Конспект урока: Русские народные сказки Иван-царевич и серый волк, Летучий корабль. Признаки и особенности волшебной сказки.


Разработка учебного занятия
Автор:
Гурьянова Анна Вячеславовна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7», г. Когалым
Тема урока: Русские народные сказки "Иван-царевич и серый волк", "Летучий корабль". Признаки и особенности волшебной сказки
Предмет: литературное чтение, УМК «Перспектива»
Класс: 3 класс
Место урока в изучаемой теме:
Раздел: Волшебная сказка
Урок 1. «Волшебные сказки». Урок работы с книгой
Урок 2. Герои волшебной сказки
Урок 3-5. Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»
Урок 6. Дерево держится корнями, а человек друзьями
Урок 7-8. Русская народная сказка «Летучий корабль»
Урок 9. Русские народные сказки "Иван-царевич и серый волк", "Летучий корабль". Признаки и особенности волшебной сказки
Урок 10. Русские и зарубежные сказки
Урок 11-12 «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению»
Урок 13. «Маленькие и большие секреты страны Литературии»
Урок 14. Обобщающий урок
Цель урока: закрепление признаков и особенностей волшебной сказки
Задачи:
- учить проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки, оформлять результаты в таблице;
- развивать коммуникативно – речевые навыки
- воспитывать умение адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
Планируемые результаты:
Личностные:
-развитие навыков сотрудничества
Метапредметные:
-овладение навыком осознанно строить речевое высказывание, составлять тексты в устной и письменной форме
-овладение логическими действиями сравнения, классификации
Предметные:
-умение определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение
Метод: частично-поисковый
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая
Формирование компетенций:
Предметные компетенции:
- уметь определять признаки и особенности волшебной сказки;
- уметь строить логические рассуждения, доказательства;
- проявлять интерес к литературному чтению
Информационные компетенции:
- уметь работать с различными источниками: толковый словарь, путевой лист
Коммуникативные компетенции:
- уметь выражать свои мысли;
- уметь сотрудничать с другими детьми в изучении, поиске и сборе информации
Тип учебного занятия: повторительно-обобщающий урок
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Информационный материал: учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для учащихся (путевой лист, толковый словарик, карточки для самостоятельной работы, шкала «Успеха»).
Демонстрационный материал: презентация.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк”, оформление результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день! Глазами проверили готовность рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым листом и другими справочными материалами, сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и внимательные глаза... Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
2.1. Определение темы урока
– Как называется сказка, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.
- Определите сказку, в которой главный герой выполнил наказ мудрого старичка и смог приобрести сразу несколько волшебных помощников,
- В какой народной сказке главный герой поделился единственной краюшкой хлеба с незнакомым старичком. (“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий корабль”)  1 слайд
- Сегодня на уроке мы и будем путешествовать по этим двум сказкам...
И чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которыми мы владеем.
2.2. Блиц-опрос (познавательные УУД)
- И, конечно, тут как тут наши герои Аня и Ваня (2 слайд) со своими вопросами. Давайте поможем им ответить на вопросы:
3 слайд
Признаки волшебной сказки. (Волшебные превращения, предметы, герои)
4 слайд
Особенности волшебной сказки. (Особенности композиции, особенности языка)
5 слайд
2.3. Работа в парах (коммуникативные УУД)
- Обсудите в парах, верно ли, что понятия “признак” и “особенность” обозначают одно и то же? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.
7 слайд
- Давайте проведем с вами небольшое исследование: сравним две волшебные сказки «Летучий корабль» и «Иван-царевич и серый волк» по определенному плану. 
(коммуникативные УУД, познавательные УУД)
3.1. Учащиеся делятся на группы, получают комплекты таблиц, на работу отводится 10–12 минут, курсивом дан возможный правильный вариант ответа.
Таблица для групп со средними способностями
Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк”
Признаки волшебной сказки
Волшебные превращения Хворост в войско, солома в ... охлаждает, морозит
Оживление... Волк в коня и Е.П.
Волшебные помощники Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,
Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода) Серый волк
Волшебные предметы Хворост, солома, летучий корабль.
Живая и мёртвая вода. Живая и мертвая вода.
 
Таблица для групп с высоким уровнем интеллекта
Особенности волшебной сказки
Главный герой Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. Третий младший сын царский.
Повторы событий (троекратные) Полёт и встречи с волшебными помощниками.
Задачи 3 (5) царя. Три ночи караулили сыновья.
Три раза поклонился...
Три испытания...
Трубы затрубили три раза...
Испытания
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).
Задания царя выполнить. Не проспать, выполнить волю, просьбу отца.
Выполнить наказ волка.
Поединок Есть Нет
Награда Много друзей. Царская дочь и царство. Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная.
Разминка (динамическая пауза) “Яблоко”:
-У меня в руках предмет (яблоко). С каким эпизодом и с какой сказкой он связан? (сказка «Иван-царевич и серый волк», братья стерегли сад с золотыми яблоками)
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
4. Взаимопроверка и взаимооценка. (коммуникативные УУД)
Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы...
Взаимооценка выполняется с помощью приема “Светофор”: красный цвет – «подумай ещё», желтый – «ты на верном пути, но есть неточности», зеленый –«правильный ответ».
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Самостоятельная работа. (регулятивные УУД)
- Вам предложены карточки с незаконченными фразами. Давайте попробуем выполнить задание самостоятельно, при необходимости можно использовать материалы “Путевого листа” и таблицы сравнения.
Допишите фразу:
- Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная потому, что имеет признаки волшебной сказки: .....
..............................................................................................................................................................................
имеет особенности волшебной сказки: ...........................................................................................................
..............................................................................................................................................................................
- Сказка “Летучий корабль” волшебная потому, что имеет признаки волшебной сказки: .......................
..............................................................................................................................................................................
имеет особенности волшебной сказки: ...........................................................................................................
.............................................................................................................................................................................
(личностные УУД)
- Какой урок вы извлекли из этих сказок? (Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнять наказ старших)- Работа какой группы вам больше всего понравилась? А кому из ребят вы бы хотели сказать «спасибо», чей ответ был самым оригинальным, интересным? (на слайде представлены заготовки фраз, которые дети используют для ответа):
Мне понравилась работа группы……, потому что……
Спасибо тебе…… за………
Мне понравился ответ……., т.к. …………………
5.3. Самооценка. (личностные УУД)
- Наш урок приближается к концу... Я предлагаю вам оценить свою работу с помощью шкалы
12954003683095250036830581025368305810251035050
1 2 3
1. Я затрудняюсь назвать признаки и особенности сказки, мне трудно написать свою сказку
2. Я смогу написать сказку, но мне надо уточнить признаки и особенности сказки
3. Я знаю все признаки и особенности волшебной сказки и смогу написать свою сказку
6. Домашнее задание.
- Мы сегодня работали исследователями, учились сравнивать волшебные сказки, вы теперь хорошо знаете признаки и особенности волшебной сказки.
-Я предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания (в зависимости от уровня усвоения материала):
Если вы знаете о сказке все, можете написать свою волшебную сказку, я предлагаю вам поработать в позиции автора. Можете родителей взять соавторами своей работы.
Если вы не все знаете о волшебной сказке, я предлагаю вам поработать в позиции аналитика (прочитать сказку «По щучьему велению», с. 86-93, проанализировать с помощью таблицы, выявить признаки и особенности волшебной сказки)
А можно выступить в позиции консультанта: выучить памятку «Признаки и особенности волшебной сказки» и рассказать ребятам на следующем уроке.
-Урок окончен. Спасибо за внимание!