Урок музыки во 2-м классе по теме: «Проводы зимы, встреча весны». Цели урока: Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица. Развивающая: развивать умение исполнять народн
МБОУ СОШ № 30 Города Южно-Сахалинска
Урок разработала:
Шимко Елена Ивановна- педагог высшей квалификационно категории
Урок музыки во 2-м классе по теме:
«Проводы зимы, встреча весны».
Цели урока:
Обучающая: знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.
Развивающая: развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.
Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: презентация.
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.
Ход урока.
1.Организационный этап.
2.Объяснение нового материала.
Слайд №1
Вот и наступило время, когда зима сходится с весной.
В деревнях и городах России устраивали проводы зимы – праздновали веселую и широкую Масленицу.
Запись в тетрадь темы урока.
- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике?
- Как и когда празднуют масленицу?
Слайд №2
Масленица - древний славянский праздник. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. А главным угощением были -?
Правильно – блины.
Они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.
Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.
Слайд №3
И не зря в народе говорили:
«Без блина не Маслена, без пирога не именинник».
«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
«На горках покататься, в блинах поваляться»,
«Не житье, а масляница»,
«Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить»,
«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,
«Масленица объедуха, деньги приберуха».
- Как вы понимаете эти поговорки?
- О чем они нам говорят, рассказывают?
Слайд №4
В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста.
В деревнях катались на санках, ходили на ходулях.
И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели - горелки.
3. Физкультминутка.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.Все хором.Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо,Птички летят,Колокольчики звенят!Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Слайд №5
- А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
Катание с гор
Бой мешками
Ледяной столб
Снежный тир
Кулачные бои
Перетягивание каната
Жмурки
Слайд №6
И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы. Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.
- Как вы думаете, зачем его сжигали?
Слайд №7(видео запускается по щелчку по середине черного экрана)
А еще на Масленицу пели веселые песни. Одну из которых мы сейчас послушаем.
4. Слушание и анализ - обсуждение музыкального произведения.
Звучит народная песня «Масленица», в исполнение дуэта.
- Сколько человек исполняет эту песню?
- О чем поется в песне?
- Какая музыка по характеру?
- Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?
Слайд №8
5. Разучивание песни.
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
дикцию (четкое произношение текста)
характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)
возможно добавление хлопков народных деревянных инструментов (трещетки, ложки, свистульки).
6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.
- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились? Масленица.
- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).
- Как праздновали Масленицу?
- В какие игры играли?
- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
7. Домашнее задание. Слайд №9
Нарисовать иллюстрацию к песне «Масленица».
Записать в тетрадь, понравившуюся поговорку.
Список используемых источников:
УМК «Музыка» 2 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, Просвещение, 2004.
Материалы официального сайта Анастасии Смирновой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , выложенные в открытом доступе
материалы сайта EVA.RU [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , находящиеся в открытом доступе
Материалы сайта «школа Синергия». Создатели проекта: Миронова Ирина (школа №494) Миронова С.Ю. Миронов А.М.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Новый рисунок (24)Новый рисунок (26)Новый рисунок (30)Новый рисунок (31)