Программа развивающего кружка «Ступеньки» 1 «А» класс


Открытый урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Мухтар Ауэзов «Сирота» (1 урок)
Цели:
создать условия для глубокого понимания и осмысления идейного содержания произведения
способствовать развитию критического мышления: умения сравнивать, анализировать, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы;
способствовать развитию речи учащихся, кругозора.
содействовать воспитанию нравственных качеств (любви и сострадания к ближнему, доброту к детям лишённых родителей)
1.Организационный момент.
- Прежде начать наш урок настроимся эмоционально. Позитив «Объятия» Ролик
2.Проверка дом задания. Выразительное чтение стихотворения С. Сейфуллина
«Домбра»
3.Определение темы раздела и урока.
Итак, 1 задание. У каждого из вас лежат листки, на которых вы будете работать в течении урока
«Каким крылатым выражением называют доброго, отзывчивого человека»? (золотая душа) Слайд 1
Тема раздела
129540182880З
00З
2901315182880я
00я
5111115182880а
00а

369648428313д
00д
4196715202770046519452027700242605020277001968850202770015011402027700101240920277005657202027600
«Золотая душа»
2 задание
«Казахский писатель, учёный, педагог. Автор романа – эпопеи «Путь Абая»
( Мухтар Ауэзов)
5380990487045004949190487045004511040487045004063365487045003644265487045А
00А
19583404870450015011404870450010439404870450058674048704500129540487045М
00М
Тема урока
582478022898в
00в
243645828052р
00р

. 3 задание
- Как называют ребёнка, у которого умер один или оба родителя.
359507120582а
00а
center2058200252647820582002028264205820015065192058200100628820582С
00С
(Сирота)

(Мухтар Ауэзов «Сирота»)
Подготовка к восприятию произведения (презентация) Слайд 2- Какие ассоциации у вас возникают со словом СИРОТА? (фронтальная работа)
Ребята в группах пишут ассоциации, затем на доску вывешивают.
4.)Слово учителя
- Тема сиротства волновала человечество во все времена. Она нашла своё отражение в разных видах искусства: музыке, живописи, литературе.
Так, многие художники в своих полотнах изображали детей-сирот.
Например, знаменитый русский художник Василий Георгиевич Перов в 1864 году написал картину «Дети-сироты на кладбище».
Живописец изображает маленьких детей, одиноко стоящих возле занесенной снегом могилы на фоне низкого хмурого неба. Дети в ветхой и жалкой одежде. Они зябко жмутся друг к другу. Мы видим образ детей, обреченных на голод и бездомное скитание. Их огромные глаза полны отчаяния.
Слайд 3
Урош Предич - сербский художник- в своей работе «Мальчик на могиле матери» также показывает проблему горького и безотрадного детства. Сиротство – детское одиночество, сиротство – тяжелый груз для ребенка, потерявшего родителей. Слайд 4
5.)Работа в парах.
- А теперь обратимся к литературе.
Слайд 5
- В устном народном творчестве есть пословицы и поговорки о сиротах. Предлагаю в парах выполнить задание 3.
«Собрать пословицы» о сиротах.
6)Проверка выполненных заданий
Не раз сирота кулаком слезы утрет.
Пастух рад лету, пчела - цвету, а сирота - привету.
В сиротстве жить - слезы лить.
Тогда сироте и праздник, когда белую рубаху дадут.
Не тот сирота, что родни не имеет, а тот, что доли не знает.
На бедного сироту все камни летят.

- Давайте вспомним произведения, где главными героями были дети-сироты.
Отгадайте, из какого произведения отрывок?
Слайд 6
А) Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:
- Садись, мила дочь, в сани.
Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.
Русская народная сказка Морозко
Слайд 7
Б) С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось:
– А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!
– Давай, бездельница, подмети пол!
– Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!
От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли.
Золушка Ш.ПерроСлайд 8
Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. Как не пойдет от такого житья!
- И то правда, - отвечает Кокованя, - уговорю как-нибудь.
В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит, полна изба народу, больших и маленьких.
На голубчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Серебряное копытце П. Бажов
- Таким образом, мы убедились, что сиротство, являясь больной темой человечества находит свое отражение и в живописи, и в музыке, и в литературе. Все вместе они помогают нам глубже понять проблему и находить какие-то решения.
Слайд 9
-А теперь давайте обратимся к рассказу Мухтара Омархановича Ауэзова «Сирота»
На изучение этого произведения отводится 4 урока. Сегодня мы познакомимся только с его частью. /Дети рассказывают биографию/
7) Чтение 1 части учителем У каждой группы есть своя шляпа, которая выполняет свою определённую функцию. Итак:
-Приём критического мышления С помощью этого приёма выясним насколько вы можете передавать свои мысли , эмоции, бывает ли вам тяжело.
«Белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и
эмоции; важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть
«Желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось;
«Черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что не понравилось или что принять нельзя;
«Красная шляпа» говорит только о чувствах, эмоциях. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
«Зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт; шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.
«Синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем
8.Обсуждение в группах Выступление
9.Обобщение.
- Оправдались ли наши предположения о чем будет рассказ?
Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?
Подберите пословицу к данной части рассказа?
Как вы думаете будут развиваться события дальше?
Как зовут главного героя рассказа?
Как мальчик стал сиротой?
Чья смерть была самой большой утратой для мальчика? Почему?
10. Домашнее задание дочитать рассказ до конца (с.225-227)
11. Рефлексивный экран. Оценки за урок. Ребята могут сами себя оценить друг друга Слайд 11
- Пожалуйста ответьте на вопрос – что вам дал сегодняшний урок литературы.
-Спасибо за работу на уроке.
Еркеншиликская средняя школа
59167287618Открытый урок литературы
в 4 «Б» классе
00Открытый урок литературы
в 4 «Б» классе



Тема: Мухтар Ауэзов00 «Сирота»
/ С использованием семи модулей программы/
Учитель начальных классов:
Калиева Т.Ю.
/третий базовый уровень/
2015 год