Конспект урока музыки в 1 классе на тему Здравствуй ,масленица

Конспект урока
Студентка 3 б группы ОГБПОУ Сарсеванидзе Татьяна Класс: 2
Предмет: Музыка
Тема: Русская масленица
Цель: формирование и развитие представлений учащихся о музыке народных календарных праздников и песнях. Развитие у учащихся потребностей в творческом самовыражении и самореализации при подготовке и проведении праздников народного календаря.
Планируемые результаты:
-личностные: учащиеся научатся понимать значение музыки в жизни общества, человека;
-предметные: учащиеся получат возможность выполнять действия творческого характера;
-метапредметные:
Познавательные УУД: учащиеся получат возможность овладевать первичными умениями анализа музыкальных сочинений
Регулятивные УУД: учащиеся научатся планировать собственные действия в процессе исполнения музыки
Коммуникативные УУД: учащиеся получат возможность строить речевое высказывание в устной и письменной форме («эмоциональный словарь»);
План урока 1 Организационно - мотивационный этап 11 Деятельностно–операционный этап - Хоровое пение Детская песня на масленицу «Блинчики хорошие» - Слушание музыки
П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» (видео) - Музыкально – ритмические движения Песня «Разрумяными блинами» - Творчество
Н.А. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка» Сцена проводов масленицы (видео мультфильм) - Игра на детских музыкальных инструментах Масленичная песня «Мы блины давно не ели» 111 Итогово-рефлексивный этап

Ход урока

Разделы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Анализ.

Организационно-мотивационный этап


Мотивация






















Целеполагание
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Васильевна, сегодня урок музыки проведу у вас я.
Ребята, сейчас я включу вам песню. Вы ее прослушаете и скажите, какая эта песня и кто ее сочинил.
Включаю песню.
Итак, ребята. Какая эта песня? А кто ее сочинил? Композитор или народ?
Где чаще исполняют русские народные песни? 
Нас скоро ожидает праздник, а вот какой - отгадайте мою  загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
И тема нашего урока называется  «Русская масленица».
Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем?
Цель нашего урока – познакомиться с историей  и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные и творческие  способности.
А кто из вас бывал на таком народном гулянье,  знает, что же это за праздник Масленица?
Почему этот праздник получил такое название?
Чем блины хозяйки смазывают?
Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
Кого ж надо было задобрить?
Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.








Слушают песню

Русская народная песня
Народ

На праздниках, гуляньях, на посиделках






Масленица

Предположения учащихся










От традиции печь блины

Маслом


зиму




Познавательные УУД























Коммуникативные УУД


















Деятельностно-операционный этап

1.
Вводная беседа



























Хоровое пение
Детская песня на масленицу «Блинчики хорошие»
Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя.  Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней
 А кто их придумывал?
Как эти песни дошли до нашего времени?
Все дни  масленой недели имеют свои названия:
: Понедельник -  наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье -  устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
 В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?
Да, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили
 Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
 Давайте вместе встретим масленицу песней, которую вы все знаете. Называется «Блинчики хорошие».
Какая эта песня по настроению? Какой же песней мы выразили понедельник?















Народ
Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение







Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу.



Исполняют песню

Отвечают на вопросы
Познавательные УУД





























Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД

2.












Слушание музыки П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» (видео)
Второй день Масленицы – заигрыш беспечный, вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
А в какие игры играют на Масленицу?
Есть еще много интересных занятий на масленицу. А вот каких, вы сейчас мне скажете, просмотрев видео П.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Слушаем внимательно и музыку, какая она по настроению и по звучанию.
Итак, ребята, скажите , какую по настроению музыку вы прослушали?
А чем же занимаются на масленице? Что вы увидели?







Катаются с горок, бой с мешками, кулачные бои





Слушают музыку



Отвечают на вопросы




3.

















Музыкально – ритмические движения
Песня «Разрумяными блинами»
Вот среда подходит «Лакомкой зовется»
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Какое главное угощение на празднике?
На что блины похожи?
Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца,  Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.
Ребята, теперь давайте встанем на музыкально – ритмические движения под песню «Разрумяными блинами».








Блины
На солнце










Выполняют движения




4






















Игра на музыкальных инструментах
Детская песня «Мы блинов давно не ели»














Творчество Н.А. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка» Сцена проводов масленицы (видео мультфильм)
   Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ». Проходит Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
Посмотрите на картину русского художника  Бориса Кустодиева  Что вы видите, какой праздник  здесь изображен?
 Какие приметы праздника вы  видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
Внимательно приглядитесь, какую музыку можно  услышать вглядываясь в  эту картину?
Да, Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
Сейчас вы прослушаете песню «Мы блинов давно не ели» и скажете, какие музыкальные инструменты звучат в этой песне и какие они по звучанию.
Какие же инструменты вы услышали? А какие они по звучанию?
Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней прощались.
 Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? 
Для чего сжигали?
В последний день  праздника люди просили друг у друга прощения.
А кто знает как называют в народе этот день?
Ребята, давайте просмотрим оперу Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка» Сцена проводов масленицы, и вы мне скажете, как же прощаются с масленицей, и какая музыка звучит по настроению.
Какая же музыка по настроению?
А как прощаются с масленицей?



















Отвечают на вопросы








Слушают песню


Отвечают на вопросы по прослушанной песне



Высказывают свои предположения





Смотрят видео

Отвечают на вопросы







5.





Оценочно-рефлексивный этап


Рефлексия
Ребята, наш урок подошел к концу.
Какая тема урока сегодня была?
Что нового вы сегодня узнали?
Мне понравилось с вами работать. Вы все молодцы, показали все свои музыкальные способности.
На этом урок окончен.




15