Разработка методического материала для проведения Образовательного путешествия для учащихся 5-х классов в рамках реализации ФГОС ООО. Проектные задачи по истории
Управление образования Администрации
Верещагинского
Муниципального района
МАОУ Верещагинская средняя общеобразовательная школа №121
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Разработчики:
Главацких О.Н., учитель истории и обществознания МАОУ ВСОШ №121
Савельева Т.В., учитель истории
и обществознания МАОУ ВСОШ №121
Верещагино 2014г.
Введение.
В современной России историческое образование является важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества. Это порождает новые требования к современному образованию. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству. В Федеральных образовательных стандартах второго поколения определены личностные, предметные и метапредметные результаты.
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение у учащихся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Педагогическая практика показала, что многие учащиеся недостаточно умеют работать с информацией, переводить её в другие знаковые формы, не всегда могут выделить, понять и принять позицию другого человека, установить причинно - следственные связи событий, процессов, явлений, публично представить результаты работы. Ученики часто испытывают трудности при организации и планировании самостоятельной деятельности, не обладают исследовательскими и аналитическими умениями.
Возникает противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к образованию и реальной ситуацией существующей в школе при преподавании истории и обществознания. Таким образом, задача учителя истории, научить школьников самостоятельно учиться, стать субъектами собственной деятельности. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. На наш взгляд, эти проблемы, возможно, решать и через использование в процессе обучения проектных задач.
Целью нашей работы является: создание комплекса проектных задач для успешного включения учащихся в проектную деятельность, формирования у обучающихся умений переносить полученные знания в нестандартные жизненные ситуации и решать их.
Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:
1. Изучить литературу по созданию проектных задач;
2. Апробировать проектные задачи в учебной деятельности;
3. Внедрить проектные задачи в процесс обучения;
4. Отследить динамику уровня сформированности проектных умений.
Критерии оценки эффективности
Включение проектных задач в процесс обучения будут способствовать формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий учащихся; освоению обучающимися основ проектной деятельности; повышению познавательной активности обучающихся, мотивации к обучению.
Предложенные проектные задачи создают для учащихся ситуацию успеха, позволяют ставить на уроке проблемы и находить пути их решения, формируют ключевые компетенции учащихся.
Данная работа ориентирована на учителей истории, обществознания и других предметов. Рекомендуется использовать в качестве пособия при проведении уроков истории. Предлагаемые материалы призваны способствовать реализации требований Федеральных образовательных стандартов второго поколения.
Методика использования разработок. Описание опыта использования.
Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система действий обучающихся, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике результата («продукта»), в ходе решения которой происходит изменение мышления учащихся.
Проектная задача носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче не указывается, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема, модель, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее отделён от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения: в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть, определена самими учащимися.
Главное условие – возможность переноса известных учащимся способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.
Отличием такой задачи от привычной викторины является предлагаемая на каждом этапе фиксация способа действия и обоснование своего ответа, а так же оценочная рефлексия. Отдельные задания требуют детального знания, не рассматриваемого на уроке и не содержащегося в учебнике. Для решения таких задач в аудитории есть ряд справочников, энциклопедии, кроме того, каждая группа имеет право воспользоваться точкой доступа в Интернет.
Решать проектные задачи учащиеся могут во внеурочной деятельности, на занятиях кружков, клубов по интересам, при организации групповых интеллектуальных игр. Мотивом деятельности учащихся в данном случае является неполучение хороших оценок, а командная или личная победа, возможность поработать в группе.
Включение в учебный процесс проектных задач позволяет учителю системно отслеживать способы действия учащихся в нестандартных ситуациях, осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности школьников. Регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.
Заключение. Исследование эффективности использования проектных задач в учебном процессе.
В настоящее время в связи с введением стандартов второго поколения приоритетом образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В ходе решения комплекса проектных задач, у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия: 1. Познавательные УУД:
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
2. Регулятивные УУД:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать выполненную работу – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности).
3. Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Данные проектные задачи были апробированы в урочной и внеурочной деятельности в 5-7-х классах. По итогам включения учащихся в решение проектных задач отслеживалась динамика формирования универсальных учебных действий учащихся. На сегодняшний день можно говорить о некоторых результатах сформированности универсальных учебных действий обучающихся.
Уровень сформированности УУД в процессе решения проектных задач
№ УУД Критерии Показатели
1. Познавательные УУД -работа по поиску, обработке и предоставлении информации;
-представление информации в различных формах;
-перевод информации в другие знаковые формы;
-овладение проектными методами.
-самостоятельно могут осуществлять работу по поиску, сбору, обработке, передаче и представлении информации - 53% учащихся;
-владеют навыками работы со справочно-энциклопедическими изданиями 80% учащихся, умеют перерабатывать информацию- 42%
-владеют проектными методами -39% учащихся.
2. Коммуникативные УУД -умение работать в группах;
-толерантные отношения. -выражают терпимое отношение к различным мнениям, высказывание в вежливой форме иных точек зрения;
-выполняют различные роли в группах: лидер, исполнитель, критик;
3. Регулятивные УУД -умение ставить цель;
-умение видеть проблему;
-составлять план решения задачи;
-оценивать собственное продвижение;
-33% учащихся формулируют цели деятельности и выбирают способы её достижения;
- 32% учащихся умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку правильности их выполнения;
- 42% обучающихся могут находить альтернативные способы решения проблемных ситуаций
Решение проектных задач - это шаг к проектной деятельности, позволяющий поддержать детскую индивидуальность. Они дают возможность опробовать учащимся различные пути решения, помогают сложиться учебному сотрудничеству, у школьников появляется возможность овладеть новыми способами действий, использовать их в модельных ситуациях.
Дидактические материалы
Приложение№1
Проектная задача
Вы уже начали изучать историю России? Вы уже познакомились с жизнью славянских племён, первыми князьями, с соседями Древнерусского государства? Вы изучаете географию, литературу, математику? Тогда Вам не составит особого труда совершить путешествие вместе мальчиком Путятой из его родного города в Новгород. Путята нашёл берестяное письмо, попытался расшифровать его содержание, но ряд слов в этом послании так и остались для него неизвестными. Мальчик решил отправиться в Новгород, чтобы обратиться за помощью к местным жителям и расшифровать письмо. А вдруг в этом послании зашифровано место спрятанного клада? Путята очень надеется, что Вы ему поможете.
Этап 1.
Для начала, узнайте Путяту среди других людей
439674014097032251652362201682115188595348615552451.
3.4.
2.
5.
Что необходимо знать и уметь для решения этой задачи? Опишите ход своих рассуждений и укажите ответ, к которому вы пришли.
Этап 2.
Справились?
Тогда вам легче будет найти город, в котором он живет. Этот город называют «городом на семи холмах». В одном из летописных сводов этот город описан так: «Были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив на третьей горе, которая прозывалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его_______. Попытайся определить название города. Найдите и обозначьте на карте этот город.
Этап 3.
Ну вот, мы нашли город Путяты, и он рад нас приветствовать. Однако, мальчик чем-то озабочен и не спешит отправиться с нами расшифровывать берестяную грамоту и искать клад. Оказывается, Путяте поручили срочную работу произвести вычисления размеров главного храма города: прямоугольная часть внутреннего помещения Софийского собора имеет ширину 41,7 метра, а длину на 12,9 метра больше. Определите периметр прямоугольной части внутреннего помещения Софийского собора.
Свое решение оформите с полными пояснениями.
Этап 4.
Работа выполнена, пора отправляться в путь. Но какой, же из трёх известных путей выбрать? В одной из летописей известно о трёх главнейших торговых путях: пути «из варяг в греки», «соляном пути», «залозном пути», выберите тот путь, который нужен Путяте для путешествия в Новгород. Составьте подробный план путешествия, перечислите города входящие в состав пути, кратко опишите их.
Этап 5.
План путешествия составлен. Ну, теперь можно и в путь. Только надо запастись припасами, а для этого рассчитать время, которое будет затрачено на путь до Новгорода. Вычислим, сколько мы затратим дней, если в день планируем преодолевать примерно 25 километров? Опишите свои действия по решению этой задачи и запишите ответ.
Этап 6.
Сколько дней будем ехать – примерно ясно. Но вот что брать с собой, как одеваться и на ком ехать? Составьте список необходимых вещей, учитывая особенности природы и ландшафта, через которые лежит наш путь. Составьте памятку правил гигиены и безопасности, которые нам необходимо помнить в пути.
Список вещей.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Сформулируйте инструкцию по безопасности. Самые важные правила.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Этап 7.
Боже, как мы долго едем! Хоть бы как-то узнать, далеко ли до Новгорода? Назовите 5 признаков, по которым можно было бы определить, что мы уже близко и не сбились с пути.
1. 2. 3. 4. 5. 6. Этап 8.
Надо скорее идти, а то скоро уже стемнеет, а наш мальчик склонился в восторге над берестяной грамотой, непонятно как попавшей к нему в руки. Похоже, пока мы не определим, что это за текст, как его можно назвать - Путята с места не двинется, он явно хочет, чтоб мы разделили его восторги по поводу прочитанного. Что же содержит берестяная грамота: «Найди в стене небольшой круглый лаз, ведущий в небольшую камеру, оканчивавшуюся тайником, «аще кто найде сей ход, той найде великий клад Ярослава». При помощи чего автору этого текста удалось вызвать у нашего Путяты такие бурные эмоции? Кто и кому адресовал этот текст?
Этап 9.
И вот мы уже на улицах города. Ещё в X веке в Новгороде улицы были вымощены деревом. Когда мостовая снашивалась, поверх неё настилалась новая. Археологи установили, что на Холопьей улице в течение X-XV веков каждые двадцать лет мостовая обновлялась. Посчитайте, сколько настилов обнаружили археологи за этот период? Свое решение оформите с полными пояснениями.
Этап 10.
lefttopНу вот, наш спутник у цели. Новгород – огромный город. Где искать наш клад? Обычно самое ценное сокрывали в стенах Детинца или собора, отправимся туда.
О каком месте идёт речь в берестяной грамоте, когда и кем было построено это сооружение.
______________________________________
______________________________________
Наши старания увенчались успехом, мы нашли клад.
Ура! ВЫ НАСТОЯЩИЕ ПОМОЩНИКИ! Но самое, конечно, главное сокровище – это ваши знания и умения, которые вам пришлось проявить и потренировать!
Проектная задача
Создание журнала - путеводителя о культуре Древней Греции для современных школьников.
Хотели бы Вы совершить увлекательное путешествие по священным местам Греции вслед за древними паломниками, побывать в лабиринте Кносса, огромном греческом амфитеатре, посетить Парфенон? Для того чтобы вам не заблудиться в огромной стране, предлагаем Вам составить журнал – путеводитель по Древней Греции. Создание журнала позволит Вам посетить все эти места и увидеть связь между овеянным мифами прошлым и настоящим. Материалы, размещённые в журнале, помогут понять значение культуры Греции для современной цивилизации, заинтересуют этой страной других школьников.
Этап 1.
Определим рубрики нашего журнала. Вспомните, чем была знаменита Древняя Греция. Дополните предполагаемые рубрики.
Предполагаемые рубрики
1 Историческая справка о Древней Греции
2 Архитектура…
3 ……
4 …….
5 ……..
Этап 2.
Древнегреческая цивилизация сложилась в бассейне Эгейского моря. Жизнь населения этого региона тесно связана с морем, которое способствовало развитию мореплавания, колонизации, торговли. Для того чтобы начать составлять путеводитель по этой стране попытайтесь определить место Греции на карте. Дайте описание её местоположения.
____________________________________________________________
________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Этап 3.
Греков называли «морским народом», море играло в жизни греков очень важную роль. Море формировало особенные черты характера древних греков. Какие черты характера греков Вы можете отметить. Перечислите их.
№ Черты характера Аргументы
1. 2. 3. 4. 5. Этап 4.
Продолжим наполнять содержанием и иллюстрациями рубрики нашего журнала-путеводителя. В современной жизни мы часто сталкиваемся с таким видом искусства как скульптура, будь это статуя в музее или памятники знаменитым людям, стоящие на улицах города. Греция отличалась своим особым колоритом скульптурных композиций. Выберите из предложенных скульптурных композиций, те которые были созданы в Древней Греции, аргументируйте свой выбор.
1. 2. 3.
4. 310515-4445 5.
6. 7.
Этап 5.
В греческой архитектуре колонны играли важную роль. А что, если каждую страницу нашего журнала украсить справа по всю длину изображением греческих колонн? Давайте выберем, какие будем использовать!
1. 2. 4.
29870402540 3.
Этап 6.
В современном интерьере есть много заимствований из Древней Греции. Греческий стиль интерьера характеризуется отсутствием роскоши, преобладанием пастельных тонов. Какие ещё советы Вы можете предложить для читателей журнала по оформлению своего дома в греческом стиле.
662940-1009653158490-24765
758190270510
31013400
№ Советы
1. 2. 3. 4. 5.
Этап 7.
Важную роль в жизни древнегреческого общества играли театральные представления. Они ведут своё происхождение от сельских праздников в честь бога Диониса. Участники этих театрализованных представлений танцевали, распевали песни, разыгрывали сценки из мифов. Древнегреческого актёра можно было легко выделить из толпы зрителей по его внешнему виду. Сконструируйте костюм древнегреческого актёра, подпишите названия элементов костюма.
Этап 8.
И последнее, что нам осталось - создать интересный логотип нашего журнала. С чего начинается знакомство читателя с новым журналом? С логотипа. Логотип- это визитная карточка журнала. Логотип в нашем случае - это название журнала, выраженное в графической форме. Он призван выражать индивидуальность журнала, подчёркивать принадлежность журнала к определённой сфере жизни. Предложите свои знаки, символы, образы для логотипа нашего журнала. Ответ поясните.
________________________________________________________
________________________________________________________
__________________________________________________________
Дорогие ребята! В процессе работы над проектом мы обнаружили, как много в современной культуре заимствовано из культуры Древней Греции. Думаем, что созданный вами журнал - путеводитель будет интересен, не только Вам, но и современным школьникам.
Анализ выполненной работы.
Проанализируйте свою работу по двум вопросам:
Какие знания и умения требуются для решения этой задачи. Как вы оцениваете эти знания и умения у себя в связи с решением всех этапов?
Знания и умения Уровень
Ниже среднего Средний уровень Средне-высокийуровень Высокий
уровень
Решение задачи могло помочь вам расширить и углубить свои представления о жизни в Древней Руси. Дополнились ли ваши представления? Если «да», то в чем заключаются ваши открытия?
Заполните дневник открытий.
1. 2. 3. 4. Критериальная шкала определения учащимися своих знаний и умений.
Знание
«Не знаю и не понимаю, что мне нужно узнать» – низкий уровень
«Не знаю, но понимаю, что именно мне нужно узнать» - уровень ниже среднего
«Знаю, но с трудом могу применить это знание в решении задач» - средний уровень
«Знаю, успешно применяю знание в решении задач» - средневысокий уровень
«Знаю, успешно применяю знание в решении задач и могу объяснить другому» - высокий уровень
Умение
«Не умею и не понимаю, что здесь нужно уметь» – низкий уровень
«Не умею, но понимаю, какое умение здесь требуется» - уровень ниже среднего
«Умею, использую свое умение в знакомой ситуации» - средний уровень
«Умею, успешно применяю свое умение в знакомых и незнакомых ситуациях» - средневысокий уровень
«Умею, успешно применяю свое умение в знакомых и незнакомых ситуациях, могу сам конструировать ситуации для развития этого умения, помогаю развивать это умение другим» - высокий уровень
Приложение №3
Путеводитель по местам восстания под предводительством И. Болотникова: места, события, люди.
Проект выполнили ученицы 7А класса
Мелехина Любовь,
Балуева Дарья,
Анфёрова Валерия
Памятник И. Болотникову. Сегодня мы с Вами отправимся на необычную экскурсию по историческим местам России эпохи XVII века. Первая точка нашей экскурсии г. Тула. В 1950г. на территории Тульского кремля был построен памятник И. Болотникову, руководителю крестьянского восстания 1606-1607гг. Кто такой И. Болотников, в чём причины крестьянского восстания, каковы цели восставших, каковы основные события и чем закончилось это выступление, мы узнаем на нашей экскурсии.
И.Болотников. Иван Болотников, происходил из обнищавших боярских детей. Продался в холопы князю Андрею Телятевскому, служил в его вооружённой свите как боевой холоп. Затем бежал от господина, нашёл прибежище на вольных казацких окраинах. По некоторым сведениям, был атаманом донских казаков. Попал в плен к татарам и был продан в рабство туркам. В качестве гребца-невольника участвовал в ряде морских сражений. Был освобождён из плена итальянцами. Возвращаясь в Россию, Болотников побывал в Германии и Польше.
Царь Федор Иоаннович. В 1598г. умирает сын Ивана Грозного Фёдор Иоаннович, прекращается династия Рюриковичей, правившая страной 756 лет (с 862-1598г.). Россия скатывается в полосу Смутного времени. На российском престоле оказываются самозванцы, выдающие себя за чудом спасшегося сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, усиливается сопротивление власти со стороны податных сословий общества, поднимаются крестьянские восстания. Одно из таких восстаний возглавил И.Болотников.
В южных районах России И. Болотников организовал собственную армию и начал боевые действия против правительства Василия Шуйского, называя себя «воеводой царевича Дмитрия». Его активно поддерживали казаки, дворяне под руководством Прокопия Ляпунова, стрельцы во главе с Истомой Пашковым, холопы и крепостные крестьяне.
Причинами крестьянского восстания было: усиление феодального гнета, недовольство населения правлением Василия Шуйского, политическая нестабильность в обществе, отсутствие законных наследников престола, появление самозванцев, введение «урочных лет», увеличение сыска беглых крестьян, проблемы экономического характера: неурожаи, голод.
г. Путивль. Центром восстания стал северский Путивль. Воевода города князь Г. П. Шаховской активно помогал Болотникову в организации войска. Сочувствовал восстанию черниговский воевода Андрей Телятевский. Собрав войско, болотниковцы решают пойти на Москву.
Царь Василий Шуйский направляет на борьбу с восставшими войска, возглавляемые воеводами Ю.Трубецким и М. Воротынским. В августе 1606г. состоялось сражение под Кромами. Войско Трубецкого было разбито, царская армия под руководством Воротынского потерпела поражение в сражении под Ельцом. 23 сентября 1606 г. Болотников одержал победу под Калугой.
Восставшие по пути на Москву подошли к Коломне. В октябре 1606г. посад Коломны был взят, но кремль продолжал упорно сопротивляться. Оставив небольшую часть своих сил в Коломне, Болотников направляется в Москву. В селе Троицкое ему удалось разбить правительственные войска. Армия Болотникова расположилась в селе Коломенское под Москвой.
Начало двухмесячной осады Москвы. 7 октября 1606г. войско Болотникова осадило Москву. Всего в Походе на Москву участвовало 30 тысяч повстанцев. В ноябре к восстанию присоединились казаки Илейки Муромца. Единства в рядах восставших не было, рязанские отряды под командованием Прокопия Ляпунова 15 ноября перешли на сторону В. Шуйского. 2 декабря 1606г. ослабленные повстанцы потерпели поражение. Войска И. Болотникова отошли к Калуге, отряды Илейки Муромца к Туле. 20 декабря царская армия осадила повстанцев в Калуге. На помощь повстанцам пришел большой отряд запорожцев. В мае 1607г. восставшим удалось прорвать блокаду Калуги и отступить к Туле.
Тула - город-крепость с кремлем в центре, мощное фортификационное сооружение. Город был окружен глубокими валами и рвами, укреплен высокими дубовыми стенами. Пушки на башнях городских стен были серьезным оружием сдерживания штурма города. 12 июня 1607г. царские войска подошли к стенам мятежной Тулы, руководство осадой города взял царь Василий Шуйский. Шуйский ведёт переговоры с Болотниковым, обещая в случае капитуляции Тулы, сохранить жизнь и свободу участникам восстания. Переговоры закончились заключением «контракта», который Шуйский скрепил торжественной клятвой. Выполнять условия В. Шуйский не собирался, он вёл тайные переговоры о выдаче Болотникова и других руководителей восстания. При осаде царские войска перегородили плотиной протекавшую через город реку Упу и вызвали в городе наводнение. 10 октября 1607г., после заключения соглашения о капитуляции, Тула открыла свои ворота царским войскам. Болотников и «царевич» Петр были схвачены и привезены к царю. Тульские сидельцы» были распущены «восвояси», чтобы видя нарушение договора, вновь не подняли восстание.
Василий Шуйский пообещал «не пролить крови» повстанцев. Чтобы формально соблюсти своё обещание, он использовал «бескровный» способ казни — через утопление. И. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплён и утоплен. Илейка Муромец — повешен. Воевода Шаховской — насильно пострижен в монахи. Восстание И. Болотникова потерпело поражение. Причинами поражения были: неоднородный состав участников, разрозненность и неорганизованность отрядов восставших, сплочённость дворян вокруг Василия Шуйского, предательство в рядах восставших. Несмотря на подавление восстания, Смутное время в России не завершилось. Оставшиеся в живых участники восстания И. Болотникова примкнули к повстанческой армии Лжедмитрия II, влились в состав Тушинского лагеря, приняли участие в Первом и Втором ополчениях, участвовали в освобождении Москвы от поляков. Восстание под руководством И.Болотникова одна из страниц истории России XVII века. Память о героях этого события увековечена в памятнике, расположенном в Тульском кремле.
На этом мы заканчиваем нашу экскурсию и надеемся на новую встречу с Вами.