Урок — экскурсия «Мой дом — моя Отчизна»
Экскурсия "Мой дом - моя Отчизна"
Тема экскурсии актуальна в связи с тем, что на сегодняшний день, изучению истории в школе отводится минимальное количество времени, а это в свою очередь приводит к тому, что учитель вынужден ограничивать время на изучение истории родного края. Как правило, на уроках все, что касается краеведения, сводится к обобщенной информации по наиболее важным историческим событиям. Следствием такого положения является отсутсвие у школьников знаний по истории того населенного пункта, в котором они проживают. выходом из сложившейся ситуации является проведение внеклассных мероприятий по краеведению, в т. ч. и экскурсий.
Целями экскурсии являются:
1. воспитание патриотизма. любви к Родине;
2. расширение кругозора, получение новых знаний;
3. повышение познавательного интереса к предмету.
Задачи:
1. восстановить некоторые события истории поселка;
2. локализовать исторические места;
3. составить лаконичное описание исторического периода;
4. написание творческой работы по теме экскурсии
Предмет экскурсии: история п. Красногвардейский
Объект экскурсии: здания и сооружения, построенные в 18 - 19 вв.
Методические приемы:
реконструкция событий
локализация исторических мест
демонстрация и анализ объектов
сюжетный рассказ, лаконичное описание, комментирование
Принцип проведения экскурсии: хронологический
Возможно значимые проблемы:
1. Связана ли история моей семьи, моего дома с историей поселка?
2. Какой вклад внесла мои предки в и поселка?
Библиография темы:
1. История Урала с древнейших времен и до наших дней / Под ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. - Е.: ИД "сократ". 2003
2. Г.К. Кулагина "История родного края" - С. : Сред. Крал. кн. изд. - во, 1993 г.
3. Материалы Красногвардейского краеведческого музея
Маршрут экскурсии :
МБОУ СОШ № 14 - ул. Нагорная - ул. Анчутина (Замятинский ключ) - ул. Панова (усадьба купца Замятина) - дом священника - дом дьякона - ул. Дзержинского - МБОУ СОШ № 14
План экскурсии:
Вводная беседа (в здании школы)
Начало экскурсии : ул. Усиевича (школа) - ул. нагорная - ул. Анчутина. Сюжетный рассказ "Первые улицы Ирбитского железоделательного завода"
Продолжение движения: ул. Панова (Торговая)- демонстрация и анализ объектов (Замятинский ключ, усадьба Замятина, ул. торговая, Базарная площадь). Сюжетный расказ "Строительство железоделательного чугунолитейного завода 1776".
Продолжение движения - ул. Панова - ул. Дзержинского: демонстрация и показ объектов (дом священника, дом дьякона), реконструкция событий. Рассказ "Строительство православной церкви"
Заключительный этап движения: ул. Дзержинского - ул. Усиевича (школа): локализация исторических объектов 9определение зданий 18 - 19 вв). сюжетный рассказ "расширение поселка"
Заключительный этап: проведение беседы в здании школы на тему экскурсии
Закрепление. Творческое домашнее задание
Продолжительность экскурсии: 1 час 35 минут
Ход экскурсии:
1. Вводная беседа:
- Если вам придется проезжать по железной дороге Свердловск - Ирбит Тавда, то на 141 километре от Екатеринбурге, встретите станцию с оригинальным названием Талый Ключ. рядом с которой и расположен Красногвардейский крановый завод , родившийся из Ирбитского железоделательного завода. Первоначально станция называлась Боярка, по названию старинной деревни, расположенной неподалеку, но затем было решено сменить название ...
-Это одна из историй нашего поселка. Сегодня мы совершим экскурсию, тема которой "Мой дом - моя Отчизна", маршрутные листы у вас на руках. давайте посмотрим. Ознакомились? Тогда в путь!
2. Сюжетный рассказ
- Поселок при Ирбитском заводе существует с 1776 года. одновременно с постройкой завода начался и поселок. работные люди, привезенные Саввой Яковлевым с его заводов первоначально заселили Гору - ул. Анчутина , ул. Нагорную, конец ул. Ломоносова. Именное на этих улицах мы с вами сейчас и находимся. как вы думаете, сохранились ли дома с тех давних пор? давайте будем внимательны!
- Село было приписано к Шмаковской волости, где была православная церковь. но среди жителей было много кержаков (староверов), которые в церковь не ходили, православных священников не принимали. Дома их отличались от других домов. Как вы думаете, какой из домов на этой улице похожи под описание? назовите несколько отличительных черт.
3. - А вот родник, который сегодня называют Поселковым, но у него есть и другое название - Замятинский. Так его называли наши предки, по имени усадьбы купца. расположенной неподалеку. Как вы думаете, сохранилась ли она сегодня? Где она?
- Молодцы, правильно! Здание Администрации поселка - усадьба купца Замятина. Давайте зайдем и посмотрим, что сохранилось внутри с тех далеких времен!
- А сейчас мы стоим на улице, которая является главной в поселке. Как она называется? ... (Панова). так вот, ребята, в прошлом эта улица носила название Торговой, а площадь на ней - Базарной. А почему именно эта улица главная? ...
- Верно, на ней расположен завод. О его истории мы узнаем из нашей следующей экскурсии. А сейчас отправимся дальше.
- Какое здание, на ваш взгляд старинное?
4. - Правильно! Здание Сбербанка и этот деревянный дом. по каким признакам вы отнесли их к постройкам 19 века?...
- Молодцы! Это дом священника и дом дьякона. Что должно располагаться рядом с ними?... правильно, церковь. но мы не видим ни одного здания, которые хотя бы отдаленно напоминали ее. Почему?... Да ребята, в 1932 г церковь была разрушена. память о ней - эти прекрасные фотографии и воспоминания людей.
5. Отправимся дальше. сейчас мы идем по улицам, выделенным по плану 1850 года для дальнейшего расширения поселка. Как видите. улицы совершенно изменили свой облик, а значит ценный краеведческий материал утрачен, хотя некоторые дома сохранены. Вот эта улица по плану - Задняя, почему?... Дальше жилищных застроек не было, а только рабочие мастерские.
- а вот, мы и подходим к школе. Что же было на этом месте в 19 веке? ... (Поля)
6. Заключительная беседа.
- вот и закончилась наша экскурсия, в ходе которой мы не только провели исследование, но и обнаружили много тайн, требующих раскрытия. Мы продолжим нашу работу?... какие впечатления у вас от экскурсии? ...
7. Домашняя работа - написать сочинение на тему экскурсии. о чем писать? Можете о нашем мероприятии, можете о поселке, а можете о своем собственном доме, какая у него история?
До свидание! Спасибо за внимание
-