Статья Влияние подвижных игр на уроках физической культуры на развитие учащихся
Влияние подвижных игр на уроках физической культуры на развитие учащихся.
Конюшина Татьяна Викторовна, учитель физической культуры
МАОУ "Уватская средняя общеобразовательная школа"
Уватского муниципального района
Приходя в школу в первый класс, ребенок попадает в новый, еще не сложившийся коллектив. В большей степени слаженности коллектива способствует классный руководитель, но и учителя-предметники не должны забывать об этой важной функции. На своих уроках физической культуры я активно использую подвижные игры. Благодаря подвижным играм дети становятся раскованнее, раскрепощаются, взаимодействуют друг с другом, получают психоэмоциональную разгрузку, развивают физические качества.
Подвижные игры имеют множество направленностей: игры, где есть водящий, командные игры, игры с предметами, игры на эрудицию, съедобное-несъедобное и множество других. В большом многообразии игр дети используют не только спортивные умения и навыки, но и логическое мышление, умение думать. Они отлично подходят для развития ребенка, особенно для младших школьников, когда формируются и развиваются все физические качества.
В игре ребенок лучше понимает и использует задания, которые ему нужно выполнить. Стоит различать уровень физического развития детей и группу здоровья. По данным Министерства здравоохранения, лишь 5-10 % школьников приходят в школу с диагнозом «здоров», остальные 90% школьников имеют отклонения в здоровье. Поэтому не стоит часто использовать подвижные игры, направленные на физическое развитие детей, нужно охватывать каждого ребенка, даже если он имеет отклонения в здоровье.
В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»). Для детей, имеющим противопоказания к занятиям физкультурой, отлично подойдут игры с малой степенью подвижности.Применять подвижные игры можно в любой части урока, будь то разминка или основная часть, и к любому разделу программы физической культуры: легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка. При использовании подвижных игр на уроках физкультуры, хорошо применимо музыкальное сопровождение, так как музыка ярко проявляет чувство радости у детей.
Например, в игре «Затейники» развивается выразительность движений, чтобы дети чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием. Для этого используются словесные образы-подсказки:
«Улыбнись как: кот на солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо».
«Рассердись как: ребенок у которого отняли мороженое; как человек, которого ударили».
«Испугайся как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок на которого лает собака».
При использовании подвижных игр на уроках физкультуры хорошо проявляется мотивация к занятиям физкультурой, дети с радостью приходят на урок, делятся своими впечатлениями о прошлом уроке, с интересом спрашивают, какие игры будут сегодня. Изучая подвижные игры на уроке, дети также используют их и вне школы с друзьями, а значит, физически и умственно развивают себя самостоятельно.
После урока физкультуры с применением подвижных игр дети заметно раскрепощены, психоэмоционально разгружены, с поднятой работоспособностью для дальнейшего продолжения дня. По результатам контрольного тестирования по физическому развитию, хорошо просматривается положительная динамика, в том числе благодаря использованию подвижных игр на уроках физической культуры.