Разработка занятия внеурочной деятельности Детская риторика в 4 классе по теме Объясни и докажи убедительно.

Занятие внеурочной деятельности «Детская риторика»


Михайличенко Людмила Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
ст. Калниболотской
МО Новопокровский район

Класс: 4

Дата: 02.12.2014

Тема: «Объясни и докажи убедительно»

Цель: 
 1. Познакомиться с молчанием как средством общения. Сформулировать умение пользоваться этим средством.
2. Развить умение выражать и отстаивать свою точку зрения в дискуссии.
3. Воспитать положительные моральные качества на материале пословиц; воспитать культуру поведения в споре.

Познавательные УУД: формирование умения ставить познавательную цель занятия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД: потребность в общении с учителем.
Личностные УУД: формирование положительного отношения к учению.

Оборудование:  Схема - опора, учебник.

Ход занятия:
  Организация занятия.

1. Мотивационный настрой. Разминка
а) тренируем свободное дыхание: посчитайте до 20: от 1 до 5 убыстряя темп, от 6 до 10 - замедляя, от 11 до 15 - убыстряя, от 16 до 20 - замедляя. Повторите ещё 2 раза, стараясь обойтись 1 добором воздуха.

б) "Проколи щёку"

в) любую скороговорку произнести с интонацией:
-вопросительной
-сожаления
-осуждения

2. Актуализация знаний учащихся. Брифинг.
Ученик (заранее подготовленный):

Что же делать? Не пойму...
Я молчу иль не молчу,
Но вокруг меня всегда
Происходят чудеса.
 
Если я сижу за партой,
Разговаривая с Катей
Мне учитель говорит:
"Вася, лучше помолчи!"
 
Я решаю быть как рыба,
Вызывают - как красиво
На доске пишу заданье,
Но ответить
· "не судьба мне"!
 
(Ведь решил я помолчать,
Поумнее чтобы стать!)
Что случилось, невдомёк?!
Ставят двойку за урок!
 
Что же делать? Не пойму...
Я, ребята, вас прошу:
Помогите мне понять, 
Когда следует молчать?

3. Формулировка темы и цели занятия.

-Ребята, давайте не будем бросать одноклассника в беде, а поможем ему разобраться. Тема нашего сегодняшнего занятия: "Объясни и докажи убедительно». А в конце занятия мы сможем ответить Васе на вопрос: когда следует промолчать, а когда высказать своё мнение, дать ответ.

4. Объяснение материала.

На доске записаны пословицы. Давайте обратимся к ним и подумаем, в каких ситуациях их можно применить.

Лучший ответ дураку - молчание
Промолчишь - не поссоришься.
Молчание - знак согласия.
Доброе молчание лучше худого слова. 

-Почему же иногда люди молчат? Сделаем вывод
-В каких ситуациях лучше промолчать? .
-В каких ситуациях следует высказаться, и поговорка "молчание - золото" неуместна?

Формирование коммуникативно-речевых навыков и умений.
- Разобьёмся на 3 команды. 1 и 2 команды занимают в нашем клубе дискуссий противоположные точки зрения. Вам на подготовку 10 минут, а затем в течение 3-х минут 1 команда должна убедить нас, что молчание - золото. 2 команда - в том, что молчать очень плохо. 3 команда - эксперты. Сейчас они дополнят схему: "Молчание - средство общения"
- Чьё доказательство убедительнее? Кто прав?

Вывод: всё зависит от конкреной ситуации, нужно уметь и молчать, и давать ответ.

5. Итог урока. Рефлексия.
- Что мы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?

- Придумайте ситуацию, выводом которой будут служить мудрые изречения

схема - опора
 
молчание - средство общения
несёт определённую смысловую нагрузку                                               
заменяет ответную словесную реплику 

Используемая методическая литература: 
1. Ладыженская Т. А. Живое слово. М., 1986. 
2. Речь. Речь. Речь // Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1990.

15