Программа внеурочной деятельности Театральные ступеньки

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Осинки
муниципального района Безенчукский Самарской области


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании М/О Зам. директора по УВР Директор школы
протокол №_____ ____________________ __________________
от «___»________2015 г. от «___»_______2015 г. от «___»______2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(«Театральные ступеньки»)

на 2015-2016 учебный год
для 6 класса

Составитель: Квасова Татьяна Владимировна
(учитель русского языка и литературы)







Пояснительная записка.
 Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности.  Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.
Рабочая программа «Театр для малышей» для учащихся первого класса составлена на основе программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению: театральная деятельность «Театральные ступеньки» автор Стафеева В.В. htth://russhooli.ruteacher/programma-1 (федерального государственного стандарта начального общего образования (2004г.) и ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников. Программа рассчитана на 30 часов (1 раз в неделю с октября месяца).
Актуальность программы:
         Театрализованные занятия  выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами. Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и  развивают слух, дыхательную систем. Все это исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание.
Цель  программы:
Главной целью программы является развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися  навыками коллективного взаимодействия и общения. Доминантной формой учения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды, упражнения по ритмопластике и культуре речи). Предлагаемая программа соответствует:
- Современным целям общего образования.
- Основным положениям Концепции модернизации Российского образования.
- Перспективным целям начального образования в школе.
Задачи:
1.     Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
2.     Развивать у детей  речевой слух, внимание и память;
3.     Помогать в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
4.     Развивать речевые и творческие способности;
5.     Организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
6.     Содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой, интонацией, исполнением чтецких номеров;
7.     Содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром, контакта со зрителем и т.д.);
8.     Предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и показа инсценировки; организации театрализовано - досуговой деятельности.
Формы занятий:
Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры,  работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.  Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные.
На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и игры и упражнения из театральной педагогики,
 сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины.
Также используется  актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников.
       Программа является вариативной.  Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.


Ожидаемые результаты:
1.     Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов
2.     Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
3.     Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми первого года обучения.
4.     Создание системы психологического и педагогического сопровождения  детей-первоклассников.
5.     Участие в классных праздниках.
 
Учебно-тематический план 

Содержание программы
Всего часов

1.
Вводное занятие
1

2.
Театральная игра
8

3.
Культура и техника речи
5

4.
Ритмопластика
5

5.
Театрализация
10

6.
Итоговое занятие
1

 
Итого:
30

 
Содержание программы
1 раздел. ( 1 час) Вводные занятия.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г.Москвы, г.Самары (презентация)

2 раздел. ( 8 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел. ( 5 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

4 раздел. ( 5 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

5 раздел. ( 10 часов) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

6 раздел. ( 1 час) Итоговое занятие. Показ спектакля.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
1. Вводное   занятие
Знакомство  с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.
2. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. 
3. Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении.  Работа над стихотворением и басней.
4. Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
5. Театрализация.
Инсценировка сказок, литературных произведений.
6. Итоговое занятие:
 Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности.

Методическое обеспечение
Методическое обеспечение реализации программы включает, прежде всего, разнообразие форм проведения занятий.
В образовательном процессе объединения используются различные виды игр:

· эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);

· интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);

· креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);

· подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры).
Особое место в методическом обеспечении деятельности объединения играет тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций. Тренинг используется для решения преимущественно обучающих и технических задач; кроме того, в работе объединения возможно и целесообразно использование психологического тренинга как метода активного социально-психологического развития и обучения.
Упражнения:
- обращенные на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка.
1. Картинки из спичек.
2. Нарисую у тебя на спине
3. Роботы
4. Рисунки на заборе
- Упражнения на развитие сообразительности.
5. Клоун – раскидай
6.Мозаика
7. Цирковая афиша
8. Говорим по-болтунски!
9. Зеркало
10.“Вредные советы”
11.“Елки-палки”
12. Цирк
13. “Баранья голова”. “Машинка”.
14. Тепло –холодно
15. Люди – самолеты, люди – мотоциклы.
16. С миру по строчке
17. С днем рождения!



Структура и наполнение разминки
 
Часть разминки
Упражнения

Моторная
·        Для головы и шеи: наклоны, вращение, вытягивание
·        Плечи и руки: пожимание, вращение, торсии, вытяжки
·        Корпус: вращение, вытягивание, торсии с руками, вес
·        Ноги: вращение, прыжки, приседания.
·        Ритмические упражнения (эхо, пулеметная очередь)
·        Упражнения на внимание (ловля хлопка, мяу-пшшш)

Артикуляционная
·        Разминка для губ и челюстей: вращение, растягивание
·        Для языка: уколы, вытягивание, болтушки
·        Вибрации с постукиванием кончиками пальцев и кулаками.

Дикционная
·        А-о-у-и-ы + слоги
·        Контрастные гласные + скороговорки
·        Чистоговорки с напрашивающимися рифмами
·        Скороговорки с ритмическими рисунками

Интонационная
·        Скороговорки с заданной интонацией
·        «Лепка фразы» с заданными интонациями – 2 команды
·        Одна интонация (на имя, на счет)
·        Пулеметная очередь интонаций

Пластическая
·        Разделение на группы
·        Этюды по темам
·        Этюды по картинам
·        Игры (ниточка, шар, канат, зеркало, тень, кошки, лепка)

 
Список литературы
1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования, -М. Баласс, 2004
2. Гурков А.Н. Школьный театр – Ростов н/ Д Феникс, 2005
3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе – М.: Школьная пресса, 2000
4. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе), Методическое пособие. – М., ГОУДОД ФЦРСДОД, ч.1,2 – 2006
5. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Горогодского – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008
6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программы и репертуар.- М. Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004
7. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра. Пособие для педагогов. М. Гуманит. изд., центр ВЛАДОС
8. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл., И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». – 2002
9. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2007
10. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.- Спб.: Речь, 2007
11. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб., Речь, 2007
12. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь – М.: Сфера, 2008
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. – СПБ., Речь, 2006
14. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., просвещение, 1986
15. Гагай В.В. Диагностика Творческих способностей. Шадринск, 1997
16. Сергей Афанасьев, Сергей Коморин. Триста творческих конкурсов. Методический центр «Вариант»
17. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М., 1983


Календарно-тематический план 1 года обучения
«Театральные ступеньки»
2015-2016 учебный год


Тема занятий
Всего
часов
Теория
Практика
Дата

1
Вводное занятие «Что такое театр»
1
1
-


2
Театрализованная игра «Вместе весело играть»
1
-
1


3
В гостях у сказки
1
0,5
0,5


4
Культура и техника речи. Упражнения-тренинги.
1
0,5
0,5


5
Театральная игра. Игры-драматизации.
1
-
1


6
Ритмопластика. Пантомимические этюды и упражнения.
1
-
1


7
Просмотрово-информационный раздел «В гостях у сказки», «Делаем декорации».
2
0,5
0,5


8
Осенний бал
1
-
1


9
Театральная игра. Творческие игры со словами.
1
-
1



10
Театральная игра. Упражнения и эпизоды на создание игрового образа.
1
-
1


11
Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения.
1
-
1


12
Просмотрово-информационный раздел.
«Играем в театр с режиссером Актеркиным»
2
0,5
0,5


13
Игры драматизации
1
-
1


14
Сценки «Живые картинки»
1
-
1


15
Мастерская Деда Мороза
1
-
1


16
Театральная игра. Инсценировка эпизодов
1
-
1


17
История кукольного театра
1
1
-


18
Упражнения и эпизоды на создания игрового образа
1
-
1


19
Ритмопластика. Чувство ритма и координация движений.
1
-
1


20
Игры драматизации
1
-
1


21
Музыкальные игры
1
-
1


22
Театральная постановка «Красная шапочка»
2
-
1


23
Игры и упражнения на расширение
словаря
1
-
1


24
Ритмопластика. Движение и музыка
1
-
1


25
Культура и техника речи. Упражнения на развития голоса
1
0,5
0,5


26
Ритмопластика. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений
1
-
1


27
Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения.
1
-
1


28
Творческие игры, слова - помощники
1
-
1


29
Театральная игра. Музыкальные игры-импровизации.
1
-
1


30
Заключительное занятие.
2
-
1



Итого:
34
4,5
25,5














 
№ зан.
Тема занятия.
Количество часов
Сроки проведения

Введение (1час)

















Заголовок 1 Заголовок 215