталям (по одежде, прическе ребенка) сделать вывод о времени суток?
(Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден: это может быть и ранним утром, и перед сном).
Попробуйте мысленно “оживить” образ мальчика. Как вам кажется, Мика долго сможет просидеть на одном месте? Или создается впечатление, будто он в любой момент готов спрыгнуть, куда-то побежать? (Мальчик сидит в кресле на краешке, таким образом, кажется, будто он может в любой момент спрыгнуть).
Что можно сказать о характере мальчика, если судить по его позе, по его внешнему виду: он резвый или спокойный? Ног мальчика не видно. Как ты думаешь, Мика босой? В тапочках? В носочках? Что больше соответствует его образу? Есть живость уже в самой позе, в том, как растрепаны его волосы? (Мика, скорее всего, босой. Он торопится куда-то бежать). Что можно сказать о характере мальчика? (выражение лица). Он кажется вам бойким и смышленым или тихим и нерешительным? Он любознательный и впечатлительный? Или он не знает чем себя занять?(Судя по выражению лица, Мика бойкий и смышленый мальчик. Глаза горят, рот полуоткрыт, на щеках румянец. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме, любознательности.) Как вы думаете, если Мике читать сказку, он будет внимательно ее слушать или нет? Мика способен сосредоточенно слушать, или он непоседливый ребенок, которому интереснее бегать и резвиться?(Он умеет воображать и слушать.)
Ребята, о том, что мы не ошиблись в своих суждениях, говорит фотография и рисунок художника в нашем учебнике на странице №48, где уже изображен взрослый Мика. Это уже Михаил Морозов. Он стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета.
Итак, о чем же нам может рассказать портрет? (Портретное описание может рассказать о внешности, возрасте, характере и переживаниях человека.)
Ребята, помните ли вы себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на кого-то из вас в раннем детстве или нет?
(Да, похож. Я не помню.
А я был тихий и спокойный.) Скажите, пожалуйста, при помощи чего художники передают нам свои переживания, мысли и красоту окружающего мира и людей? (Холста и красок).
А мы давайте попробуем изобразить при помощи разных движений, мимики и жестов следующие ситуации.
IV. Физкультминутка “Мимика и жесты”.
“Летит муха”. Какой жест? Покажите, как работает рука. Какое выражение лица при этом?
“Нам очень жарко”. (Рука спокойно обмахивает лицо.)
“Вижу вдалеке подругу. Зову ее”. (Широкий взмах руки к себе.)
“Снег хлопьями повалил”. (Рука слегка прикрывает лицо.)
“Град пошел”. (Присели, руки на голову.)
“На конфетку!” (Рука вперед, ладонь раскрыта, радость.)
“На горькое лекарство!” (Лицо недовольное, рука от себя.)
“Полощем в тазике платочек”. (Рука двигается легко, свободно.)
“Толкаем тяжелую коробку”. (Рука от себя с усилием, резко.)
А сейчас выполните мою просьбу, с которой я обращусь к вам, используя жесты и мимику.
Учитель поднимает обе руки ладонями вверх. Дети встают. Учитель опускает руки. Дети садятся.
V. Прослушивание музыкальных произведений.
Смотрите: вы без слов, только по жестам и мимике поняли меня. Значит, можно общаться без слов?
Описать характер человека, его переживания, возраст, может не только художник, но и…? (Мнения детей.)
Как вы думаете, мог ли композитор написать музыкальный портрет Мики Морозова? Как, при помощи чего? (Музыкальных инструментов и нот.)
Давайте послушаем два музыкальных произведения Петра Ильича Чайковского.
И вы постараетесь определить, какое из них соответствует к портрету Мики Морозова. (Прослушивание “Игра в лошадки” и “Мама” из Детского альбома Петра Ильича Чайковского.)
Почему вы так решили?
А второе произведение можно считать музыкальны изображением Мики?
А если вспомнить, кем он стал, его характер. (Вторая мелодия подойдёт к образу Михаила Морозова.) Докажите.
VI. Итог урока.
Итак, на данном уроке мы достигли поставленных целей?
А что нового вы узнали?
Сегодня вы очень хорошо работали!!! Спасибо, молодцы!!!
VII. Домашнее задание.
Принести свою фотографию, где вы такого же возраста, как Мики, а мы по вашим фотопортретам попробуем рассказать о вас.