Справка по результатам проведения ДРК Здоровьесбережение участников образовательного процесса


Справка по результатам проведения
дня ДРК по проблеме
«Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе»
Цель: выявить состояние и уровень комфортности ученика и учителя в развивающейся школе.
Задачи:
1. Определить состояние комфортности ученика в школе.
2. Выявить положительные и отрицательные тенденции в создании комфортной среды.
Сроки: 23 декабря 2014 года
Объект исследования: система УВП.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие создание комфортности и препятствующие этому.
Методы проведения исследования: анкетирование, собеседования с учащимися и учителями.
План проведения дня ДРК
Комплектование рабочей группы и инструктаж участников.
Составление участниками программы микроисследований.
Определение сроков проведения и уровня выхода информации.
Анализ материалов, выявление тенденций.
5. Обработка результатов диагностики (составление схем, диаграмм, таблиц).
Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт в школе и на уроке. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В развивающей системе обучения, и в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.
С целью изучения комфортности в школе в день ДРК были проведены микроисследования:
1.Методика определения уровня беспокойства – тревоги (Ж. Тейлор)
2.Анкета учащегося 5 класса « изучение степени комфортности ребёнка» - А.И. Иванова
3. Методика Лускановой - Цветотерапия
4. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» для учителей
5.Самооценка профессиональной деятельности учителя
В анкетировании приняли участие 139 учащиеся. Из них: учащихся начальной школы (выборочно) – 30 человек; 5-х классов – 43 человека; 8-х классов – 40 человек; учащихся 10 –х классов 25 человек. Кроме этого 17 человек педагогического состава.
Результаты микроисследований.
1.Методика определения уровня беспокойства – тревоги (Ж. Тейлор)
Анкетировались учащиеся 8 и 10-х классов – 65 человек.
Уровень беспокойства-тревоги — это целый комплекс различных особенностей человека, который влияет на его деятельность. Это и нарушения вегетативных функций, и нарушения деятельности, когда человек как бы теряет возможность осуществить свои планы и намерения осмысленно и целенаправленно.
45-50 баллов – очень высокий уровень тревожности;
40-46 баллов – высокий уровень тревожности;
25-39 баллов – средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому);
10-24 баллов – средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому);
0-9 баллов – низкий уровень тревожности.
Сравнительный уровень беспокойства-тревоги в 8 классах.

1-очень высокий 2- высокий 3- средний 4- средний 5 низкий
(высокий) (низкий)
Результаты анкетирования 8-х классов %:
Уровни 8-а 8-б
Очень высокий уровень тревожности
9,5% 0%
Высокий уровень тревожности
14,2% 21%
Средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому) 43,3% 28,5%
Средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому)
33% 52,3%
Низкий уровень тревожности. 0% 15,7%
В сравнительной таблице видно, что в 8-а преобладает высокий тип беспокойства-тревоги, в 8-б напротив низкий преобладает над высоким типом.
Сравнительный уровень беспокойства-тревоги в 10 классах.

1-очень высокий 2- высокий 3- средний 4- средний 5 низкий
(высокий) (низкий)
Результаты анкетирования 10-х классов %:
Уровни 10 -а 10 -б
Очень высокий уровень тревожности
6,6% 0%
Высокий уровень тревожности
13,25 0%
Средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому) 46,6% 40%
Средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому)
33,3% 30%
Низкий уровень тревожности. 0% 30%
Сравнительный анализ диаграммы позволяет сделать вывод, учащиеся 10-б класса имеют тенденцию к низкому уровню беспокойства – тревоги, что в данной ситуации можно расценить как безразличное отношение к школе и к себе лично.
2.Анкета учащегося 5 класса « изучение степени комфортности ребёнка» - А.И. Иванова
Приняли участие 43 ученика.
В анкете присутствовало 5 вопросов, которые направлены на выявление позитивного отношения к школе, негативных влияний на ребенка, выяснялось, желает ли ребенок вновь обучаться в 4 классе.
В 5-а классе из 19 человек 7 человек ответили, что хотели бы вновь учиться в 4 классе, т.к. там проще, одна учительница, меньше задают уроков – 36,8%.
3 человек ответили, что им не нравиться наша школа, особенно питание в столовой – 15,7%.
63,25 учащихся 5-а класса все устраивает, школа нравиться.
В 5-б классе только 3 ученика ответили, что им не нравиться учиться в 5 классе, что составляет 12,5%. Остальные 87,5% считают, что в школе у нас хорошо, комфортно, умные и добрые учителя.
На вопрос: почему не хотите вернуться в 4 класс - ответили:
Необходимо расти, развиваться
Дальше нужно учиться, чтобы поступить в институт
Хотим стремиться вперед
Нет необходимости повторять, то, что уже выучил
На вопрос: почему хочешь вернуться в 4 класс- ответили:
Хотим повторить выпускной
Меньше задавали уроков
Там была одна любимая учительница
Хорошо оставаться маленькими.

Из анализа анкет в 5 – ых классах, очевидно, что учащиеся 5-б класса более зрелые психологически, замотивированы на достижение целей, учащиеся 5-а класса – инфантильны, со слабо развитой учебной мотивацией.
На вопрос: что бы вы хотели пожелать школе- ответили: нужно, чтобы ноутбуки были у всех учеников, побольше интерактивных досок, чтобы работал буфет.
3. Методика Лускановой - Цветотерапия
Выборочно в начальной школе было предложено 30 учащимся выбрать с каким настроением они пришли в школу, и с каким собираются выходить.
Из 30 опрашиваемых, только 3 пришли с плохим настроением – 10%, остальные распределились следующим образом:
Радостное – 4 человека – 13,3%
Хорошее – 13 человек – 43,3%
Спокойное - 6 человек – 20%
С настроением – «никакое» - 4 человека – 13,3%
По выходу из школы детям вновь предложены цветовые фишки. Выбор распределился следующим образом:
Радостное – 9 человек – 30%
Хорошее – 13 человек – 43,3%
Спокойное – 7 человек – 23,3%
С настроением – «никакое» - 2 человека – 6,6%
С плохим настроением - 0%.
Таким образом, можно сделать вывод, что нахождение в школе благоприятно сказывается на обучающихся начальной школы. За период нахождения негативное поведение перешло в другое состояние. Так как опрос анонимный, к сожалению невозможно сказать у кого какое преобладало до и после уроков, только количественный показатель. Анализ опроса начальной школы позволил сделать вывод, что настроение обучающихся повысилось на 13,6%.
4. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» для учителей
В анкетах необходимо выбрать один из вариантов ответов, в соответствии с тем, как думает учитель. Вопросы касались психологической защищенности, удовлетворенностью работой, как влияет работа в школе на личностное развитие учителей.
Результаты ответов:
Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?
Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет
58,8% 11,7% 0 11,7% 17,6%
Цифра «0» характеризует работу, которая очень не нравится, «9» - работу, которая очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свою работу?
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 0 11,7% 17,6 17,6% 23,5% 29,4% Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на другое место работы?
Да Не могу сказать Нет
100%
Считаете ли Вы, что работа, которую Вам приходится выполнять, помогает развитию Ваших способностей?
Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет
64,7% 35,3% 0 0 0
Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность?
Да Не могу сказать Нет
29,4% 11,7% 58,8%
Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?
Обычно плохое Чаще плохое Не влияет Чаще хорошее Обычно хорошее
0
100% 0 0 0
Считаете ли вы свою работу увлекательной?
Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет
52,9% 17,6% 5,8% 17,6% 5,8%
Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое место работы?
Да Не могу сказать Нет
76,4% 11,7% 11,7%
Каждый коллектив имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего характеризует особенности Вашего коллектива.
Работать нужно так, как работают в нашем коллективе Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе Меня мало волнует, как работают в нашем коллективе
41,1% 58,8% 0
На вопрос: Их перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по пятибалльной системе – ответили:
Эмоциональный комфорт
Сохранение личного достоинства
Возможность проявлять инициативу, активность
Учет личных проблем и затруднений Учет личных проблем и затруднений
Взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса
На вопрос: Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе? – ответили, что со стороны администрации на 100%, а вот со стороны учащихся и родителей – нет.
5.Самооценка профессиональной деятельности учителя
В данной анкете педагогов просили отметить по десятибалльной системе следующие качества педагога, способствующих созданию комфортных условий на уроке и взаимодействию – « ученик-учитель-родитель».
Знание предмета – 10 баллов – 100%
Умение ставить и достигать учебных целей
Отношение с учащимися – 5 баллов
Отношение с коллегами – 5 баллов
Организация внеклассной работы по предмету – 1балл - 56%
Умение создавать творческую атмосферу на уроке – 8 баллов - 43%
Умение достигать учебные цели через разумные педагогические требования – 6 баллов – 38%
Умение обеспечить сознательную дисциплину на уроке – 3 балла
Знание проблему учащихся - 9 баллов – 60%
Умение индивидуально подходить к каждому ученику и способствовать его личному успеху – 8 баллов – 42%
Умение применять различные приёмы и формы для активизации познавательной деятельности на уроке.
Авторитет среди учеников - 7 баллов – 48%.
Умение находить оригинальное решение в сложных ситуациях – 4 балла.
Анализ анкет выявил, что на самый высокий уровень учителя отдали – знанию предмета. И это действительно так, если учитель владеет материалом, готовится к уроку, ищет новые технологии и методы, то он действительно может увлечь учащихся, быть им примером, развивать мотивацию к учению.
Далее они отмечают - знание проблем учащихся, индивидуальный подход к каждому ученику, создание творческой обстановки на уроках.
Выводы:
Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.
Анализ проводимых микроисследований выявил:
Уровень беспокойства-тревожности у старшеклассников находится на допустимом уровне
Обучающиеся пятых классов – 78,9% чувствуют себя комфортно на следующей ступени образования
Благоприятные психологические условия начальной школы способствуют росту позитивного настроения обучающихся, что повышает мотивацию к обучению
Педагоги школы чувствуют себя комфортно
Условия труда соответствуют требованиям стартов нового поколения
Тем не мене имеются недостатки:
36,8% пятиклассников желают учиться в начальной школе, так как там меньше задают уроков, меньше ответственности
15,7% пятиклассников отметили, что им не нравится наша школа
5,8% педагогов не считают свою работу увлекательной
30% учащихся 10-б класса имеют низкий уровень беспокойства- тревоги.
Рекомендации:
Провести повторное анкетирование по выявлению благоприятных и комфортных условий в школе.
Сроки: май 2015год
Ответственный: зам. директора по УВР – Т.А. Мураткина
Организовать тренинг по преодолению тревожности в 8-б классе, 10-б классе.
Сроки: февраль –март 2015 года
Ответственные: социальный педагог, педагог-психолог
Рассмотреть результаты ДРК на заседаниях МО.
Сроки: февраль
Ответственный: зам. директора по УВР – Е.А. Сергачева

Зам. директора по УВР Т.А. Мураткина