Рабочая программа кружка Разноцветные ступеньки (5 класс)



Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования администрации МО «Братский район»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кобинская ООШ»
РАССМОТРЕНО:
Заседание МС МКОУ «Кобинская ООШ»
Протокол №
От 2013г
Зам.директора по УВР
Лотц Н.С. ___________ РЕКОМЕНДОВАНО:
ЭС Отдела образования АМО «Братский район»
Протокол № ____
от «____»________20___г
Заведующий ИМК
И.Г. Бусыгина ___________ УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №
От 2013г
Директор МКОУ
«Кобинская ООШ»
Л.М. Оводнева ____________
Авторская адаптационная педагогическая разработка
«Разноцветные ступеньки »
Программа кружковой работы
Автор разработки:
Лотц Надежда Сергеевна,
учитель немецкого языка
МКОУ«Кобинская ООШ»,
вторая квалификационная категория
2013 г
с. Кобь
Рецензия
На программу кружковой работы для 5 класса
«Разноцветные ступеньки»
Автор-составитель: Лотц Надежда Сергеевна, учитель немецкого языка МКОУ «Кобинская ООШ», вторая квалификационная категория.
Рецензент: Казакова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кобинская ООШ», вторая квалификационная категория.
Программа кружка
«Разноцветные ступеньки», представленная для рецензии, разработана для обучающихся 5 класса, образовательная область- филология. Программа рассчитана на 34 часа, включает 13 тематических блоков. Кружок предполагает изучение материала, который позволит расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся в овладении иноязычной коммуникативной деятельности; а также ввести детей в мир культуры немецкого народа, показать его национальную самобытность, нравы и обычаи; познакомить с фольклором, народными танцами и песнями.
Цели и задачи, поставленные в пояснительной записке, соответствуют возрастным познавательным интересам школьников, позволяют развивать интерес к немецкому языку, формировать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулировать самостоятельную работу над языком и оказывают воспитательное влияние на обучающихся.
В содержании курса важное место занимает знакомство с семейными религиозными праздниками. Большой объём времени отведён на изучение фольклора и творческие мастерские, что позволяет говорить о практической направленности курса. Изучение каждого блока завершается творческими работами (выставками, инсценировками, презентациями и т. д.)
Для активизации познавательной деятельности обучающихся предполагается использование различных методов: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый, исследовательский, модельный.
Подобранный методический материал и литература для учителя и обучающихся соответствуют тематике и содержанию кружковой работы.
Рекомендации:
Программа кружка соответствует всем необходимым требованиям, может быть рекомендована к использованию в обучении учащихся.
20.05.2013 г.
Учитель второй квалификационной категории Казакова Л.А.
Пояснительная записка
Данная (авторская педагогическая разработка) программа кружка «Разноцветные ступеньки» для обучающихся 5 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с запросами общества и Министерством образования РФ в соответствии с федеральными государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ.
В соответствии с требованиями нормативных документов федерального и регионального уровней: -Законом РФ «Об образовании»: статьи 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» (п.3.2.; п.4.1.; п.4.2.;п.4.3.) статьи 9 «Образовательные программы» (п.1.1.;п.2; п.3.; п.6.; п.6.2.;п.7) статьи 17 «Реализация общеобразовательных программ» (п.3.; п.4.;5.;) статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.2.6.;п.2.7.;) ( в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года №12-ФЗ) //Официальные документы в образовании.-2000.-№14.-с.2-59.
-Федеральными Государственными Образовательными Стандартами.- Режим доступа: Сайт ФГОС www.standart.edu.ru
-Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа .-М.: Просвещение, 2011
-Региональным стандартом требований к программному обеспечению образовательного процесса в образовательном учреждении Иркутской области (утвержден приказом ГлавУО и ПО от 16.06.2000 г. №665)-Приказом ГлавУО и ПО Иркутской области от 25.06.04г. №1163 приложение 5 Положение «Об авторских педагогических разработках»
Программа (курса) обеспечена (соответствующим программе) учебно-методическим комплексом Лебедева Г.Н. – Внеклассная работа по немецкому языку М. Глобус, 2008
Программа кружка «Разноцветные ступеньки» рассчитана на обучающихся 5 класса и призвана помочь им приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать полученные знания в учебе. Данный курс может обеспечить разные уровни подготовки школьников. Он способствует развитию интеллектуальных, эмоциональных и творческих качеств детей, их фантазии, способности к социальному воздействию, радости познания и любознательности. Содержание курса поможет развить интерес к немецкому языку, формировать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулировать самостоятельную работу над
языком, познакомит ребят с социально-экономической и культурной
жизнью других народов и окажет воспитательное влияние на учащихся.
Кружок «Разноцветные ступеньки» вводит детей в мир культуры немецкого народа, показывает его национальную самобытность, нравы и обычаи; знакомит с фольклором, народными танцами и песнями.
Создание нестандартной обстановки на занятиях кружка делает освоение языком более успешным. На занятиях кружка учащиеся познакомятся с фольклорными праздниками, традиционно проводящимися в Федеративной Республике Германии:
Праздник урожая (Erntedankfest), Праздник стрелков (Schutzenfest), День всех святых ( Allerheiligen), День Святого Мартина ( Martinstag), Адвент (Advent), День Святого Николая (Nikolaustag), Рождество(Weihnachten), Сильвестер (Silvester), Новый год (Neues Jahr), Карнавал( Karneval), Пасха Ostern), Вальпургиева ночь (Walpurgennacht), День Матери (Muttertag).
Кружковые занятия должны стать не только почвой для новых знаний
учащихся, но и стимулировать их к приобретению новых знаний и совершению новых открытий.
Актуальность
Актуальность овладения школьниками страноведческими знаниями объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии и большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры.
Значимость
Благодаря страноведческому материалу происходит культурное обогащение личности.
Цель курса:
Овладение страноведческими знаниями о Германии.
Задачи курса:
- расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся в овладении иноязычной коммуникативной деятельности;
- совершенствование умений общаться на иностранном языке;
- развитие чувств патриотизма и интернационализма;
- воспитание уважения менталитета народов других стран;
- формирование художественных способностей школьников.

В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:
- прочности и наглядности;
- практической направленности.
Программа состоит из 13 тематических блоков:
Праздник урожая (Erntedankfest), Праздник стрелков (Schutzenfest), День всех святых ( Allerheiligen), День Святого Мартина ( Martinstag), Адвент (Advent), День Святого Николая (Nikolaustag), Рождество(Weihnachten), Сильвестер (Silvester), Новый год (Neues Jahr), Карнавал( Karneval), Пасха Ostern), Вальпургиева ночь (Walpurgennacht), День Матери (Muttertag).
Последовательность изучения блоков может быть изменена, некоторые блоки могут быть опущены, время на изучение других разделов может быть увеличено.
Основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Формами организации обучения служат:
- лекция;
- беседа-диалог;
- проверочная работа;
- видео-урок;
- творческая мастерская;
- круглый стол;
- урок-игра;
- учебный театр.
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Режим занятий:
Курс рассчитан на 34 часа, которые целесообразно проводить в течение всего года один раз в неделю.
Учебно-тематическое планирование
№ Наименование
разделов и тем Всего
часов Из них Основные понятия Примечание
Лабораторные
и практические Контрольные и диагностические 1. Традиции и обычаи Германии (вводное занятие). 1 Беседа
2.
2.1.
2.2.
2.3. Праздник урожая.
Из истории праздника.
Фрукты и овощи.
Ярмарка. 3 1 Ярмарка
3.
3.1.
3.2.
3.3. День всех святых.
Религиозный праздник в Германии.
Хэллоуин.
Творческая мастерская.
3 1 Творческая мастерская
4.
4.1.
4.2. День Святого Мартина.
Святой Мартин- покровитель бедных людей. пастухов и воинов.
Проверочная работа. 2 1 Проверочная работа№1
5.
5.1.
5.2. Предрождественское время.
В ожидании Рождества.
Изготовление рождественских атрибутов. 2 1 Творческая мастерская
6.
6.1.
6.2. День Святого Николая.
Любимый детский праздник.
Послание Святому Николаю.
2 1 Фильм
7.
7.1.
7.2.
7.3. Рождество.
Из истории праздника.
Символы Рождества.
Рождество в Германии (театрализованная постановка)
3 1 1 Творческая мастерская
Учебный театр
8.
8.1.
8.2. Сильвестр. Подготовка к Новому году.
История праздника.
Подарки к Новому году.
2 1 Презентация. Кроссворд
9.
9.1.
9.2. Новый год.
Символика праздника.
Мастерская Деда Мороза.
2 1 Беседа.
Проверочная работа №2.
10.
10.1
10.2
10.3 Карнавал.
Пятое время года.
Карнавальное шествие.
Карнавальные костюмы.
3 1 Творческая мастерская
Учебный театр
11.
11.1
11.2 Праздник стрелков.
День защитников города.
Состязания стрелков.
2 1 Конкурсы
12.
12.1
12.2
12.3 Пасха.
Пасхальные символы.
Пасхальная неделя.
Пасха в Германии
(театрализованная постановка).
3 Учебный театр.
13.
13.1
13.2 Вальпургиева ночь.
Покровительница моряков и целительница.
Шабаш ведьм.
2 1 Выставка рисунков. Проверочная работа №3
14.
14.1
14.2
14.3 День Матери.
История праздника.
Моя мама- лучшая на свете!
Конкурс стихов, рисунков, поздравительных открыток.
3 1 Учебный театр.
15. Итоговый урок. 1 1 Тестирование,
Итого 34
часа 9
часов 5
часов Содержание программы
1. Традиции и обычаи Германии (1 час) Вводное занятие. Беседа.
2. Праздник урожая (3 часа)
История возникновения праздника, его значение и особенности проведения.
3. День всех святых ( 3 часа)
Этот религиозный праздник отмечается на службах в церквях Германии, а для многих семей он традиционно связан с посещением могил умерших близких. Несмотря на казалось бы невеселое настроение, связанное с этим праздником, дети любят его, потому что вечером кладбища, превращаются в волшебное место. Дело в том, что на каждой могиле вечером люди зажигают для своих близких свечи и фонарики. Выглядит это очень красиво, к тому же по кладбищам в этот вечер прогуливаются много людей целыми семьями, так что даже самым маленьким совсем не страшно.
Кстати, 31 октября отмечается праздник Хэллоуин, и хоть он не религиозный, все равно в Германии, особенно для детей, эти два праздника сливаются воедино. Ну а уж Хэллоуин, с его «страшилками», жуткими масками, фонариками из тыквы и прочими атрибутами, очень импонирует детям.
Ну и, конечно, самое главное — с этого праздника уже начинается предрождественское время. В магазинах, на улицах и домах появляются украшения, а в самих магазинах - рождественские товары и сладости.
4. День Святого Мартина ( 2 часа)
Святой Мартин— покровитель бедных людей, пастухов и воинов. Епископ Мартиниус действительно жил в IV веке нашей эры. Как гласит легенда, встретив на дороге замерзающего нищего, Мартиниус разрезал мечом свой плащ и укрыл беднягу. Раньше в Германии в этот день детям даже приносил подарки переодетый в Св. Мартина человек. А с XIX века и до сих пор в Германии сохранилась традиция праздничных шествий с фонариками. Накануне этого праздника ученики начальных школ мастерят или покупают специальные фонарики. Как стемнеет, во дворах школ собираются процессии. Впереди всех едет на лошади или идет человек, переодетый епископом, за ним шагают дети с зажженными фонариками, замыкают шествие музыканты. Они играют, а дети поют старинные песни этого праздника. В этот день и накануне дети собираются в группки и ходят по домам и магазинам с фонариками. За исполнение песен им полагается вознаграждение—фрукты,сладости,орехи.
Еще один непременный атрибут праздника Св. Мартина -„Weckmann". Это довольно крупное изделие из дрожжевого теста в форме человечка с изюминками вместо глаз. А в руках у человечка - длинная курительная трубка из глины или пластмассы.
5. Предрождественское время — начало Адвента ( 2 часа)
В Германии дети с нетерпением ждут Рождества, потому что подарки получают они именно в этот праздник, а не под Новый год. «Адвентом» называется время с 1 по 24 декабря. Самое главное украшение этого времени — венок (Adventskranz) из настоящих или искусственных еловых веток, этакий намек на рождественскую елку. На венке четыре свечи, и каждое воскресенье зажигается на одну больше. Есть и дверные венки, без свечей/их вешают на входные двери. •
А главный атрибут всего Адвента — „Adventskalender". Говорят, его придумали, чтобы подсластить время ожидания рождественского чуда. Самый первый такой календарь появился еще в XVвеке. Сейчас адвент-календари продаются или мастерятся из самых разных материалов и самых разных форм. Главное, чтобы на календаре было 24 «дверки» или «окошка», которые можно открывать. Каждый день, с 1 по 24 декабря, открывают по одной дверке (на ней должна стоять соответствующая цифра), а за ней находят сюрприз. Для детей самый распространенный — шоколадный календарь, то есть за дверками дети находят маленькие шоколадные фигурки. Для взрослых часто сюрпризом бывают лотерейные билетики.
6. День Святого Николая (2 часа)
Оказывается, не всегда немецкие дети находили подарки под рождественской елкой. До Средних веков подарки приносил ряженый Николаус, и именно 6 декабря. Николаус — покровитель детей и не наказывает их за плохое поведение в течение года, хотя в крайних случаях может послать предупреждение. По более поздней легенде, Николаус «работает» в паре с Weihnachtsmann'ом или Christkind'ом, то есть принимает от детей списки пожеланий и заботится о том, чтобы все они были выполнены. Как же передавали дети эти важные списки Николаусу? В ночь на 6 декабря они выставляли за двери свои сапоги или ботинки, в которых и находились списки пожеланий.
Со временем роль Николауса принял на себя Дед Мороз, он же Санта Клаус, он же Weihnachtsmann или Christkind. И если раньше Николауса изображали с помощью епископского наряда и вовсе не красного цвета, то теперь Weihnachtsmann и Николаус почти что неразличимы между собой — белые бороды, красные шубы и шапки.
Сейчас в Германии в этот день детям дарят небольшие, в основном сладкие, подарочки, например шоколадного Николауса.
7. Рождество ( 3 часа)
В этот вечер предрождественское настроение достигает своего пика. Некоторые семьи идут на рождественскую мессу в церковь, а некоторые — на рождественские представления в школах, детских садах и прочих заведениях. Вечером традиционно на стол подают какие-нибудь рыбные блюда. А потом -рождественскую выпечку, печенье. Печенье немцы в основном связывают только с Рождеством и пекут его поэтому только в предрождественское время. Рецептов таких печений очень много, чаще всего в тесто добавляют корицу, гвоздику и кардамон — особые пряности, запах которых у немцев непременно связан с Рождеством. Эти печенья пекутся в огромных количествах, потому что угощают ими не только детей, но и соседей, коллег и, конечно, гостей. Печеные яблоки, пряники, орехи, апельсины — непременные атрибуты этого праздника.
Итак, елка уже стоит наряженная, а под ней — подарки, завернутые в красивую бумагу. На елке чаще всего зажигают самые настоящие свечи, но в угол комнаты тогда непременно ставится огнетушитель.
Перед распаковкой подарков вся семья поет рождественские песни, их очень много и все они очень красивые и мелодичные.
А на следующий день в большинстве семей подается на обед жареная индейка или гусь. В первый и второй рождественские дни родственники навещают друг друга и обмениваются подарками.
8. Подготовка к Новому году. Сильвестр. ( 2 часа)
Хоть в этот день немецкие дети и не получают подарков, они все равно рады наступлению этого праздника. Ведь только раз в году, за несколько дней до Нового года и, конечно же, в саму новогоднюю ночь, можно запускать петарды, фейерверки, хлопушки. В отличие от Рождества, Новый год справляют не только в семейном кругу, а и с друзьями, и даже прямо на улице. А когда часы пробьют двенадцать, все люди выходят из квартир и домов и запускают фейерверки.
Символы этого праздника — свинки, божьи коровки, листики клевера. Почему? Потому что они приносят счастье, так считают немцы и дарят друг другу такие фигурки или игрушки.
9. Новый год (2 часа)
Любимый праздник у взрослых и детей. Символы, подарки и особенности празднования этого праздника в Германии.
10. Карнавал (3 часа)
Официальное начало карнавала - 11 ноября (11.XI в 11 часов 11 минут), но настоящего размаха он достигает в январе и особенно в феврале, когда в определенные дни в центре города проходит огромная карнавальная процессия ряженых. Проводятся в городах и детские карнавальные шествия. В школах ученики уже задолго начинают готовиться к ним. Обычно школа выбирает какую-то тему для костюмов, макияжа и реквизита - например, персонажи какой-то сказки или трубочисты.
Костюмы начинают продавать для взрослых и детей уже заранее. Но многие предпочитают делать наряды сами и соревнуются друг с другом в оригинальности. Наряжаются и дети, и их родители, и даже бабушки и дедушки, а также целые компании друзей. Особенно бурно любят праздновать карнавал на Рейне — в Кёльне, Дюссельдорфе.
Традиционные карнавальные наряды — клоуны, ведьмы, привидения, всевозможные звери. А в наше время в моду вошли костюмы индейцев, ковбоев, ниндзя, а также героев известных комиксов - супермена, бэтмена и человека-паука.
Детей привлекает карнавал еще и тем, что во время взрослых карнавальных шествий ряженые бросают в толпу тоже наряженных зрителей щедрые пригоршни сладостей, игрушек, жвачек, брелоков и прочих вкусных и полезных вещей. Заботливые родители снабжают детей большими сумками и пакетами, потому что «даров» так много, что в карманах они не поместятся. Впрочем, родители и сами активно участвуют в празднике, ловя и подбирая дары ряженых.
Карнавал немцы празднуют и дома, украшая комнаты гирляндами, воздушными шарами, масками и приглашая близких и друзей, которые должны обязательно прийти в костюмах.
В России похожие карнавальные представления устраиваются на Новый год. Поэтому, если в классе планируется провести нечто наподобие немецкого карнавала, то для костюмов подойдут любые новогодние идеи, а маски найдутся в каждом доме. Класс также можно украсить новогодними гирляндами, воздушными шарами и прочими имеющимися под рукой декорациями, оставшимися с Нового года.
11. Праздник стрелков. (2 часа)
Старинный праздник, уходящий корнями в прошлое и несущий множество примет и знаков.
12. Пасха (3 часа)
Этот праздник празднуется в Германии не так широко и долго, как Рождество. Подарков дети тоже почти не получают, только сладости — шоколадные яйца (Osterei) и зайцев (Osterhase).
Как и в России, в Германии тоже есть традиция красить на Пасху куриные яйца. Этим занимаются исключительно дети под руководством взрослых. Но есть и еще одна традиция — поиск пасхальных яиц. Происходит это так. Родители заранее прячут расписанные куриные или шоколадные яйца в саду или в квартире, а дети с лукошком должны их отыскать. Говорится, что яйца спрятал пасхальный заяц (Osterhase).
На этот праздник тоже приглашаются члены семьи, родственники, близкие друзья. Главное угощение — пасхальные яйца и особый пирог-кекс в форме ягненка (Osterlamm). Обмениваясь небольшими подарками, немцы говорят друг другу: „Frohe Ostern!"
Квартиры, дома, витрины украшают разными весенне-пасхальными мотивами - это и куры, и зайцы, и гуси, и яйца, а также цветы и трава.
Класс немецкого языка тоже можно украсить на немецкий лад. Из зеленой бумаги можно нарезать «траву», из желтой — вырезать нарциссы, которые в Германии еще называют «пасхальными колокольчиками». Из цветной бумаги можно вырезать гирлянды или фигурки зайцев, цыплят и просто овалы — пасхальные яйца. Все эти цветные, веселые, весенние декорации можно прикрепить на стены, стенды, шкафы, наклеить с помощью мыла на стекла окон.
13. Вальпургиева ночь (2 часа)
Святая Вальпурга- кто она? Шабаш ведьм у подножия горы Брокен и всё это в ночь с 30 апреля на 1 мая.
14. День Мамы ( 3 часа)
Этот праздник похож на 8 Марта в России. Только посвящен он не всем женщинам, девушкам и девочкам, а исключительно мамам. В этот день мамы освобождаются от домашней работы и получают в подарок цветы, сувениры, открытки и стихи.
15. Контрольно-обобщающий урок. Тестирование. ( 1 час )

Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать названия фольклорных праздников, традиционно проводящихся в Германии;
- знать время проведения фольклорных праздников;
- владеть информацией о немецких праздниках, обычаях и традициях, связанных с ними.
Формы контроля уровня достижений обучающихся:
- текущий;
- итоговый.
Форма оценивания не предусмотрена.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедиа (презентация, диски)
- видео - и аудиозаписи
- учебно-практическое оборудование.
Литература
Лебедева Г.Н. – Внеклассная работа по немецкому языку М. Глобус, 2008
Райнеке Ю.С. - Игры на уроках немецкого языка М. Астраль, 2006
Живенко Т.Г. – Немецкий язык. Внеклассные мероприятия В. Учитель, 2010
Казбекова Н.А. – Ларец знаний. М., Просвещение, 1994
Sabine Cuno - Mein buntes Bastelbuch. Ravensburger Buchverlag. GmbH, 1995
Радченко О.А. – Alles klar! ( Учебник немецкого языка для 5 класса) Дрофа, 2003
Панасюк Н.Г. – Страна и люди. М. Высшая школа, 1996