Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме «Е.Носов «Трудный хлеб.
Конспект урока чтения в 9 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида для детей с ОВЗ по теме «Е.Носов «Трудный хлеб".
Цель:
познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
Задачи:
• повторить краткие сведения из биографии Е.И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;• корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся;• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово о писателе Е.И.Носове.
- Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.
- Почему я начала урок с этой фамилии?- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.
2. Опрос дом. задания - из автобиографии писателя.
- Откуда родом Е. Носов? - В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?- В каких войсках воевал Е.Носов? - Что случилось с Е. Носовым в конце войны?- О ком и в связи с чем так писал Е.Носов: «Я был старше их на целую войну…»Вывод: Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е.И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.- Сегодня нам предстоит познакомиться с его рассказом.
3.Подготовка к восприятию текста.
- Найдите способ прочитать название рассказа.
- Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».- Что мы называем хлебом, какой он бывает?- Что обозначает слово «трудный? (Требующий большого труда, напряжения.)- может ли хлеб быть трудным? А лёгким…?- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?- Что вы любите в животных?- Чувствуют ли животные любовь? Как?- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… - Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.
4. Словарная работа
А) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.
Б) Работа по карточке 1. Карточка 1.I вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Глухой лесной ___________ Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Охотник достал ломоть хлеба из ______________II вариантДополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________Длинный чёрный ____________Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.(Коллективная проверка)- Крохаль – это порода диких уток. А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе?
В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.
- Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса?
-Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.
- Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.
4. Физминутка для глаз
5. Чтение текста сильными учащимися
6.Работа по тексту.
А) Анализ рассказа.- О ком этот рассказ?-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником? - Как охотник ведет себя с Чангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)- Продолжите фразу:Охотник относился к Чангу … (как?) (по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой. - Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебекажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).- За что можно уважать хозяина Чанга?Б) Закрепление-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?Карточка 2. Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.Короткий стёганый ватник ЧангЧёрный шелковистый жилет крохальЧёрный сюртук, белая рубашка охотник(Коллективная проверка)
8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»
I вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинкиБ) кормушкиВ) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохалиБ) гусиВ) рябчики3. Как звали спаниеля?А) ГангБ) ЧангВ) Манч4. У Чанга были…:А) короткие гладкие ушиБ) длинная рыжая шерстьВ) длинные лохматые уши5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлебаВ) ружьё6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяинуВ) кинулся ловить хлеб7. Автор поймал в реке…:А) мелкую плотвуБ) крупного карасяВ) крупную плотвицу II вариант1. Осень в лесу развешивает…:А) дождинкиБ) хрустальные сети паутины2. Какие гости прилетели с далёкого севера?А) крохалиБ) гуси3. Как звали спаниеля?А) ГангБ) Чанг4. У Чанга были…:А) длинные лохматые ушиБ) рыжая шерсть5. Охотник достал из ягдташа…:А) убитую птицуБ) ломоть хлеба6. При виде летящего хлеба Чанг…:А) спокойно стоял, глядя на хозяинаБ) побежал к хозяину7. Автор поймал в реке…:А) крупную плотвицу Б) крупного карася(Самопроверка по слайду)
9.Итог урока. Рефлексия.
- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?(Учащиеся отвечают)-Чему научил вас сегодняшний урок?Обобщение учителя:Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.