Статья Создание условий для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО
Создание условий для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО
Заместитель директора по научной работе
МКОУ «Унъюганская СОШ № 1»
Громак Н.М.
Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Одним из важнейших преобразований, определяющих основные направления модернизации российского образования, является введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Для того чтобы сохранить конкурентоспособность, образовательное учреждение должно своевременно реагировать на новые вызовы времени, а чтобы реакция была эффективной, нужно прийти к пониманию того, что новый федеральный государственный образовательный стандарт является средством для системных обновлений:
структуры образования;
содержания образования;
технологий;
системы оценивания;
модели оплаты труда;
управления образованием и т.д.
В этой связи становится понятным, что чем раньше школа «откликнется» на изменения, тем быстрее мы сформируем образовательное пространство, центром которого будет ученик, его запросы и интересы. Несомненно, что работа по внедрению ФГОС требует выполнения определенных действий организационного и содержательного характера.
Цель деятельности ОО: обеспечение перехода МКОУ «Унъюганская СОШ №1» на новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, создание условий для реализации сетевой модели внеурочной деятельности в основной школе.
Совершенствование системы управления МКОУ «Унъюганская СОШ №1» позволило прогнозировать деятельность коллектива, планировать организацию и содержание деятельности школы по введению ФГОС на основе поставленной цели и спланированных задач:
1.Подготовить нормативно – правовую базу и программно-методическое обеспечение введения ФГОС второго поколения, в том числе в части региональной составляющей.
2.Подготовить нормативно – правовую базу и программно-методическое обеспечение введения сетевой модели внеурочной деятельности на основе паритетной кооперации с учреждениями дополнительного образования с учетом перехода на модель предпрофильной подготовки и профильного обучения.
3. Информировать педагогических работников школы о нормативной базе для введения ФГОС, организовать повышение квалификации администрации школы, учителей-предметников.
4. Создать условия для обеспечения в ОУ современных условий образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС:
- развития вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов образовательных учреждений);
- внедрения технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
реализации преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому обучающемуся условия, необходимые для его личностного роста и развития с учетом требований федеральных образовательных стандартов.
5. Предоставить ребенку право выбора индивидуального образовательного маршрута на основе разноуровневого обучения, профильности, профессиональной специализации, обеспечения социально-медико-психолого-педагогического сопровождения данного процесса на II и III ступенях образования.
6. Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки и реализации Основной образовательной программы ОУ.
7. Обеспечить непрерывную связь и сотрудничество школы с родительской общественностью, социокультурными, оздоровительными и административными системами для реализации всех направлений программы развития по построению модели «Школа социального успеха» в условиях перехода на новые федеральные образовательные стандарты.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался еще в 2011-2012 учебном году и осуществлялся через:
1. Изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО.
2. Формирование рабочей группы по введению ФГОС.
3. Составление основной образовательной программы образовательного учреждения.
4. Создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО.
5. Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО.
6. Анализа условий на соответствие требованиям ФГОС ООО.
7. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.
Педагоги школы начали свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности, проведения родительских собраний и консультаций с родителями будущих пятиклассников по введению ФГОС ООО.
С 1 сентября 2012-2013 учебного года учащиеся пятых классов начали обучаться по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Что изменилось в школе при переходе на новый федеральный государственный стандарт основного общего образования, и с какими проблемами пришлось столкнуться по истечении первого года работы по ФГОС ООО?
Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. В связи с переходом на новые стандарты ООО в пилотном режиме педагогическому коллективу МКОУ «Унъюганская СОШ № 1» пришлось многое переосмыслить и поменять.
Инновации в системе образования МКОУ «Унъюганская СОШ № 1» были связаны с внесением изменений:
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в учебно-методическое обеспечение;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и педагога;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в систему воспитательной работы;
в систему финансирования.
К началу 2012-2013 учебного года в соответствии с приказом директора школы была организована рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения. В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
Изучение новых методических материалов и рекомендаций ФГОС второго поколения.
Изучение УМК основной школы, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации.
3. Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
4. Разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана в соответствии с методическими рекомендациями ДОиН ХМАО-Югры и выбранными УМК.
5. Разработка модели внеурочной деятельности на основе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.
5. Разработка рабочих программ внеурочной деятельности в соответствии с методическими рекомендациями ДОиН ХМАО-Югры.
6. Ознакомление и обсуждение ФГОС второго поколения с родителями.
7. Разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования.
8. Создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей.
Опыт внедрения ФГОС ООО показал, что, в целом:
концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
разработанные педагогами рабочие программы своих занятий позволяют создать условия для проявления и развития ребенком своих способностей на основе свободного выбора;
введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, а с другой - создает финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками;
общеобразовательное учреждение оснащается в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений; обучающиеся 5-х классов в полном объеме обеспечены учебной литературой, часть которой приобретена за счет государственных субсидий и субвенций; сформирован заказ учебников для 6-х классов соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2014-2014 учебный год;в образовательном учреждении создано единое информационное пространство: всего в школе – 3 компьютерных и 2 мобильных класса (один из них поступил в начальную школу); число персональных ЭВМ в составе локальных вычислительных сетей – 54; из них используются в учебных целях – 48; ноутбуков – 21, наличие доступа и выход в Интернет имеются через школьную библиотеку, создана локальная сеть кабинетов (общешкольный доступ из кабинетов информатики, русского языка, литературы, иностранного языка, математики, физики, химии.)
материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
наблюдается положительная динамика использования учителями пятых-седьмых классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, ее интерпретации, представления своих проектов;
наблюдения за детьми при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке; наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ – средствами;
имеет место профессиональное общение педагогов и обмена их опыта с коллегами;
учитывая накопленный методический опыт, мы приступили сегодня к реализации целого ряд мероприятий по следующим видам поддержки учителей: разработка адаптированных образовательных программ, технологических карт урока и занятий внеурочной деятельности, организация семинаров и конференций по заявленной проблемной тематике.положительное отношение родителей к реализации ФГОС ООО в части реализации содержательной части основной образовательной программы и программы внеурочной деятельности.
школа располагает новым учебно–лабораторным оборудованием в кабинетах биологии и химии;
Имеются и определенные проблемы при апробации ФГОС ООО.В части материально-технического обеспечения:
в основном здании школы нет учебных кабинетов для организации игровой деятельности, кабинета для проведения занятий театральной студии, танцевального кружка, отсутствует малый спортивный зал, комнаты отдыха;
требуется продолжение материально–технического оснащения образовательного процесса: интерактивные доски, копировальная техника, мобильные компьютерные классы, подключение интернета в классы, в том числе для реализации электронных приложений к УМК.
В части учебно-методического обеспечения:
отсутствие достаточного методического обеспечения учебных пособий по новым стандартам;
требуется много времени для разработки конспектов уроков в новой форме (технологических карт урока).
В части информационно-методического обеспечения:
не по всем направлениям внеурочной деятельности существуют рабочие программы внеурочной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования;
требуется совершенствование ресурсного потенциала по отдельным предметам: информационно-методического (электронные версии учебников и приложений к ним), программно-методического.
В части кадрового обеспечения:
модернизация образования имеет системно-методологический характер, но эти изменения в большинстве случаев неясны современному педагогу, так как педагоги к переходу на новые стандарты образования и не были должным образом обучены, причем в первую очередь это отмечают сами учителя;
сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий, упрощено понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
требует внимания изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания технологиям интеграции
реализация проектной деятельности требует от педагога овладения в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
повышаются требования к фактическому образованию педагога дополнительного образования (некоторые педагоги дополнительного образования не имеют высшего педагогического образования);
В части оценочной деятельности и диагностики:
влияние внешних оценок (личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся;
работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихсяся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями;
проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов, работающих с первоклассниками.
В части финансового обеспечения:
одной из основных проблем внедрения ФГОС ООО является организация питания детей во время нахождения детей в школе во второй половине дня во время мероприятий внеурочной деятельности - данные мероприятия требует не только улучшения условий пребывания детей, но и требуют дополнительных финансовых затрат, которые образовательные учреждения не могут обеспечить за счет собственных средств.качественное образование невозможно без создания новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной), без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся, поэтому должна завершиться трансформация механизмов финансирования - эти механизмы еще не запущены в полной мере.Проблем много. Они решаемы Необходима реализация современной модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, культуры, спорта и т.п., обеспечивающих организацию внеурочной деятельности на основе муниципальных заданий. Перспективны могут быть любые формы сетевого взаимодействия, регулируемого в рамках единого образовательного пространства поселка и района. Одним из примеров такого сетевого взаимодействия может стать, например, комплексная программа краеведческой направленности и организация дистанционного образования. И, конечно, для педагогически продуктивного выстраивания смоделированной нами системы необходима обоюдная готовность образовательных учреждений к встречному движению, сопровождаемая закреплением возникающих партнерских отношений на соответствующей нормативно-правовой основе.
В перспективе должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Такая форма наиболее приемлема для общеинтеллектуального и общекультурного направления развития личности.
Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Александр Асмолов, один из главных разработчиков новых стандартов, сказал о времени начавшихся реформ в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.