Воспитательное мероприятие:Классный час о дружбе
Кл. час «Разговор о дружбе»
Цели: формировать нравственные качества, умение дружить и дорожить дружбой; дать понятие таких слов как дружба, товарищ, приятель; развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие и артистические способности.
Оформление: на доске плакат «Друг – это тот, кто», слова: друг, товарищ, приятель; цветок дружбы; рисунок сердца с пожеланиями друзьям; плакаты, на которых написаны законы дружбы; сочинения на тему «Мой друг»; сказочные герои.
Ход классного часа
(Звучит песня в исполнении учеников)
Сл. М.Пляцковского Муз. Е. Птичкина
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки даже тает снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего разговора, скажите, что чаще всего бывает верной, крепкой и долгой? (Дружба.) Мы поговорим о дружбе настоящей и мнимой, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы.
- Что означает слово дружба? Владимир Иванович Даль в своём толковом словаре дал следующее определение:
«Дружба – бескорыстная стойкая приязнь»
- На доске записано начало предложения: «Друг – это тот, кто». Кого можно назвать другом?
Ученики зачитывают свои сочинения на тему «Мой друг».
- Какое прекрасное слово дружба. Произносишь его и сразу представляешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, который дарит нам прекрасное общение с другом. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг – это плюшевый мишка с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью. Какими же качествами должен обладать друг?
Стихотворение А. Л. Барто «Требуется друг».
Все живут не тужат, а со мной не дружат!
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной - стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади,
Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонка – на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг.
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!»
- Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
Ученики показывают сценку «Буратино и Мальвина»
Мальвина. Здравствуй, Буратино!
Буратино. Здравствуй, Мальвина!
Мальвина. Почему ты сегодня невесел?
Буратино. Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнулся на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся и почему-то ушёл. А что я плохого сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята?
Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь, нужно следить за своими словами.
Буратино. Я разве так один разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно , что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. Не хотят? Потому что некоторые похожи на меня. Разве не так? (переходят на шёпот) Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит». Запомните это.
- Умению дружить и общаться с людьми надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Стихотворение А. Л. Барто «Друг»
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал, и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт,
Не влечёт меня работа.
Больше к другу не влечёт.
Работа с пословицами.
- Я читаю начало пословицы о дружбе, а вы должны продолжить её.
Друга ищи, а нашёл (береги).
Друг познаётся в (беде).
Недруг поддакивает, а друг (спорит).
Неизведанный друг нехорош (для услуг).
Старый друг лучше (новых двух).
Не имей сто рублей, а имей (сто друзей).
Дружба дружбе рознь, а иную хоть (брось).
Частушки о дружбе.
В нашем классе дружно жить
Никому не запретишь
Вместе в цирк или в кино
Ходим парами давно.
Наш учитель вместе с нами
Занят важными делами
Учит нас круглогодично
Ну, почти что на отлично.
Настя с Любой дружат,
Ни о чём не тужат.
И в учёбе и в труде
Обе первые везде.
Я у друга взял тетрадь,
Чтоб контрольную списать.
После вышел казус –
Пара двоек сразу.
Я за дружеской спиной,
как за каменной стеной.
Друг мне даст списать ответ
И полезный даст совет.
Я куплю два пирожка-
Угостить хочу дружка.
Если на желудке сытно,
Друг доволен, сразу видно.
Прозвенел давно звонок
Начинается урок.
А дружок мой Коля
Не был нынче в школе.
Я домой к нему пришёл,
Друга дома не нашёл.
Коля без вести пропал –
В игровой ушёл он зал.
Он с компьютером на «ты».
День и ночь играет,
Но таблицу умноженья
Коля плохо знает.
Целым классом мы решили
На поруки Колю взять.
И теперь наш Коля знает
Математику на пять.
Вот такую молодёжь
В нашем классе ты найдёшь.
Есть получше, есть поплоше,
Всем похлопайте в ладоши.
Стихотворение С. В. Михалкова «Два козла».
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то что бы со зла.
Один из них приятеля только лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил.
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
- Кто же из козлов, описанных в стихотворении прав, а кто виноват?
Инсценировка по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Ты почему не ешь? – спросил его коля.
- Завтрак потерял
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда ещё далеко!
- А ты где его потерял? – спросил Миша.
- Не знаю - тихо ответил Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
- Кого из мальчиков можно назвать настоящим товарищем?
Разрешение нравственных проблемных ситуаций (работа в группах)
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя.
Игра «Ромашка».
Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (каждой группе выдаётся по три лепестка, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют к доске.
Все вместе, используя «ромашку», ещё раз отвечают «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
Учитель исполняет стихотворение.
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.
- Ребята, давайте сформулируем правила дружбы.
Правила дружбы.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Учащиеся обводят свои ладошки и пишут пожелания своему другу. Ладошки с пожеланиями вывешиваются на доску.
Если есть друзья на свете - всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер, даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу будем весело шагать
При любой погоде дружим – дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит, скажут все, кто юн и смел:
«Мы с тобой живём на свете для хороших славных дел».
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта, и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живёшь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало тому,
С кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало прекрасной людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то, и станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо мы дружбой недаром зовём.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполниться. ( В конце песня о дружбе)
Правила дружбы.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
15