Разработка занятия внеурочной деятельности Детская риторика в 4 классе по теме Объясни и докажи убедительно.
Занятие внеурочной деятельности «Детская риторика»
Михайличенко Людмила Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
ст. Калниболотской
МО Новопокровский район
Класс: 4
Дата: 02.12.2014
Тема: «Объясни и докажи убедительно»
Цель:
1. Познакомиться с молчанием как средством общения. Сформулировать умение пользоваться этим средством.
2. Развить умение выражать и отстаивать свою точку зрения в дискуссии.
3. Воспитать положительные моральные качества на материале пословиц; воспитать культуру поведения в споре.
Познавательные УУД: формирование умения ставить познавательную цель занятия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД: потребность в общении с учителем.
Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: Схема - опора, учебник.
Ход занятия:
Организация занятия.
1. Мотивационный настрой. Разминка
а) тренируем свободное дыхание: посчитайте до 20: от 1 до 5 убыстряя темп, от 6 до 10 - замедляя, от 11 до 15 - убыстряя, от 16 до 20 - замедляя. Повторите ещё 2 раза, стараясь обойтись 1 добором воздуха.
б) "Проколи щёку"
в) любую скороговорку произнести с интонацией:
-вопросительной
-сожаления
-осуждения
2. Актуализация знаний учащихся. Брифинг.
Ученик (заранее подготовленный):
Что же делать? Не пойму...
Я молчу иль не молчу,
Но вокруг меня всегда
Происходят чудеса.
Если я сижу за партой,
Разговаривая с Катей
Мне учитель говорит:
"Вася, лучше помолчи!"
Я решаю быть как рыба,
Вызывают - как красиво
На доске пишу заданье,
Но ответить
· "не судьба мне"!
(Ведь решил я помолчать,
Поумнее чтобы стать!)
Что случилось, невдомёк?!
Ставят двойку за урок!
Что же делать? Не пойму...
Я, ребята, вас прошу:
Помогите мне понять,
Когда следует молчать?
3. Формулировка темы и цели занятия.
-Ребята, давайте не будем бросать одноклассника в беде, а поможем ему разобраться. Тема нашего сегодняшнего занятия: "Объясни и докажи убедительно». А в конце занятия мы сможем ответить Васе на вопрос: когда следует промолчать, а когда высказать своё мнение, дать ответ.
4. Объяснение материала.
На доске записаны пословицы. Давайте обратимся к ним и подумаем, в каких ситуациях их можно применить.
Лучший ответ дураку - молчание
Промолчишь - не поссоришься.
Молчание - знак согласия.
Доброе молчание лучше худого слова.
-Почему же иногда люди молчат? Сделаем вывод
-В каких ситуациях лучше промолчать? .
-В каких ситуациях следует высказаться, и поговорка "молчание - золото" неуместна?
Формирование коммуникативно-речевых навыков и умений.
- Разобьёмся на 3 команды. 1 и 2 команды занимают в нашем клубе дискуссий противоположные точки зрения. Вам на подготовку 10 минут, а затем в течение 3-х минут 1 команда должна убедить нас, что молчание - золото. 2 команда - в том, что молчать очень плохо. 3 команда - эксперты. Сейчас они дополнят схему: "Молчание - средство общения"
- Чьё доказательство убедительнее? Кто прав?
Вывод: всё зависит от конкреной ситуации, нужно уметь и молчать, и давать ответ.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Что мы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Придумайте ситуацию, выводом которой будут служить мудрые изречения
схема - опора
молчание - средство общения
несёт определённую смысловую нагрузку
заменяет ответную словесную реплику
Используемая методическая литература:
1. Ладыженская Т. А. Живое слово. М., 1986.
2. Речь. Речь. Речь // Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1990.
15