Рабочая программа кружка Театральные ступеньки
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рекомендаций Департамента науки и образования Брянской области.
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа»Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.
Программа «театральные ступеньки» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Цель воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи
-опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
-помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
-через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
-научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
-воспитывать доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет, учащихся начальных классов.
Срок реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию театрального курса «Театральные супеньки» отводится 34 ч в год (1 час в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Формой подведения итогов считать:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Календарно-тематическое планирование курса «Театральные ступеньки»
№ урока Тема Дата проведения Основное содержание занятия Формы и методы работы Вид деятельности Виды контроля Примечание
план факт 1 Вводное занятие. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». беседа Решение организационных вопросов. Понятие «экс-промт»
2 Здравствуй, театр!
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами Москвы, Владимира (презентация) Фронтальная работа Просмотр презентаций текущий Возможно использо-вание Интернет-ресурсов
3 Здравствуй, театр!
4 Театральная игра Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке Учимся строить диалог с партнером на заданную тему; сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Знакомство с правилами поведения на сцене Предвари-тельныйПонятие «рифма»
5 Театральная игра 6 Репетиция сказки «Теремок». Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». Индивидуальная работа Распределение ролей Показ сказки 7 Репетиция сказки «Теремок». 8 В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» Индивидуальная работа Показ презентации «Пословицы в картинках» Интернет-ресурсы
9 Виды театрального искусства Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. Словесные формы работы Презентация «Виды театрального искусства» Соревно- ваниеИнтернет - ресурсы
10 Правила поведения в театре Познакомить детей с правилами поведения в театре. Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему игра Электронная презентация «Правила поведения в театре» Ролевая игра: «Мы в театре» Правила диалога
11 Кукольный театр. Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. Отработка дикции Показ сказки 12 Театральная азбука.
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание Индивидуальная работа соревнование Тематичес-кий13 Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». Викторина по сказкам Фронтальная работа Отгадывание заданий викторины Электронная презентация
14 Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». 15 Инсценирование мульт-сказок по книге «Лучшие мультики малышам» Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Фронтальная работа Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью Показ сказки гостям 16 Инсценирование мульт-сказок по книге «Лучшие мультики малышам» 17 Театральная игра
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдатель-ность; находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Групповая работа, словесные методы Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппахитоговый 18 Основы театральной культуры Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий.Музыкальные пластические игры и упражнения Групповая работа, поисковые методы Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам фонохрестоматия
19-20 Инсценирование народных сказок о животных.
Кукольный театр. Постановка с использованием кукол. Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Фронтальная работа, словесные методы Работа с текстом сказки: распре деление ролей, репетиции с пальчиковыми куклами Отработка умения работать с пальчиковыми куклами
21 Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.УспенскогоЗнакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Индивидуальная работа Конкурс на лучшего чтеца Текущий 22 Театральная игра Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. Групповая работа. Методы поисковы наглядные Разучиваем игры-пантомимы Что такое пантомима
23-24 Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита Итоговый – выступле ние перед гостями 25 Культура и техника речи
Инсценирование сказки «Пых» Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Словес-ные и нагляд-ные методы.
Группо-вая работа Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки 26 Культура и техника речи
Инсценирование сказки «Пых» 27 Ритмопластика Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Нагляд-ные методы Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики текущий 28 Просмотр сказок в видеозаписи. Беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров Наглядные методы текущий Исходя из фильмотеки учителя
29 Театральная игра
Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.
Чтение сказки А.Усачёва «Жили-были ёжики». Инсценирование диалогов животных. Наглядные методы и фронталь-ная работа Создание этюдов Предвари-тельныйПонятие «этюд»
30 Ритмопластика
Чтение по ролям рассказов Сладкова о животных и их инсценирование.
Сказки-несказки Бианки. Инсценировка. Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук. Нагляд-ные методы Выполнение упражнений на расслаб-ление мышц. Пальчиковые игры текущий Театр теней
31 Инсценирование сказок К.И.Чуковского
Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ
Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костю-мов, реквизита Итоговый – выступление перед гостя ми 32 Ритмопластика Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Наглядные методы Разучивание упражнений под музыку Текущий 33 Театральная игра
Инсценирование басен Крылова. Этюды на эмоции и вежливое поведение Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита Итоговый – выступление перед гостями 34 Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Фронтальная работа. Словесные методы «Капустник» - показ любимых инсценировок Заключительный Просмотр фото и видеозаписи выступ-лений де тей в тече нии года
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд.
Хрестоматия для учащихся начальных классов.
Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.
Художественные произведения русских и зарубежных писателей.
Печатные издания.
Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».
Сценарии сказок, пьес, детские книги.
«Виды театрального искусства»
Технические средства обучения.
Телевизор.
Компьютер.
DVD проектор.
Музыкальный центр;
Музыкальная фонотека;
Аудио и видео кассеты;
Видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
Экранно-звуковые пособия.
Диски с детскими песнями.
Презентации с текстами речевых разминок.
Диски с текстами по сказкотерапии.
Интернет ресурсы.
Электронные презентации «Правила поведения в театре»
Игры и игрушки.
Бумажные куклы к настольному театру сказок.
Куклы, мягкие игрушки для постановок сценок кукольного театра.
Спортивный инвентарь для развития равновесия, пластики тела, координаций движений.
Пальчиковые куклы;
Оборудование кабинетов.
Ширма.
Мультимедио.
Телевизор.
Материал для изготовления костюмов, декораций.
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
Элементы костюмов для создания образов;
Сценический гримм.