Доклад Музыка-великое искусство воспитания


Музыка - великое искусство воспитания
Автор: Дерябина Татьяна Николаевна
учитель музыки ОЧУ «Школа Эрудит»
г. Москва

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д.Д. Шостакович.
Духовная жизнь формирующегося человека полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, творчества. Музыка тут лучший и верный помощник. Она является самым художественным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку или исполняя музыкальные произведения, дети познают себя и познают, прежде всего, что они прекрасны, рождены для того, чтобы быть прекрасными. Благодаря музыке в ребятах пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в них самих. Музыка является могучим средством самовоспитания.
Главной задачей музыкального воспитания в учебных заведениях является воздействие через музыку на весь духовный мир каждого из учащихся и прежде всего на их нравственность. « Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души». (В. Сухомлинский). В основе музыкального творчества лежит продуктивное музыкальное мышление и воображение. В развитии творческих способностей, мышления и воображения - перспектива творческой деятельности. Искусство музыки по своей природе чрезвычайно благоприятно для ее становления, что связано со спецификой: большой вариативностью художественного образа; высокой активностью музыкального языка. Л. С. Выготский писал: "... музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Но расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки" (6).
В последние годы музыкальная педагогика и психология обратились к детскому творчеству с особым вниманием. Развитие музыкально-творческих способностей у детей рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания.
Музыкальное воспитание - одно из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии ребенка и подростка. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой возраста, с другой. Музыкальное воспитание играет особую роль во всестороннем развитии личности. Музыку называют зеркалом души человека. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, так как в нем отражены человеческие эмоции. Музыка эмоциональна по своей сути, по - своему непосредственному содержанию.
Все эти характеристики учитываются в нашей работе. Благодаря столь замечательной особенности, музыка становится "эмоциональным познанием" и дает ни с чем несравнимые возможности для раскрытия эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов. Очень важным, на наш взгляд, является следующее мнение Л. С. Выготского. Говоря о гармонической личности, Л. С. Выготский в качестве важнейшего его условия назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики человека. Музыкальное воспитание - уникальное звено этого единства, поскольку оно оказывает влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие. Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Весь процесс обучения в школе направлен на воспитание художественно-творческого начала каждого занимающегося. Педагог воздействуют на учеников и высокой требовательностью, и добрым словом, советом, и личным примером. Это оказывает влияние на формирование духовного облика ребенка, его мировоззрения и морально-этического склада.
Учитель музыки знакомит учащихся со спецификой музыкального искусства как искусства синтезирующего, коллективного, объединяющего творчество музыканта, композитора, драматурга, актера, режиссера, художника, и воздействующего на ум и сердце слушателей при помощи разнообразных художественных средств. Дети убеждаются, что плодотворное творчество невозможно без соответствующей атмосферы, твердого порядка, дисциплины, способности каждого участника подчинять свои личные интересы интересам общего дела. Это раскрывает широкий смысл важнейшего завета Станиславского: "Любить искусство в себе, а не себя в искусстве".
Музыкальное искусство — это и искусство художественного ансамбля. Музыкальный ансамбль, как отмечал К. С. Станиславский, подобен оркестру, в котором искусство музыканта заключается не в том, чтобы затмить других своей игрой, а в том, чтобы исполнить порученную партию в строгом соответствии с партитурой произведения. Но хороший музыкант, кроме точного следования партитуре, вносит в произведение что-то свое, индивидуальное, придает ему неповторимую эмоциональную окраску. Это обогащает и углубляет общее звучание оркестра. Искусство художественного ансамбля определяет и направляет воспитание ученика. Его творческий рост и успех зависят не только от него самого, но и от всех учеников, с которыми он будет вместе работать, от той общей атмосферы, в которой будет протекать его творчество.
Учитель музыки приучает участников к ежедневному труду, помогает развивать к себе требовательность, самокритичность, внимательное и добросовестное отношение к другим участникам коллектива. Ведь артистическая этика и дисциплина складываются из незаметных мелочей, которые в своей совокупности определяют облик учащегося и стиль работы и художественную атмосферу в коллективе. Как учащийся будет относиться к занятиям, педагогам, товарищам - все это имеет большое значение для него самого и для окружающих.
Творить можно только при соответствующей обстановке. И поэтому строжайшая этика и дисциплина необходимы каждому ученику для осуществления общей цели.
Гедонистическая функция - способность детей получать удовольствие, переживать, смеяться, радоваться, испытывать наслаждение от проделанной работы – также учитывается нами в работе.
Музыкальное искусство помогает участникам испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы, творчески переживать, получая удовольствие. В этом есть эстетическое кредо учителя музыки. Важно, чтобы в годы детства, отрочества человек нашел, почувствовал, осознал в себе человеческую красоту, пережил чувство восхищения красивым, человечным в самом себе. В. Сухомлинский писал, что уже с детства человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности, и учитель музыки направляет каждого на истинный путь познания прекрасного.
Через музыкальное искусство мы в своем опыте выполняем эвристическую функцию - учим каждого участника мыслить, развиваем культуру чувств, направляем и совершенствуем природные способности ребенка.
Важной характеристикой профессионально-педагогического общения учителя музыки является стиль, то есть индивидуально типологические особенности взаимодействия педагога и воспитанников - особенности коммуникативных возможностей педагога и учащихся, творческая индивидуальность педагога. Ведь стиль общения педагогов с детьми - это категория социальная и нравственная. Стиль деятельности учителя музыки складывается на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и дружеского расположения.
Мы признаем значение музыкального творчества в музыкальном развитии, воспитании детей и убеждаемся, что оно — прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.
Профессиональная деятельность учителя музыки формирует личность ребенка (подростка) с широкими интеллектуальными, эстетическими, художественными интересами, пробуждает природное стремление ребенка к самоутверждению через активные виды и формы музыкального творчества.
Музыкальная культура, освоенная обучающимися, становится прочной основой общей культуры каждого воспитанника.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Азаров Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы// Советская педагогика .- 1969.- № 11
2.Апраксина О.А.Методика музыкального воспитания в школе. - М.,1975.
3.Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учеб. Пособие Под ред. Е.В. Бондаревской, - Ростов н/Д, 1995.
4.Волков И.П.Приобщение школьников к творчеству.- М.: Просвещение, 1982.
5.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1967.
6.Выготский Л. С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1965.
7.Кабалевский Д.Б.Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы//Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. - М.,2001.
8.Кирнарская Д.К.Музыкальные способности. - М.: Таланты – ХХI век, 2004.
9.Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 2. Работа актера над собой. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - М.: Искусство, 1989.
11.Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека.- М.: Педагогика,